Новости
Ракурс

Наценка за псевдоэкологичность

25 ноя 2015, 12:36

Мы есть то, что мы едим. Правда, украинцы часто даже не догадываются, что на самом деле они едят. Ведь в той же колбасе мясом разве что пахнет, а его роль исполняют различные добавки. И даже если потребителю повезет и он приобретет «докторскую», изготовленную из мяса, то ой как не факт, что сырью не будет лет... 20. И этому факту не стоит удивляться, ведь зачастую наши производители закупают за копейки мясное сырье за границей, где его должны были бы уничтожать, но продают украинским предпринимателям.


.

Именно поэтому, чтобы приобрести качественную пищу, покупатели среди всего продуктового разнообразия выбирают продукты, на которых есть маркировка «эко», «органик» или «био». И это притом, что стоит она на 30%, а иногда и на 50% дороже. Однако такие надписи и завышенная цена, к сожалению, не гарантируют, что продукт действительно качественный.

Полезно и вкусно

В мире органические продукты ценятся за то, что не содержат генетически модифицированных организмов (ГМО) и их производных, химически синтезированных консервантов, красителей, ароматизаторов, стабилизаторов и загустителей и т. п. Также в составе настоящей органической продукции не должно быть сырья сельскохозяйственного происхождения, выращенного с помощью пестицидов, химических удобрений и другой агрохимии, гормонов и стимуляторов роста. Не может называться органикой продукция, изготовленная из сырья, выращенного вблизи промышленных центров.

Судя по строгим требованиям к «чистой» продукции, становится понятным, что настоящая органика отличается своими вкусовыми качествами и пищевой ценностью. Так, органическое мясо является идеальным источником здоровых белков и насыщенных аминокислот. Например, курятина всегда считалась диетическим продуктом, однако это не относится к мясу, которое продается в наших супермаркетах. Ведь оно содержит антибиотики и стимуляторы роста.

«Благодаря особенностям органического сельского хозяйства содержание сухих веществ в фруктах и овощах увеличивается, а воды — уменьшается, таким образом улучшаются их вкусовые качества. В то же время, содержание витаминов, микроэлементов и клетчатки значительно больше», — рассказывает представитель Всеукраинской ассоциации по защите прав потребителей Людмила Розумник.

Поэтому, когда мы говорим об органических продуктах, то следует понимать, что речь должна идти прежде всего об органическом способе производства.

Ферма свободных животных

Производство любого органического продукта начинается с сертификации земли. И когда речь идет о молоке или мясе, то в первую очередь органический статус должны получить поля и пастбища, используемые для ведения животноводства. Коровы, дающие органическое молоко, должны выпасаться только на чистых пастбищах, чтобы трава, которую они едят, не содержала в своем составе пестицидов, диоксинов или другой химии, которая впоследствии может перейти в молоко или мясо.

«Органические овощи имеют право называться таковыми лишь тогда, когда земля, на которой их выращивают, прошла соответствующую сертификацию. Это свидетельствует о том, что прошло не менее трех лет с момента последнего использования агрохимии и ГМО и в земле больше не осталось вредных веществ, — отмечает Л. Розумник. — После того, как ферме выдали органический сертификат на землю, она имеет право получить сертификат и на ведение животноводства. Выдаются эти документы специализированными организациями, которые проводят сертификацию по требованиям, предусмотренным в ЕС. Среди перечня последних есть и запрет содержать тех же коров в тесных стойлах и негуманно обращаться с ними. То есть коровы должны быть на свободном выгуле, на сертифицированных пастбищах, в естественных условиях. Предусмотрены также требования по количеству гектаров на одну голову: например, для одной взрослой молочной коровы в хозяйстве должно быть не менее двух гектаров. Таким образом, Зорьки и Березки едят и одновременно обогащают почву естественным путем. Молоко, полученное от таких коровок, является готовым органическим продуктом или сырьем».

Что касается так называемых сложных продуктов, состоящих из различных ингредиентов, именоваться органическими они могут только тогда, когда не менее 95% их составляющих изготовлены сертифицированным способом. Таким образом, потребителям органических продуктов важно знать места производства всех ингредиентов. Международные стандарты обязывают производителей органической продукции указывать на упаковке происхождение каждого из компонентов.

Закон есть — контроля нет

Однако это международные стандарты, а какова ситуация с законодательным обеспечением этой сферы в Украине? По мнению экспертов, у нас этот вопрос так и остается открытым, несмотря на то, что в 2013 году парламент принял Закон Украины «О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья». Этим нормативным актом определены правовые основы функционирования органического рынка, а также меры надзора и контроля за такой деятельностью. В январе 2014 года этот закон вступил в силу. Кроме того, в 2014 году истек срок добровольного применения Технического регламента по экологической маркировке, адаптированного к Регламенту Европарламента и Совета ЕС. Таким образом, технический регламент устанавливает правила экологической маркировки и вводит запрет на применение непроверенных экологических утверждений, указывающих на общее экологическое преимущество продукции: например, «экологический», «экологически чистый», «экологически безопасный» и другие. В соответствии с установленным техническим регламентом правил, экологическую маркировку в форме логотипа и экологических утверждений, указывающих на преимущество продукции в части ее влияния на состояние окружающей среды и здоровье человека, можно применять только тогда, когда речь идет об экологически сертифицированной продукции.

«Казалось бы, после принятия закона можно только радоваться за сторонников здорового образа жизни. Правда, за прошлый год новый закон продемонстрировал свои недостатки: с точки зрения специалистов ЕС, его необходимо существенно доработать, а также утвердить ряд подзаконных нормативно-правовых актов для его выполнения, — рассказывает руководитель Киевского горобластного центра защиты потребителей, качества и безопасности продукции Роксолана Цирук. — По мнению аграриев, новый закон не предусматривает сертификации всего процесса органического производства, как это происходит в ЕС, а сертифицирует только конечный продукт. Нет в Украине и органической базы семян, которая есть в европейских странах. Конфуз заключается в том, что в процессе оптимизации органов исполнительной власти правительство предусмотрело Государственную инспекцию сельского хозяйства, а ее функции в сфере государственного надзора в агропромышленном комплексе в области производства и оборота органической продукции так и не были никому переданы. Иначе говоря, закон есть, но контролировать его выполнение некому».

Также стоит отметить, что в Украине не разработаны соответствующие подзаконные акты, отечественные производители проходят процедуру органической сертификации своего производства по действующим международным стандартам. Чаще всего это нормы Евросоюза.

Распознать подделку

«Согласно действующему украинскому законодательству, производитель или другое заинтересованное лицо должны позиционировать продукт в категории «эко» или «органик» исключительно на основании соответствующей сертификации, — отмечает председатель ВОО «Живая планета» Светлана Берзина. — К сожалению, на украинском рынке довольно часто можно встретить безосновательные декларации товаропроизводителя насчет экологичности или органичности продукта, что является проявлением недобросовестной конкуренции и вводит в заблуждение. Самый эффективный способ выделить среди всего многообразия настоящую органику — научиться ориентироваться в маркировке и не стесняться спрашивать в магазинах экологические сертификаты».

Вот только сложно себе представить покупателя, который перед тем, как приобрести пакет молока и пачку крупы, начнет требовать сертификат на каждый из этих продуктов. А если одновременно приобретается с десяток наименований продуктов, то требовать сертификат на каждый из них — сомнительное удовольствие. К тому же, придется ждать, пока продавцы найдут каждый документ.

За рубежом распознать органический продукт можно по специальной маркировке. Она используется в странах, где понятие «органик» урегулировано законодательно и его использование контролируется государством. В этих странах использование надписей «органик», «эко», «био», «натур» и любых других, которые ассоциируются у потребителя с органической продукцией, разрешается только в случае, если производство имеет соответствующую сертификацию. При этом есть действенный контроль за использованием таких слов, в том числе и в названиях торговых марок.

«Украинским потребителям отличить настоящую органику от подделки сложнее, — считает Р. Цирук. — В Украине ситуация с потребительским выбором осложнена отсутствием регулирования названий торговых марок. Поэтому у нас изготавливают напиток с ароматизатором и называют его «квас настоящий» или продукт под торговой маркой «колбаса докторская», где есть только ароматизатор мяса. С органикой еще сложнее. На наших полках магазинов много различных биокефиров, натуральных соков и прочих продуктов украинского производства, вот только к органике имеет отношение только их название, а не содержание. В Украине пока в товароведческой классификации нет «био», «эко» групп товаров и не урегулирован порядок использования таких понятий. Поэтому такую маркировку у нас следует рассматривать только как рекламу. Исключением является импортная продукция».

Однако, покупая даже импортную «органику», следует быть осторожным, ведь это может быть обычная продукция, «украшенная» правильной маркировкой и высокой ценой. А все потому, что наказать бизнесменов, продающих псевдонатуральную продукцию, почти невозможно.

«К сожалению, статистики, сколько на украинских прилавках продается действительно органических продуктов, нет. Как нет и контроля в этой области. Вопрос рыночного надзора, в частности, касательно маркировки и рекламы, относится к компетенции Госпотребинспекции, но в настоящее время находится на стадии реорганизации, — отмечает С. Берзина. — Поэтому каждый производитель или любая заинтересованная сторона, обнаружившая проявления недобросовестной конкуренции, в том числе путем распространения информации, вводящей в заблуждение, например, об экологических характеристиках или преимуществах продукции конкурента, может обратиться в Антимонопольный комитет о защите от недобросовестной конкуренции. Если будет доказано, что распространена информация, вводящая в заблуждение, производителю придется заплатить штраф в размере до 5% дохода за последний отчетный год».

Однако на практике в Украине трудно вспомнить подобные судебные споры.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter