Новости
Ракурс

Министр Петренко изобретает новые методы выбивания долгов

Простая и доступная мысль о том, что нужно жить по закону и других наставлять на этот путь, — глубоко чужда и противна всему естеству нашего министра юстиции господина Петренко. Его кипучая энергия бьет ключом все новых юридических «рацпредложений», которые свидетельствуют лишь об одном: Министерство юстиции вкусило сладость террористических методов регулирования правоотношений в обществе и с этого пути не свернет.


.

На этот раз под горячую руку попались неплательщики алиментов. Спору нет: помогать семье, пусть и бывшей — обязанность настоящего мужчины безо всяких оговорок. Видимо, поэтому многие гражданские дела о взыскании алиментов рассматриваются в судах «по совести», без лишних мудрствований и казуистики.

Однако другая правда жизни говорит о том, что встречается немало должников по уплате алиментов, часто имеющих за плечами уже не одну бывшую семью, которые по жизни находятся в бегах и долг свой отдавать не намерены.

Вот о них переживает бессонными ночами министр Петренко. В пример другим он решил поставить Львовскую область. По его словам, на Львовщине придумали не выпускать из Украины злостных неплательщиков алиментов, поскольку выяснилось, что среди должников есть мужчины, которые пересекают польскую границу десятки раз в месяц.

Реализации заманчивых идей министра, как обычно, мешает суд. «Блокирование выезда за границу предусматривает решение суда: государственный исполнитель обращается в суд, который вынес решение о взыскании алиментов с ходатайством запретить выезд должнику, уклоняющемуся от уплаты алиментов, за границу. Статистика такова, что только 20% ходатайств исполнителей удовлетворяют по Львовской области», — отметил министр.

Он также сообщил, что территориальное управление юстиции во Львовской области уже составило антирейтинг судей, которые больше всего отказывают в удовлетворении ходатайств о запрете выезда за границу мужчинам-должникам. Вскоре его опубликуют в СМИ, а также передадут в Высшую квалификационную комиссию судей.

Какой кошмар! Судьи только на 20% уважают исполнительную службу Минюста. Поэтому решено прибегнуть к испытанной практике — составить списки враждебных судей. Простая мысль о том, что министр юстиции должен в правовой стране действовать правовыми методами, никак не пробьется в наглухо закрытую Павлом Петренко дверь.

Первое, что приходит на ум министру: если судьи принимают «неправильные» решения — их нужно терроризировать. Догадаться, что судьи всего лишь работают в рамках того законодательного поля, что существует у нас в стране, он никак не может.

Вместо того чтобы составлять «обиженные» списки, он бы лучше подготовил поправки к действующему законодательству, которые четко и ясно регулировали бы возникшие правоотношения, вытекающие из Семейного кодекса Украины. Например, четко урегулировать ст. 377-1 Гражданского процессуального кодекса, на основании которой суд имеет право временно ограничить должника в праве на выезд за границу. Данная статья не содержит никаких четких критериев, которыми руководствуется суд при принятии решения. Вот Петренко и мог бы направить свою кипучую энергию в мирное русло — путем законодательного уточнения механизмов ограничения в праве на выезд должников.

Но это слишком просто для министра. В стране, где спор между НАБУ и ГПУ решают митингом и брифингом, а качество судебной практики улучшают не методическими разъяснениями пленумов высших судов, а списками «вражеских» судей, такой подход просто неприемлем для господина министра.

Поэтому он пошел еще дальше и договорился до следующего: предложил ограничить таких мужчин в праве совершать гражданско-правовые действия, открывать бизнес, заключать сделки по приобретению недвижимого имущества. И в качестве призового бонуса министр пообещал, что тех, кто не платит своим детям алименты, будет знать вся страна.

«До конца года появится публичный реестр должников по всем делам в связи с тем, что мы приняли новую редакцию закона «Об исполнении судебных решений». Теперь, когда вы с кем-то подписываете договор, можно будет зайти в публичный реестр и посмотреть, есть ли у этого человека долги. Это позволит не попасть в мошенника, или если вы с кем-то начали встречаться, можно зайти посмотреть, есть ли у него долги по алиментам, если он ранее был женат», — сообщил министр.

Реестры должников — это типичный прием коллекторских служб банков, что называется — работа на нервы должников. С правовой точки зрения — ни холодно ни жарко, если только это не переходит границы добровольности взыскания долга и не приобретает черты принуждения к гражданско-правовым обязательствам, что преследуется по ст. 355 УК Украины.

А вот в той части, где Павел Петренко, по сути, призывает восстановить советскую систему «поражения в правах», — тут уж позвольте!

Учреждать субъекты хозяйствования и совершать гражданско-правовые сделки с недвижимым имуществом могут всякие дееспособные лица. Ограничить в таком праве можно только одним способом — признав человека частично или полностью недееспособным. Сделка, совершенная недееспособным лицом, является никчемной в силу ст. 226 Гражданского кодекса Украины, если только сделка не была одобрена опекуном такого лица.

В связи с этим возникает вопрос: как Петренко собирается ограничивать либо полностью лишать дееспособности должников? По закону это может сделать только суд и только на основании, указанном в ст. 36 Гражданского кодекса Украины — если данное лицо страдает психическими заболеваниями, злоупотребляет алкоголем, наркотиками, имеет пристрастие к азартным играм и т. п.

Второе — кого Министерство юстиции намерено назначать в качестве опекунов таких лиц? В каком порядке устанавливать опеку и т. д.?

Здесь самое опасное — начать. Дальше мы услышим массу других «рацпредложений» — например, лишать гражданства, заключать в долговую тюрьму и проч.

Излишне напоминать, что все это абсолютно незаконно и антиконституционно.

Методы господина министра целиком заимствованы из арсенала начальника жэка, который не выдаст справку о составе семьи должнику за коммунальные услуги. Получается, что если некто задолжал по квартплате, то он уже и семьи лишается со всем ее составом. По своему правосознанию Павел Петренко и есть всеукраинский начальник жэка, а не министр юстиции.

Возникает резонный вопрос: когда Министерство юстиции наконец-то займется своим прямым делом и разберется с существующей нормативно-правовой базой, а в своей работе начнет опираться не на митинговую демократию, а в первую очередь на закон?


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter