Перипетии украинской электроэнергетики
https://racurs.ua/1024-peripetii-ukrainskoy-elektroenergetiki.htmlРакурсРынок электроэнергетики в Украине интересен тем, что он до сих пор не создан. Свободный рынок предусматривает гибкость в спросе и предложении, взаимодействие участников, создание новых направлений, наличие вменяемых регуляторов. Нынешняя ситуация — это творчески переработанные остатки советской энергосистемы, которую больше двадцати лет пытаются продолжать эксплуатировать несмотря на отделение Крыма, военные действия на Донбассе и другие форс-мажорные ситуации.
Формально, страна живет по закону «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины», за который Верховная Рада проголосовала в октябре 2013 года. Он был принят через 11 лет после провозглашения первой реформы энергорынка. Этот закон стал очередной попыткой оказать влияние на финансовые потоки, не изменившей ничего по существу. Задача сегодняшнего дня — не реформа существующего энергорынка, а его создание. Рынка нет. Есть уникальная совковая система по продаже одного товара — электричества, с централизацией всех средств за проданную электроэнергию и распределением их загадочными способами, понятными только государственному регулятору.
Украинский опыт евроинтеграции
Произведенную в Украине электроэнергию можно поставлять лишь в Беларусь или Россию. Наша энергосистема до сих пор настроена и адаптирована только к техническим условиям СССР, исключая три государства Прибалтики. Там в 2006 году была создана своя BALTSO, не допускающая влияния Москвы на стратегически важную отрасль. Украина еще в 1995 году сделала попытку интеграции в европейское энергообъединение UCTE. Не один год в проект вкладывались средства, и с июля 2002 года эксперимент заработал. Называется он Бурштынский энергоостров и охватывает территорию в 27 тыс. кв. км. С населением в 3 млн человек. Электросеть «острова» расположена в границах Закарпатской, частично Ивано-Франковской и Львовской областей. Включает в себя теплоэлектростанцию, теплоэлектроцентраль (разновидность ТЭС, которая не только производит электроэнергию, но и способна поставлять тепло потребителю) и гидроэлектростанцию. Экспорт украинской электроэнергии в Европу возможен только через этот «остров». Вот и весь опыт евроинтеграции отечественного электричества на сегодняшний день.
Европейское энергообъединение было создано задолго до рождения ЕС, в 1951 году, и сегодня это одно из крупнейших в мире подобных образований. С 2009 года оно называется ENTSO-E (Европейская сеть системных операторов передачи электроэнергии), это 41 оператор из 34 стран.
Какие бы политические ветры ни гуляли по Евросоюзу, это объединение всегда будет поддерживаться в безукоризненном состоянии. Европейский рынок в этой сфере существует давно, ценообразование там разнообразное, и сейчас ЕС его реформирует в направлении либерализации. Главная особенность европейского рынка — свободная конкуренция и отсутствие ручного регулирования, чего не удалось достичь нам. Власти не имеют возможности устанавливать тарифы и вмешиваться в отношения между производителями и потребителями.
В декабре 2010 года Украина присоединилась к европейскому Энергетическому сообществу (ЭС), взяв на себя обязательства по имплементации энергорынка к европейским условиям (англ. implementation — осуществление, выполнение, практическая реализация). Главное требование ЕС — обязательная дерегуляция и либерализация электроэнергетики с последующим объединением в единый рынок — ENTSO-E. Эти положения оговаривают ответственность Украины в вопросе реформирования национального энергетического сектора, который планируется интегрировать в Европу, с их высокими требованиями по качеству и надежности в работе единой энергетической системы. Зато работать в Европе можно с уверенностью в завтрашнем дне. Там за поставленную продукцию платят вовремя и твердой валютой.
Особенности украинского рынка
Стоимость произведенной украинской электроэнергии в 2014 году, по данным ГП «Энергорынок», составляет 162 млрд грн. Это более четверти доходов бюджета нашей страны в том же году. Игроки, присутствующие на этом поле, сами разрабатывают удобные для них правила. Крупнейший из них — ДТЭК Рината Ахметова — активно участвовал в создании и продвижении действующего закона, который готовился с оглядкой на директивы ЕС и Европейскую энергетическую хартию. ДТЭК является единственным частным экспортером электроэнергии в Европу из нашей страны через Бурштынский энергоостров.
Сейчас самое время привести все правила к среднеевропейским показателям, чтобы преференции получали не только частные компании, но и государство. Роль государства вовсе не в создании карманных компаний для внимательного контроля за деньгами, которые существовали все двухтысячные годы, а в организации удобных для всех общих правил. В условиях нынешнего законодательства чиновники планировали создать Фонд урегулирования стоимостного баланса как государственное специализированное некоммерческое учреждение, который наполняли бы принадлежащие государству производители энергии. Однако логичнее обратиться к западным примерам, только не нужно их творчески перерабатывать. Рынок в Украине десять лет назад пытались строить, руководствуясь британской моделью, но там она до сих пор успешно работает, а украинская интерпретация английского пула выглядит ущербно, с ее ручным режимом управления в пользу привилегированных структур. При таких условиях интеграция с европейским рынком просто невозможна.
Шаги в направлении реформирования Объединенной энергетической системы (ОЭС) действующие чиновники планируют начать с 1 июля 2017 года. С чем связана эта дата, пока не совсем понятно — как и непосредственное содержание планируемых действий. У нас отсутствует реальный координационный центр, который занимался бы реформацией нынешней ситуации. Обособленно проблемой занимаются многие, но до сих пор не озвучена последовательность и механизм перемен. В Минэнерго готовы возложить на себя ответственность за редактирование предложенных проектов, а не создание их с нуля.
Существует государственное предприятие «Энергорынок» — единственный продавец электроэнергии в стране, собирающий платежи от потребителей. Есть еще Совет Оптового рынка электроэнергии (ОРЭ), в который входят производители и поставщики. Государственному регулятору — Национальной комиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) — совместно с Минэнерго осенью 2014 года прямо поручалось Кабинетом министров заниматься вопросом создания координационного центра. В августе 2015 года мифический Координационный центр по обеспечению введения новой модели рынка электроэнергии возглавил вместо министра Владимира Демчишина премьер Арсений Яценюк. В его состав вошли с десяток разных замов министров, на этом активная работа органа завершилась. НЭК «Укрэнерго» (диспетчеры энергосистемы и передачи от производителей потребителям) и другие энергетические компании также самостоятельно делают какие-то бессвязные шаги.
На сегодняшний день в Украине фактически монополизирован рынок тепловой электроэнергетики и отсутствует рынок топлива. Три из пяти генерирующих компаний, созданных на основе ТЭС, принадлежат ДТЭКу, сюда входит и «Киевэнерго» с двумя ТЭЦ. Им же принадлежат шахты, добывающие антрацит. 2014 год принес миллиардные убытки этой компании-монополисту. ГП «Энергорынок» продает электроэнергию по установленным НКРЭКУ ценам, которые рассчитываются вручную, по непонятным для людей формулам. Например, цена произведенной «Энергоатомом» электроэнергии летом была 42,3 коп. за кВт-ч, тепловые станции продавали ее по 85 коп., «зеленый тариф» продавался от 3 до 10 грн за кВт-ч, что наиболее близко к реальной цене электроэнергии на сегодня. Естественно, никакой покупатель переплачивать не захочет. Значит, «зеленый тариф» нужно как-то дотировать — или вообще отказаться от возобновляемых источников энергии.
Для сбалансирования интересов всех производителей предлагаются новые условия, например, обсуждается квотирование недорогой энергии для крупных потребителей, чтобы избежать возможности демпинга на рынке. С другой стороны, постоянно повышаются тарифы и для предприятий, и для населения. Покупатели уже давно стремятся перейти на прямые договоры с производителями, что позволит выбирать предложения с более низкой ценой. Сейчас для обывателя это звучит неопределенно, но к весне 2017 года цена для населения планируется в районе 1,20 грн за кВт-ч. Население потребляет треть производимой энергии, а значит, вскоре каждый житель Украины почувствует перемены на себе.
Структура производства электроэнергии в Украине на 1 июля 2015 года
В этом году больше половины электроэнергии было произведено на атомных станциях. Особенность использования электричества заключается в ежедневном чередовании спадов и пиковых нагрузок. Парадоксальность ситуации заключается в том, что при наличии глубокого системного дефицита энергоресурсов (угля, воды, мазута, газа) атомные станции вынуждены работать с диспетчерскими ограничениями. Так, за январь-август 2015 года АЭС из-за балансовых ограничений недовыработали 1,8 млрд кВт-ч (недополучение «Энергоатомом» 682 млн грн дохода). Атомщики готовы не только производить больше энергии, но даже в период спада нагрузок отдавать ее бесплатно. Для поддержания агрегатов в нормальном состоянии станции всегда работают на полную мощность. Наведение в этом порядка относится не к реформированию, а к обычной правильной организации работы.
Реалии сегодняшнего дня
Постоянное потребление в системе, даже в периоды спада, называется базовой нагрузкой. Переменная часть потребления, которая изменяется на протяжении суток в зависимости от спроса, называется маневренной нагрузкой. Главный источник маневренной нагрузки и особенно пикового потребления — население. А главный производитель энергии во время пиковых нагрузок — ТЭС и ГЭС. Легче, конечно, использовать ГЭС — ввиду простоты включения дополнительных мощностей, но основные корректировщики нагрузок — ТЭС. Эти станции участвуют не только в покрытии маневренных и пиковых нагрузок, но и являются одним из двух главных источников покрытия базовой нагрузки. Сегодня работоспособность большей части ТЭС Украины находится под угрозой в связи с отсутствием запасов топлива.
Всего в Украине 14 крупных ТЭС. Из них 12 поставляют электроэнергию только на украинский энергетический рынок, две — и в Украину, и на экспорт. Пять станций находятся в Донецкой области: Зуевская ТЭС, Кураховская ТЭС, Славянская ТЭС, Старобешевская ТЭС и Углегорская ТЭС. Еще одна — Луганская ТЭС — в Луганской области. Шесть станций из 14, практически половина. Их суммарная установленная мощность составляет около 15% общей установленной мощности в стране.
Как только нагрузка начинает превышать мощность генерации, в системе падает рабочая частота тока. При этом в узлах нагрузки (на крупных распределительных станциях) падает напряжение, что вызывает своего рода цепную реакцию — дополнительное снижение частоты, снижение напряжения. Рабочая частота в нашей системе составляет 50 Гц. Как только частота падает ниже 49,2 Гц, наступает аварийная ситуация и автоматика просто отключает всю систему.
Чтобы не допустить глобальной аварии, в энергосистемах всех стран практикуются веерные отключения потребителей. Диспетчер в режиме реального времени отслеживает изменения нагрузки и мощности, и если развитие событий может привести к превышению нагрузки над мощностью — часть потребителей отключают. Таким образом, жертвуя на какое-то время снабжением части потребителей, диспетчер спасает всю систему от глобальной аварии. Ведь отключенные потребители проводят без энергоснабжения всего несколько часов в сутки, причем их можно предупредить заранее и даже составить график планируемых отключений. Такую ситуацию страна пережила в декабре 2014 года.
Нынешнее положение в электроэнергетике представляет собой картину, справедливо оценить которую можно лишь вспоминая прошедшие события. Для чистоты эксперимента удобно использовать дату вступления в силу закона о функционировании рынка электрической энергии — 1 января 2014 года. Аннексия Крыма в 2014 году привела к первому удару по украинской ОЭС. Энергозависимый полуостров производил около 1 млрд кВт-ч электроэнергии и получал с материковой части страны еще 5,5 млрд кВт-ч. Потеря территории обернулось утратой активов и инфраструктуры, которая была национализирована Российской Федерацией, но до сегодняшней партизанской блокады Крыма хотя бы оставался рынок сбыта продукции.
Еще до начала военных действий на Донбассе, в процессе попыток его децентрализации, была ярко обозначена проблема неравномерного распределения маневренных генерирующих мощностей и уязвимости добычи и поставки угля. Война превратила опасения в реальность. Украина утратила контроль над многими энергетическими объектами Донбасса и маршрутами доставки топлива. В конце 2014 года страна купила южноафриканский уголь на совершенно непонятных условиях. Примерно в это же время на не менее загадочных условиях были осуществлены поставки российской электроэнергии. Это привело к громкому скандалу и возбуждению уголовного дела в отношении руководства госкомпаний «Укринтерэнерго» и «Центрэнерго». Украинские власти тогда объясняли, что без российской электроэнергии стране не обойтись.
В августе 2014 года Кабмин принял Положение о чрезвычайных мерах на рынке электрической энергии. Сроки действия этого документа неоднократно продлевались, и действовал он до апреля 2015 года. Действия регулятора при чрезвычайных мерах свелись к прекращению платежей генерирующим станциям и поставщикам электроэнергии в зоне АТО и установлению новых тарифов для потребителей энергии во всей стране. Затем было переформатирование регулятора рынка электроэнергии. Его сначала ликвидировали, а через две недели создали новую структуру, назвав ее Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Стало размытым место регулирующего органа в системе власти и его полномочия в осуществлении перемен на энергорынке.
Основной проблемой ОЭС Украины является определение географии ее действия.Со времен СССР функционируют методики и технологии, не способные определить конфигурацию системы, ее реальные и будущие границы. Непонятно, где заканчивается управление украинского диспетчера и, соответственно, неясно, как нужно оплачивать полученный или отправленный товар. В этой связи возникают любопытные несоответствия, касающиеся непосредственно сегодняшнего дня.
В нынешнее время постоянно возникает превышение лимита по объему и мощности электроэнергии при поставках в Донецкую и Луганскую области. В ДНР были грандиозные планы по созданию собственной энергосистемы, на ее территории есть две крупные ТЭС — Старобешевская и Зуевская, а также угольные шахты. ЛНР со станциями не повезло, и они планировали получать мощности из России. Промышленность на территории так называемых республик особо не работает, а население уменьшилось. Возникает резонный вопрос: а куда девается электроэнергия, поставленная сверх довоенных лимитов?
Сейчас Россия лихорадочно реагирует на отключение Крыма от ОЭС Украины, прокладывая с помощью вездесущих китайцев кабель по дну Керченского пролива и строя дополнительные ЛЭП. Юг России всегда испытывал недостаток электроэнергии, из каких же мощностей Краснодарский край планирует заполнять крымские сети? Зоной АТО от украинской сети отрезано почти два десятка электростанций суммарной мощностью в 10 млн кВт-ч. Неплохо бы в этой связи заново рассчитать энергобаланс ОЭС для ликвидации явных огрехов и несоответствий.
Энергосистема во время функционирования сама формирует будущие процессы в реальном времени. Чтобы успешно управлять системой, с ней необходимо постоянно и методично работать. Техникам — поддерживать ее стабильное, эффективное состояние, политикам — принимать своевременные законодательные акты, экономистам — рассчитывать и обслуживать ее рентабельность.