Новости
Ракурс
Ульяна Супрун

Атака на Минздрав — в ход идет тяжелая артиллерия

На войне как на войне


.

Конфликт между Минздравом и директором Института сердца Борисом Тодуровым выходит на новый уровень — в ход пошло тяжелое вооружение. Как на любой войне, у каждой стороны — своя армия. В поддержку и. о. министра здравоохранения Ульяны Супрун выступил премьер Владимир Гройсман, заявив 18 января на заседании правительства: «Команда во главе с Ульяной Супрун является абсолютно некоррумпированной... Это дает нам шанс вывести систему здравоохранения из того состояния, в котором она традиционно находится».

Гройсман также заметил, что не позволит вернуть старые коррупционные схемы в систему здравоохранения, но призвал стороны конфликта к конструктивному диалогу: «Понимаю, что многие, кто критикует наши действия, возможно, имеют и добрые намерения. Поэтому я бы просил Минздрав скоммуницировать с этими людьми, выслушать, понять, в чем проблема».

«Бездарная команда Супрун убивает Украину», — без реверансов примкнула к армии Тодурова депутат от «Оппозиционного блока» Татьяна Бахтеева (с таким заголовком на днях вышло интервью экс-главы Минздрава). А директор Института сердца, наверное, даже и предположить не мог, что на его сторону станет столько «друзей», с которыми-то и врагов не нужно. В интервью Бахтеева отмечает, что, согласно действующему законодательству, исполняющая обязанности министра гражданка США Ульяна Супрун по истечении трехмесячного срока должна была либо стать главой Минздрава, либо уйти. Но ни ее, ни какой-то другой кандидатуры так и не внесли на утверждение Верховной Рады. Бахтеева тут же назвала возможных кандидатов на пост министра здравоохранения: «Полное изобилие, даже среди депутатов, которые являются членами профильного комитета, можно взять любого и при этом не ошибиться. Константин Ярынич, Андрей Шипко, Александр Беловол — каждый из них мог бы возглавить министерство. Взять любого главвврача институтов — Василий Лазоришинец, Борис Тодуров. Поверьте, кандидатов хватает».

Народные депутаты от «Оппоблока» Александр Вилкул и Игорь Шурма решили не разговоры разговаривать, а действовать, зарегистрировав проект постановления №5642 о признании работы временно исполняющей обязанности министра здравоохранения Ульяны Супрун неудовлетворительной и обратились в Кабмин с просьбой снять ее с должности.

В пояснительной записке депутаты указали, что «Оппозиционный блок» требует увольнения Супрун за профессиональную непригодность: «Срыв программы госзакупок лекарств в 2016 году — это преступная халатность, которая стоила жизни десяткам тысяч наших граждан».

Интересно, что этот документ был зарегистрирован в Верховной Раде 16 января, а уже 18 января «из проверенных источников» начала распространяться новость о том, что Супрун якобы подала в отставку. Среди причин — конфликт не только со многими главврачами, но и с Комитетом ВР по здравоохранению. Супрун увидела эту новость на своей пресс-конференции в здании Кабмина и тут же опровергла ее: «Появилась информация, что я подала в отставку. Сейчас, когда мы сидим, будто бы я была только что у Гройсмана и подала в отставку. Прошу, пишите правду. Прошу, не пишите какие-то неподтвержденные факты».

Попытка №1

Напомним, что конфликт между руководителем Института сердца и Минздравом начался в первый день нового года с информации, обнародованной кардиохирургом Тодуровым на его странице в социальной сети Facebook. Директор Института сердца заявил, что госзакупки лекарственных препаратов и расходных материалов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний были сорваны, обвинив лично и. о. министра здравоохранения в непроведении тендеров. Тодуров также написал о препятствовании со стороны Минздрава в открытии филиалов Института сердца на Донетчине и Луганщине.

Ввиду того, что спор не затихал, а превратился в «охоту на ведьм» и войну компроматов, и. о. министра Супрун и кардиохирурга Тодурова пригласили на заседание профильного комитета Верховной Рады. С этой инициативой выступила председатель комитета Ольга Богомолец.

Предполагалось, что на заседании будет обсуждаться ряд актуальных вопросов, среди которых: состояние закупок лекарств и вакцин, в том числе по программе сердечно-сосудистых заболеваний, назначение на должность главного врача клиники «Охматдет», лечение наших сограждан за рубежом и др.

Супрун на заседание пришла. Впрочем, как и Тодуров. Пришлось даже менять место проведения собрания из-за количества желающих поприсутствовать. Собралось немало представителей общественности, волонтеров, журналистов. Но из 13 членов Комитета ВР в зале присутствовали только пятеро. В итоге команда Минздрава покинула заседание из-за отсутствия кворума. «Мы думали, что идем на заседание комитета, а не на пресс-конференцию, и что будет кворум, чтобы мы могли отвечать всему комитету, а не части», — объяснила глава ведомства перед тем, как уйти.

Что дальше?

После сорвавшегося заседания Богомолец так ответила на этот вопрос: «Мы готовим подробный отчет по международным закупкам, который будет в ближайшее время обнародован. Срок годности некоторых закупленных препаратов был два-три месяца. Есть реагент, который был закуплен со сроком годности 26 дней, а пока дошел до регионов, то осталось всего лишь семь дней. Минздраву стоит признать, что проблемы с закупками есть, их надо исправлять, а не делать вид, что у нас все хорошо. К сожалению, я не увидела сегодня конструктивного желания со стороны Минздрава, но мы будем искать пути к коммуникациям».

Богомолец также отметила, что сегодня Минздрав препятствует Комитету выполнять их контролирующую функцию, отказавшись предоставить договоры о международных закупках.

«По моему мнению, Тодуров и Супрун вошли в неэтичный формат общения и должны находить пути к взаимопониманию, — считает Богомолец. — Я понимаю господина Тодурова, ведь ситуация сегодня не лучшая. Лечение сердечно-сосудистых и цереброваскулярных заболеваний профинансировано на 24% от потребности. Например, детский диализ — на 32%, диабет — на 40%, взрослая онкология — на 14% от необходимого... Денег на оборудование и лекарства катастрофически не хватает, но этого не признает Кабмин. Это, собственно, и пытался донести господин Тодуров, возможно, не в той форме, в которой требовалось. Мы ожидали от Минздрава услышать даты, когда будут объявлены международные закупки 2016 года. Потому что до сих пор не завершены закупки 2015 года».

«Несмотря на все недостатки, происходящие с международными закупками, это был позитивный шаг, который нужно усовершенствовать, — считает исполнительный директор Сети ЛЖВ Владимир Курпита. — По нашей информации, Минздрав до конца 2016 года согласовал все договоры на закупки. Ожидается, что в течение января-марта будет осуществлена поставка препаратов за 2016 год. Мы готовы мониторить эту ситуацию и помогать комитету получать данную информацию».

По мнению Курпиты, закупка лекарственных препаратов в 2015 году затянулась из-за смены нескольких министров здравоохранения, а также саботажа среднего звена Минздрава.

«Мы живем в кризисе, но он не создан нынешним руководством Минздрава, которое работает шесть месяцев. Это системная проблема. Мне кажется, что 2017 год должен стать переломным. Было заявление премьера провести аудит международных закупок — это очень правильное решение, надеемся, его результаты будут обнародованы».

По мнению эксперта Центра противодействия коррупции Александры Устиновой, происходящее вокруг Минздрава выглядит как попытка заинтересованных лиц прекратить международные закупки и вернуться к старым схемам. Эксперт также озвучила результаты исследования процесса госзакупок в 2014 году, которые свидетельствуют, что основные картельные сговоры на этом рынке были между несколькими игроками.

«Одним из самых больших была компания «Людмила-Фарм», которая, по данным СБУ, в 2012-2014 годах нанесла ущерб государству на 1,26 млрд грн. Только один факт. На то время 12% лекарств против туберкулеза составлял один препарат — ципрофлоксацин. Так вот, в этом году организация ПРООН купила его в 3,5 раза дешевле, чем в то время его продавала «Людмила-Фарм» Минздраву», — рассказала Александра Устинова.

Итак, первая попытка урегулировать этот конфликт не удалась. Нужно искать другие варианты диалога, находить компромиссы и выходить к обществу с общими заявлениями. Решение нужно найти как можно быстрее, вряд ли еще одна война по силам украинскому обществу. Можно гадать, кто выиграет в этой войне, но точно известно, кто проиграет — каждый из нас.

Трудно не согласиться с Ульяной Супрун, которая в одном из интервью сказала, что если бы мы всю энергию, которую вкладываем в коррупционные системы, перевели на светлую сторону, мы могли бы стать самой мощной страной Европы.

Как долго удастся Супрун удержаться в кресле министра здравоохранения — вопрос. Пока что украинская земля отторгала экспатов. Ответ на этот вопрос, наверное, знает тот, кто так неожиданно назначил Супрун на эту должность, но точно также неожиданно может от этой должности и освободить.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter