Новости
Ракурс
Фрагмент рекламы фильма «Карточный домик»

Общественная Временная спецкомиссия никак не может расстаться с «кольцом власти»

22 фев 2016, 22:03

8 апреля 2014 года парламент в горячке законотворчества принял закон «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине». Исходя из положений документа, добиться этой высокой цели решили путем увольнения предыдущих составов Высшего совета юстиции и Высшей квалификационной комиссии судей Украины, запрещения им быть вновь избранными в состав этих органов, переизбрания всех председателей судов и создания общественной Временной специальной комиссии по проверке судей судов общей юрисдикции, которая в течение года должна была определить степень вины всех судей Майдана.


.

Однако закон не поднимал вопрос о пересмотре предыдущих решений ВСЮ, ВККСУ, да и судов, привлекших активистов к ответственности или применявших к ним слишком строгие меры пресечения, не давая оценки позорному поведению правоохранительных органов в отношении активистов Евромайдана. А возможно, именно это и нужно было сделать. Ведь, по сути, решения судов в отношении людей, признанных политическими заключенными, были отменены решениями законодательной власти.

Еще одно замечание к вопросу: а есть ли в стране судебная власть как таковая? Или это придаток к президенту и парламенту? С другой стороны, судам не дали пересмотреть устаревшие и сформировать новые правовые позиции по самым чувствительным для граждан вопросам: соблюдения и гарантирования их конституционных прав. И в этом перечне право на мирные собрания и протесты — лишь одно из них. По большому счету, пока что качественных правовых результатов  от Революции достоинства граждане не получили. Но, как видно, уже и новые лица во власти поняли ее принцип: самое главное — не выпустить из рук рычагов влияния…

Закон был принят, чиновники потеряли свои должности, и начался мучительный процесс формирования нового органа тремя субъектами: Пленумом Верховного суда Украины, правительственным уполномоченным по вопросам антикоррупционной политики и парламентом. И если Пленум назначил своих представителей сразу — уже в апреле 2014 года, то новый чиновник от Майдана — Татьяна Чорновол — с трудом выбрала только четверых из пяти. А новый демократичный парламент тянул резину аж до февраля 2015 года, и еще месяц ВСК трубила, что спикер Владимир Гройсман не подписывает постановление (есть такая мелкая чиновничья уловка — затянуть процесс).

Комиссию должны были создать на год (!). 12 июня наконец-то в официальной прессе появилось сообщение о начале ее работы. Шесть месяцев новый орган принимал заявления. Еще за шесть месяцев члены ВСК, работающие без оплаты, должны были все эти дела проверить, объявить свои выводы и отправить их в по-новому сформированные ВСЮ, ВККСУ и ГПУ. Согласно официальному отчету Комиссии, из более чем 2 тыс. документов ВСК отобрала 309 для проверки и за год работы провела лишь 10 заседаний, рассмотрев на них всего 66 материалов, то есть приблизительно 20% дел.

12 июня 2015 года Комиссия должна была уже закончить свою триумфальную деятельность. Но в этот период общественные активисты начали рьяно лоббировать пролонгацию ее работы — и через законопроекты, и посредством обращения к субъектам назначения членов ВСК, и даже пошли на откровенный подлог, приняв изменения в свой же регламент и продлив себе срок полномочий на пять месяцев — время, когда парламент не назначал членов ВСК. Разразился скандал в СМИ. Эти действия Комиссии, которым якобы доверяло общество, вызвали возмущение и членов ВСК, и в среде общественных организаций. Другие активисты обжаловали такое решение. Но и этот относительно незаконный срок пролонгации полномочий уже давно истек. По сообщениям в СМИ — приблизительно в ноябре.

При этом с июня прошлого года Комиссия ни одного решения не приняла, ни одного заседания не провела. Но общественные активисты продолжают пользоваться статусом члена «Временной специальной».

Возможно, из-за этого и огород городили? Согласно зарегистрированным в парламенте законопроектам, комиссия могла бы стать третьим дисциплинарным органом для судей — со статусом, зарплатой и полномочиями для ее членов на уровне судьи Верховного суда Украины. Кто ж откажется? Тем более что для такого прыжка в карьере не нужно было бы начинать с 10 лет работы в суде первой инстанции, а можно сразу — с Майдана! Большинство членов ВСК — действующие адвокаты; возможно, теперь уже безвременный статус члена ВСК помогает им быстрее решать вопросы в тех же судах, а в качестве премиальных — приятное участие в распиле госбюджета?

При этом о судьбе 233 дел, которые Комиссия не рассмотрела, вообще как-то забыли… Ничего о них не известно. В каких шкафах они остались пылиться? Да и есть ли они вообще? Кто из членов Комиссии ответит за бездеятельность? Тем временем председатель нелегитимной ВСК недавно получил от президента должность судьи Конституционного суда. Возможно, это благодарность?

В свете решений Высшего административного суда по «майдановским судьям», когда ВАСУ посчитал в деле по оспариванию решения ВККСУ, что срок привлечения судей к дисциплинарной ответственности должен ограничиваться одним годом, ответ очевиден: таким образом активистам удалось  помочь избежать ответственности судьям Майдана. Вот парадокс: приятнее думать, что исключительно из-за профессиональной несостоятельности, а не умышленно…

Но самым омерзительным остается тот факт, что общественным активистам оказалось так же трудно выпустить из кулачков власть, как и их предшественникам из окружения беглеца Януковича.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter