• Новости планеты
  • Правовые новости
  • Погода
  • Новости Украины
Racurs.ua

Украина: дороги без опасности

29.12.2015 10:35 Комментарии

В европейских странах все ДТП со смертельным исходом обязательно расследуют. Анализ помогает выстроить систему предупреждения подобных случаев

Если в европейских странах уровень смертности в результате ДТП составляет в среднем четыре человека на 100 тыс. населения, то в Украине этот показатель равен 18 (по данным доклада ВОЗ, опубликованного еще в 2011 году. Кстати, в Киевской области этот показатель еще выше — 24). К сожалению, эксперты сходятся во мнении, что в последнее время ситуация на украинских дорогах не улучшилась.

О том, как повысить безопасность на украинских дорогах, о мировом опыте и воспитании законопослушных участников дорожного движения — Михаил Берлин, замдиректора Научно-исследовательского института экономических и управленческих проблем безопасности дорожного движения.

— Международный опыт называет пять основных причин ДТП со смертельным исходом. Первая — скорость. Вторая — алкоголь за рулем. Третья — неиспользование ремней безопасности. Четвертая — неиспользование детских удерживающих устройств. Пятое — шлемы. Наше законодательство нужно корректировать под эти факторы риска.

Одним из главных инструментов в странах, добившихся низких показателей смертности на дорогах, является технология сетевого управления движения (пример — бортовые спутники, GPS, то есть, системы управления, которые связывают машину с дорогой).

Во-вторых, повысить безопасность на дорогах помогают принципы и формулы назначения цены за пользование уличной дорожной сетью (например, в Европе въезд в центральные районы города и в места больших скоплений пешеходов стоит дорого, поэтому автомобилисты предпочитают добираться туда на общественном транспорте).

Третий инструмент — механизм общественного участия в принятии транспортно-градостроительных решений. В Украине ежегодно травмируются порядка 40 тыс. человек, 5 тыс. погибает. Посчитайте, скольких семей это касается. Люди, которые пережили подобное горе, как никто хорошо понимают, какие огромные деньги тратятся на восстановление здоровья, трудоспособности. Соответственно, они могут оказывать очень мощное давление на правительство с требованием заниматься безопасностью дорожного движения. В Европе есть много общественных организаций подобного рода, в нашей стране их нет. Пока мы только планируем создать такой фонд в Украине.

В Европе важной частью работы по обеспечению безопасности на дорогах является научная. Любое ДТП со смертельным исходом должно было расследовано. К сожалению, в Украине, где ежегодно случается примерно 3,5 тыс. подобных ДТП, Минтранс расследует только случаи с большим количеством жертв. А ведь расследование дает важную информацию для анализа, по результатам которого мы можем выстроить систему профилактики, предупреждения подобных случаев.

Еще одно направление работы для того, чтобы сделать наши дорогие безопаснее, — юридическое, то есть разработка правил и законов. На мой взгляд, в Украине это ключевой момент. ВОЗ опубликовала доклад по Украине в 2013 году, где говорится о том, что наша страна не имеет качественного законодательства в этой сфере. Есть базовый закон Украины о дорожном движении, однако, по моему мнению, он имеет ряд серьезных недостатков. Главный — отсутствие понятийной базы. В Украине просто нет определения, что такое «безопасность дорожного движения». Если определение отсутствует, о чем можно говорить?

В нашей стране также пока нет очень важного понимания эффективности мероприятий по безопасности дорожного движения. У нас отсутствует оценка эффективности инвестиций в эту сферу. Подобные методики уже есть в мире, наиболее эффективная из них — оценка выгод и потерь. Существует эквивалент стоимости жизни. У голландцев, например, он составляет 1 млн евро. То есть, если на программу по безопасности дорожного движения разработчики просят, допустим, 650 млн евро, то они могут говорить о 650 спасенных жизнях.

Задействованные в нашей стране механизмы пока не работают эффективно. Приведу пример. Анализ показывает, что причиной практически всех ДТП с тяжелыми последствиями становится несоблюдение скоростных режимов. То есть, нужно выстроить систему контроля скорости, используя фото- и видеофиксацию. Верховная Рада приняла нужный закон, но воз и ныне там. Просто нет движения по реализации закона.

Еще один момент. Меру ответственности нужно определять экономическими категориями. Это означает, что если водитель сбил пешехода и тот погиб, водитель должен практически содержать семью сбитого человека. Американцы еще в 40-х годах подсчитали, что в случае гибели кормильца (в нашей стране, по статистике, 70% погибших в ДТП — мужчины до 50 лет), семье нужно в среднем шесть лет, чтобы восстановить свой статус. В таком случае человек, севший за руль автомобиля, понимает свою финансовую ответственность. Штрафы здесь не работают.

Что касается ответственности пешеходов. Обратимся к международному опыту. Например, финны говорят следующее: если водитель сел за руль авто, он защитился металлом — это человек, который может потенциально убить. Поэтому если сбит даже пьяный пешеход, все равно отвечает водитель.

В мире стараются делать так, чтобы у пешехода не было возможности нарушить правила дорожного движения. Мы провели аудит трассы Киев — Чоп. Исследовали с точки зрения опасности для пешеходов. Наши дороги (в отличие от мирового опыта, где вход на такие трассы для пешеходов попросту закрыт) проходят через села. Дорога просто рассекает село на две части. Вот пешеходы и гибнут, просто идя в гости к соседям или родственникам.

Если проанализировать, когда происходит большинство ДТП, это случается зачастую в темное время суток. Особая категория — дети, они маленькие, и водитель часто их просто не видит. Сегодня практически во всех странах Европы существуют законы об обязательном ношении в темное время суток светоотражающей одежды. Белорусы в свое время также пошли по этому пути, приняв такой закон, за нарушение которого предусмотрен штраф в 500 рублей. Однако закон не работал. Россия ввела такой же закон, однако он также не привел к ожидаемым результатам. Тогда поменяли стандарты и ГОСТы, обязывающие производителей детской одежды нашивать на нее отражающие элементы. Я провел исследование. У нас такой одежды мало. Родителям также нужно рассказывать, для чего это нужно. Например, в Финляндии производители детской одежды обязаны ее шить со светоотражающими элементами. Там работают дизайнеры, которые создают не просто функциональную, но и красивую одежду не только для детей, но и для взрослых. Стимулировать производителей в этом ключе — обязанность государства.

Подготовила ОКСАНА ШКЛЯРСКАЯ

Читайте также: Уроки права в стране правового нигилизма



Заметили ошибку? Выделите текст, который её содержит, и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати



НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ








    НОВИНИ ПАРТНЕРІВ