Новости
Ракурс

Обременительное администрирование и грабеж казны остаются

2 дек 2015, 13:37

После систематического напоминания о необходимости введения до начала нового бюджетного года налоговых изменений, на базе которых будет приниматься государственный бюджет, единственной попыткой их осуществления является зарегистрированный в парламенте проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации» №3357 от 26 октября 2015 года.


.

Наиболее рациональными новеллами предложенной модели налогообложения, по которой будут платить налоги в следующем календарном году, являются:

— изменение ставок налогообложения (снижение ставки налога на распределенную прибыль, когда учитывается инвестиционный фактор развития предприятия до — 15%, НДС — до 15%, НДФЛ — до 10%, определение единой ставки ЕСВ в размере 20%);

— введение единого порядка возмещения НДС согласно очередности в публично открытом реестре; уточнение без кардинальных изменений действующего порядка применения упрощенной системы налогообложения и др.

В целом, принимая во внимание отсутствие в проекте ряда однозначных определений, толкований, механизмов, порядков реализации отдельных положений и, безусловно, рисков по наполнению госбюджета, предложенные изменения можно считать приемлемыми и даже в некоторой степени прогрессивными.

В то же время ни определенная корректировка налоговых принципов, ни изменение соотношений ставок налогообложения и даже их снижение не решат действительно проблемных вопросов налоговой системы, касающихся постоянного грабежа казны, обременительного администрирования, давления налоговой инспекции на предпринимателей и чрезмерной дискреции — когда решения принимаются по собственному усмотрению. Эти вопросы намного важнее, чем вопрос ставок налогов, поскольку намерения налогоплательщиков по их уплате исключительно по требованию или откупом, а не по обязанности, ничего не изменят.

Первоочередными в налоговом реформировании должны стать не только, да и не столько законодательные изменения, а, прежде всего, определенная совокупность систематических мер борьбы с уклонением от уплаты налогов и, безусловно, мотивирующее воздействие экономических факторов. Когда, например, предпринимателю при выплате налоговых платежей с заработной платы дороже выходит именно уклонение от налогов, чем их официальная оплата. Ведь никакое идеальное предложение не будет результативным в неидеальной среде. Также среди основных практических действий по налаживанию процесса налогообложения должна быть ликвидация возможности крупного бизнеса оптимизировать собственное налогообложение, пользуясь компенсаторами, предусмотренными исключительно для упрощенной системы налогообложения, которая должна служить интересам малого бизнеса. Только при таких условиях мы сможем увидеть реальное положение дел, в результате получим возможность прояснить, что мы можем себе позволить.

К сожалению, вопреки требованиям действующего законодательства относительно вступления в силу налоговых законов, правительство не подало на рассмотрение Верховной Рады соответствующего законопроекта. Хотя Кабинету министров сейчас ничего не мешает улучшать администрирование налогов, делать процесс налогообложения открытым и прозрачным, разрушать схемы взаимодействия деловых кругов и государственного сектора и целенаправленно бороться с налоговыми правонарушениями. Не стоит забывать и о том, что именно фискальная устойчивость является залогом стабильной, взвешенной и прогнозируемой налоговой системы.

Поэтому остается надеяться, что при утверждении окончательных законодательных предложений в сфере налогообложения правительство учтет положительные наработки и экспертные заключения по этому проекту в сочетании с массивом реальных расчетов, обоснованиями и достоверным прогнозом, и сможет в перспективе обеспечить такую налоговую систему, а не пытаться в очередной раз без обсуждений и детального изучения «протолкнуть» собственные сомнительные налоговые инициативы.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter