Новости
Ракурс

Платежки: кипит наш разум коммунальный

На сайте «Центр коммунального сервиса» на днях была размещена очень трогательная информация: «Киевляне, которые имеют задолженность за жилищно-коммунальные услуги, смогут получить рассрочку до 60 месяцев». Спешите видеть! Аттракцион неслыханной щедрости. В стране, где на полном серьезе предлагают ипотеку всего на два года, должникам по ЖКХ дают кредит на пять лет.


.

Для особо недоверчивых граждан заглавным регистром заботливо выделено: «Рассрочка долга за жилищно-коммунальные услуги на особо выгодных условиях». От щедрости городских властей захватывает дух! Речь идет о следующем: «Все должники, которые еще не рассрочили (реструктуризировали) свою задолженность за жилищно-коммунальные услуги, получат возможность с 01.02.2017 г. по 31.03.2017 г. заключить договор рассрочки долга на особо выгодных условиях, а именно сроком до 60 месяцев, без уплаты первого взноса». Вы слышали — без уплаты первого взноса. Практически шара!

Друзья и знакомые, получившие многотысячные платежки за отопление за декабрь, утратили дар речи. А ведь в декабре 2016 года еще не было таких лютых морозов, как в январе 2017-го. Если так дело пойдет и дальше, то для оплаты январской коммуналки придется оформлять льготную ипотеку на 25 лет… Как так вышло, что всего за несколько лет правления нынешнего режима люди из бедных стали просто нищими?

Помнится, еще совсем недавно господин Гройсман поучал бестолковый народец, попавший ему в управление, азам рыночных премудростей: «Не новые цены сделали украинцев бедными. Бедной нашу страну делали многолетние схемы вымывания государственных средств в карманы олигархов, которые прикрывались якобы дешевым газом. Сегодня мы эти схемы ломаем, несмотря на яростное сопротивление тех, кто был причастен к их созданию».

Минуло всего два месяца, и слова Гройсмана воплотились наяву: газ времен правительства Тимошенко по 450 долл. почему-то оказался втрое дешевле нынешнего европейского реверсного газа. Надо полагать, что «схемы» рисовали миллионы пенсионеров и малообеспеченных семей, чье яростное сопротивление так успешно преодолело нынешнее правительство.

Получается парадокс: до войны газ и нефть стоили на мировом рынке вдвое дороже, зато коммунальные платежи у населения были вчетверо меньше. И это еще не предел! В этом году нам обещают поэтапное издевательство с поднятием цен на электроэнергию «до уровня себестоимости». Ничего себе у них «себе»стоимость. Все «себе»…

Когда пришли чудовищные счета за газ, свет и тепло за декабрь 2016 года, то многие потребители обнаружили в платежках заботливую приписку мелким шрифтом: по вопросу оформления субсидий обращаться по телефону такому-то. Выходит так, что у нас чуть ли весь народ оказался нерентабельным? Население поголовно нуждается в субсидировании! Как же все-таки не повезло нынешнему правительству с народцем — не может сам себя прокормить.

Сама концепция «реформ» нынешнего правительства в сфере ЖКХ вызывает вопросы относительно ее адекватности реалиям жизни. Изначально идея состояла в том, что субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг выдается лишь небольшой прослойке населения, находящейся за чертой бедности. Подчеркну, что субсидирование — это в любом случае отклонение от общих правил рыночной экономики, и по сути это механизм перераспределения бюджетных доходов от богатых — бедным. Но любая идея может быть доведена до абсурда.

Наше правительство боится или не может облагать налогом богатую прослойку общества, а главное — выводить их доходы из тени. Поэтому решили так: обложить по полной программе всех, а потом будем разбираться с каждым в отдельности. Это как если бы пожар в отдельной квартире тушили путем затопления всего дома.

Разобраться в системе расчета и назначения жилищно-коммунальных субсидий очень непросто: нет какого-то одного нормативного документа на этот счет. Существует как минимум три постановления правительства, которые нужно применять в совокупности для расчета размера субсидии:

— постановление КМУ от 6 августа 2014 года №409 «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания»;

— постановление КМУ от 27 июля 1998 года №1156 «О новом размере расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива в случае предоставления жилищной субсидии»;

— постановление КМУ от 21 октября 1995 года №848 «Об упрощении порядка предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива».

Народная примета гласит: если правительство принимает постановление «об упрощении» — значит, разобраться в нем без высшего юридического образования не выйдет. А тут случай особый: понять вышеперечисленные нормативные документы без высшего инженерно-технического образования нереально. Судите сами: вместо того, чтобы простым и понятным человеческим языком определить, какой процент от суммы дохода является порогом бедности, выше которого оплату услуг ЖКХ дотирует государство, в постановлении №1156 дается формула:

Ро = Кд/Кг х Рг,

где Ро — доля платы за услуги для домохозяйства (доля дохода), которая для расчета субсидии округляется до двух знаков после запятой;

Кд — коэффициент дохода домохозяйства — отношение размера среднемесячного совокупного дохода домохозяйства в расчете на одного человека к прожиточному минимуму на одного человека в расчете на месяц, установленного на дату, с которой назначается субсидия;

Кг — базовый коэффициент дохода для назначения субсидии — два прожиточных минимума на одного человека в расчете на месяц (Кг = 2);

Рг — базовая норма платы за жилищно-коммунальные услуги — 15 процентов среднемесячного совокупного дохода домохозяйства (Рг = 15).

Данная формула — пример вопиющей математической безграмотности, ибо из трех членов два являются фиксированными числами, и формула может быть легко упрощена до простейшего линейного соотношения вида:

Ро = Кд*7,5 [%]

Поскольку для трудоспособного населения с 1 января 2017 года прожиточный минимум 1600 грн аккурат равен половине минимальной зарплаты (3200 грн), то для понимания порога жилищно-коммунальной бедности можно еще упростить высшую математику правительства до одной цифры: та семья, где доход на одного человека равен минимальной зарплате 3200 грн, не должна платить больше 15% от дохода на одного человека или 480 грн/месяц*человек.

Если у вас зарплата не 3200 грн, а, допустим, 6400 грн, то просто процент удвоится и норма оплаты за услуги ЖКХ, выше которой правительство субсидирует оплату, станет 960 грн на месяц на одного человека.

Соответственно, если киевляне и жители других крупных городов увидели счета на 1000–1500 грн в пересчете на каждую живую душу, то несложная пропорция показывает, что такой уровень оплаты за жилищно-коммунальные услуги рассчитан на семьи, где доход превышает три минимальные зарплаты — то есть 10 000 грн на одно лицо, включая детей. В таком случае вам субсидия не полагается.

Поскольку согласно данным Пенсионного фонда за ноябрь 2016 года средняя зарплата составила всего 4686,5 грн, то вывод прост: весь наш народ в среднем безнадежно беден и требует субсидирования. Возникает вопрос: зачем же нужна такая система, чтобы субсидировать всех? Не проще ли снизить цену на газ и электроэнергию для населения? Ведь промышленные потребители все равно получают ресурсы по другим типам договоров и тарифов, и с бытовыми потребителями они никак не пересекаются.

Конечно, правительство просто не было бы собой, если бы не установило мелкое «сито», через которое отбрасывает негодных соискателей субсидии. Например, субсидия не полагается в случае, если (пп. 5 п. 5 постановления №848):

кто-либо из зарегистрированных в жилом помещении (доме) лиц (фактически проживающих лиц), которым начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги, в течение 12 месяцев перед обращением за назначением субсидии (назначением субсидии без обращения) совершил покупку земельного участка, квартиры (дома), автомобиля, транспортного средства (механизма), строительных материалов, других товаров долгосрочного потребления или оплатил услуги (единоразово) по строительству, ремонту квартиры (дома) или автомобиля, транспортного средства (механизма), телефонной (в том числе мобильной) связи, кроме жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы жилья и социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами и медицинских услуг, связанных с обеспечением жизнедеятельности, на сумму, которая на дату покупки (оплаты) превышает 50 тыс. грн.

А еще постановление №1156 четко указывает на то, что субсидия предоставляется исключительно в рамках «социальных норм жилья и социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами» — звучит угрожающе и почему-то ассоциируется с другим нормативным документом, где регламентируется количество свиданий, передач, пользования тюремным ларьком и т. п.

Постановление №409 устанавливает такие «лагерные» социальные нормы выживания и переполнено различными физическими параметрами социальных норм жилья:

1) оплаты содержания жилья, управления многоквартирным домом — 13,65 кв. метра общей площади на одного человека и дополнительно 35,22 кв. метра на домохозяйство;

2) отопление — 13,65 кв. метра отапливаемой площади на одного человека и дополнительно 35,22 кв. метра на домохозяйство.

При этом установлены «лагерные» нормы расхода ресурсов:

На отопление: 0,0548 Гкал, или 5,5 куб. м природного газа, или 65 кВт/ч электрической энергии на 1 кв. метр отапливаемой площади в отопительный период;

холодной воды — 2,4 куб. м на одного человека в месяц при наличии централизованного снабжения горячей воды и 4 куб. м при отсутствии централизованного снабжения горячей воды;

в случае перерыва в предоставлении услуг по централизованному снабжению горячей воды (более чем на 14 суток) — 4 куб. м холодной воды на одного человека в месяц.

Данная норма не может не вызвать смех, ибо зачем человеку в лютый мороз дополнительные кубы холодной воды, когда он хочет помыться горячей?

С барского плеча правительство «отпустило» населению на месяц:

горячей воды — 1,6 куб. м на одного человека

водоотведения — 4 куб. м на одного человека

для пользования услугами по газоснабжению:

при наличии газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения — 4,4 куб. м на одного человека;

при наличии газовой плиты при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и газового водонагревателя — 7,1 куб. м на одного человека;

для пользования услугами по электроснабжению (до 31 декабря 2017 года) в жилых помещениях (домах):

90 кВт/ч в месяц на семью (домохозяйство) с человека и дополнительно 30 кВт/ч в месяц на каждого другого члена семьи (домохозяйства), но не более 210 кВт/ч в месяц;

оборудованных стационарными электроплитами, при наличии централизованного снабжения горячей воды — 130 кВт/ч в месяц на семью (домохозяйство) с человека и дополнительно 30 кВт/ч в месяц на каждого другого члена семьи (домохозяйства), но не более 250 кВт/ч в месяц;

оборудованных стационарными электроплитами, при отсутствии централизованного снабжения горячей воды — 150 кВт/ч в месяц на семью (домохозяйство) с человека и дополнительно 30 кВт/ч в месяц на каждого другого члена семьи (домохозяйства), но не более 270 кВт/ч в месяц;

не оборудованных стационарными электроплитами, при отсутствии централизованного снабжения горячей воды и газовых водонагревательных приборов — 120 кВт/ч в месяц на семью (домохозяйство) с человека и дополнительно 30 кВт/ч в месяц на каждого другого члена семьи (домохозяйства), но не более 240 кВт/ч в месяц;

при наличии газовой плиты и газового водонагревателя — 14 куб. м на одного человека в месяц.

И тенденция идет в сторону ужесточения норм на перспективу.

Но если вам кажется, что вы разобрались в этих жилищно-коммунальных талмудах и что-то поняли, в конце постановления №409 приведены увлекательные таблицы корректирующих коэффициентов для расчета размера расходов электроэнергии, природного газа и других видов топлива на отопление, и отдельно — тепловой энергии.

При этом коэффициенты гуляют в широких пределах: например, для многоэтажного дома в Закарпатской области он равен 0,484, тогда как для соседней Ивано-Франковской области он составляет 0,622, то есть почти на 29% выше.

Для отопления одноэтажного дома в Одессе применяется коэффициент 0,787, но если недалеко отъехать в соседнюю Кировоградскую область — коэффициент вырастет до 1,046. При этом нужно понимать, что далеко не вся Одесская область — это берег Черного моря. Да и в Закарпатье бывают лютые морозы похлеще, чем в остальных регионах Украины.

Не знаю, кто придумал и рассчитал эти коэффициенты, но его однозначно надо выдвигать на Нобелевскую премию в области жилищно-коммунальных наук.

Если же посмотреть на весь этот коммунальный цирк с тарифами, то получается любопытная штука: на все субсидии в бюджете заложено чуть больше 50 млрд грн, и есть предложения правительства о незначительном повышении данной статьи расходов на сумму менее 10%. При этом правительство, не моргнув глазом, легко нарисовало втрое большую сумму — почти 150 млрд на спасение токсичного кредитного портфеля «ПриватБанка»! Получается, что «ПриватБанк» втрое дороже нашему правительству, чем весь народ разом взятый.

Хочется высказать крамольную мысль: не проще ли было ликвидировать «ПриватБанк» к чертовой матери, раздать гарантированные 200 тыс. грн вкладчикам (на это бы ушла мизерная доля суммы его докапитализации), а владельцев группы «Приват» взять за шкирку и крепко потрясти, как богатенького Буратино, — глядишь, может, вместо долгов там золотые монеты посыпятся? Ведь на те деньги, которые напечатали для спасения «ПриватБанка» и, по сути, кинули в бездонную черную дыру, можно было бы устроить народу коммунальный коммунизм — на три года сделать коммуналку бесплатной для всех!

Но это серьезно разошлось бы со стратегией правительства, суть которой проста как кусок хозяйственного мыла — не экономия бюджетных средств, а воспитание народа! Именно воспитательный характер издевательств с ценами и тарифами на жилищно-коммунальные услуги со всей отчетливостью стал понятен на фоне мутных бюджетных трат на капитализацию банков, на оплату труда топ-менеджеров госкорпораций, на космические оклады для всякого рода НАБУшников и других «шнурков» нынешней власти.

Поскольку бабушка-пенсионерка не имеет автомата и не создает угрозу для власти, то над ней можно поиздеваться, установить ей квартплату выше копеечной пенсии, а для антикоррупционного прокурора Холодницкого устанавливать зарплату 250 тыс. грн (за декабрь 2016 года).

Только я боюсь, что если нынешнее правительство не посмотрит со стороны на свою высшую коммунальную арифметику и что-то не поменяет в своих расчетах, то платежки за февраль могут стать для него последними. Как в прямом, так и в переносном смысле.

Не зря через месяц мы будем отмечать столетие Февральской революции 1917 года. То ли еще будет…


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter