Новости
Ракурс

«Укрпочта»: план освоения европейских денег

Более восьми месяцев должность генерального директора «Укрпочты» занимает Игорь Смелянский. Трехквартальная адаптация к новому рабочему месту завершилась представлением на прошлой неделе стратегического пятилетнего плана по реформированию государственного почтового оператора и развитию перспективных сервисов и услуг. Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян подписал приказ о создании публичного акционерного общества «Укрпочта», который стал первым шагом этого реформирования.


.

Утвержден новый устав компании, в соответствии с которым Мининфраструктуры будет основателем и единственным акционером предприятия. Всего акций планируют выпустить 6 518 597 штук, каждая стоимостью 1000 грн. Таким образом, их общая номинальная стоимость превысит 200 млн долл. В наблюдательный совет войдут семь человек, пятеро из которых — независимые директора, выбранные Кабмином в ходе конкурсов.

Ранее министр Омелян заявил о провале корпоратизации «Укрзализныци» — вероятно, новым локомотивом инфраструктурных реформ должно стать почтовое ведомство. Железную дорогу в конце января у Мининфраструктуры забрали, переподчинив ее Министерству экономического развития и торговли.

Анонсированный «Укрпочтой» план должен показать всем направления диверсификации (от лат. diversus — разный и facere — делать) структуры и указать способы и методы ее достижения, с описанием действий и подходов. Именно это считается созданием корпоративной стратегии, которую собирались продемонстрировать народу. Такая стратегия всегда опирается на реальную ситуацию в государстве и на рынке.

Реальные факты таковы: с 1 марта 2017 года хозяйственную деятельность начнет ПАО «Укрпочта», созданное на базе национального оператора почтовой связи. Предприятие предоставляет более 50 видов услуг в 11 667 отделениях по всей стране. Из этих отделений автоматизировано лишь 2415, в то же время две трети используемых в этих отделениях компьютеров требуют замены, им по 10–15 лет.

К реальным сложностям можно также отнеститакие факты: 2 тыс. почтовых отделений генерируют 90% прибыли, остальные 9,5 тыс. — только 10%. Второе — это ежегодное уменьшение объема почтовой корреспонденции в среднем на 6–7%. В штате компании 76 тыс. работников, из которых 33 тыс. почтальонов и 13 тыс. операторов почтовой связи. В этот один из крупнейших государственных активов входит свыше 20 сортировочных или логистических центров, 3,6 тыс. единиц автотранспорта.

Годовая прибыль «Укрпочты», заявленная генеральным директором, — около 50 млн грн. Доставка писем, прессы и посылок приносит большую часть доходов (53%). Второй по значимости источник денег — плата Пенсионного фонда за выплату пенсий (32%), которые пенсионеры получают наличными в почтовых офисах или от почтальона. «Укрпочта» также зарабатывает на приеме платежей за услуги ЖКХ (9%) и денежных переводах (5%). Компания сейчас выплачивает 45% пенсий и проводит 28% денежных переводов. При этом она постепенно теряет потребителей: их переманивают банки, которые зачисляют пенсию на платежные карты, предлагают повышенные проценты по депозитам и удобные сервисы для оплаты ЖКУ платежными картами.

К безусловным реалиям также стоит отнести сильную конкуренцию со стороны частных операторов, главный из которых — «Новая почта» — имеет более 2330 отделений по стране, 40 сортировочно-логистических терминалов общей площадью 100 тыс. кв. м, сеть почтоматов из 1400 точек и 3600 единиц транспорта. Конкуренты потихоньку опережают архаичного постсоветского монстра, но стоящая во главе многотысячного коллектива «почтальонов Печкиных» молодая киевская команда планирует победить в конкурентной борьбе. Для демонстрации стратегии этих побед и готовилась в течение полугода презентация.

Первый шаг незамысловат и был решительно сделан. Это повышение тарифов на 67,7% на универсальные почтовые услуги (посылки, корреспонденция, бандероли и т. д.). Следующий шаг — повышение тарифов на доставку печатных изданий, что, в принципе, неплохо: печатная пресса с помощью таких нововведений быстрее сама отдаст концы, уж очень отстает она от XXIвека. Региональным СМИ доставка станет дороже на 53,8%, а общегосударственным — на 65,5%, что тоже справедливо. Общегосударственным бумажным газетам давно пора на покой, ведь известно, что окно в мир можно закрыть газетой, а центральная пресса всегда в этом преуспевала. Это подорожание, по словам Александра Чернявского, первого замдиректора «Укрпочты», отвечающего за финансы, стартует уже с началом летней подписки, в апреле текущего года.

Реальность цифр из представленного публике пятилетнего плана исчезает при первом более внимательном взгляде.В презентации «Укрпочты» заявлено, что в 2016 году она доставила 20 млн посылок, а другие операторы — 71 млн. Цифры выглядят взятыми с потолка: одна «Новая почта», согласно открытым данным, доставила более 100 млн отправлений (письма этой почтой отправляют реже посылок). А есть еще «Мист-Экспресс» и десяток мелких компаний — в их число входит американский международный оператор DHL, который пока ведет себя скромно на перспективном украинском рынке. Дальше презентанты собираются завоевать 36% рынка посылок, но если цифры некорректны изначально, то вся картинка станет рассыпаться.

Другая спорная цифра из почтовой стратегии — рост до 2,2 посылки на душу населения в год при сегодняшних 0,5. Цифры говорят либо о резком снижении численности жителей страны (при неукротимом их желании отправлять корреспонденцию), либо о том, что «Укрпочта» планирует захватить весь рынок, оставив конкурентов ни с чем.

Еще одно заявление, написанное вилами по воде, — увеличить втрое чистый доход по сравнению с 2016 годом и довести его к 2022 году до 13 млрд грн за счет увеличения пересылки посылок, международного обмена и финансовых услуг. Но, боюсь, этого можно будет достичь только при условии падения курса гривны именно в эти три раза. Энергичные частные конкуренты вовсе не собираются расставаться с идеей наращивания объемов собственных операций, поэтому остается загадкой, откуда возьмутся эти миллиарды.

Финансовые услуги, которыми планирует охватить своих потребителей почтовая служба, реализовать очень непросто. «Укрпочта» неоднократно заикалась о создании собственного финансового учреждения, но тут речь идет о получении банковской лицензии, так что создание нового банка почтовикам вряд ли светит в рамках пятилетней стратегической программы. Банки в стране закрываются пачками, а создание нового финансового института предусматривает принятие законодательных актов, позволяющих предоставить почтовому оператору не свойственные ему финансовые функции.

Почта хочет открывать и обслуживать специальные почтовые счета, зачислять на них пенсии, социальные выплаты и денежные переводы. Планировалось выпускать к этим счетам платежные карты государственной системы «Простір» — такой прорывной пример синергии. При этом почта не собирается заниматься кредитованием за счет денег на почтовых счетах — это было бы уж слишком креативно, — но готова по агентским договорам продавать услуги других банков (привлекать им депозиты и выдавать их кредиты). Все это планировалось для 16 млн украинцев, живущих в 28 тыс. населенных пунктов, где нет банков, но есть почтовые отделения.

Всем этим «Укрпочта» подыгрывает Нацбанку, который мечтает довести долю отечественных карт «Простір» до 30% к 2020 году, потеснив VISA и MasterCard. Однако этому мешает низкая финансовая грамотность населения и слабое развитие платежной инфраструктуры вне городов-миллионников. Так что в нашей сельской стране отсутствие наличных не нужно никому, кроме Нацбанка. С подобным уже сталкивался Ощадбанк: он в 2012 году выпустил 6 млн карт НСМЭП (предыдущее название системы «Простір») для выплаты компенсации вкладов Сбербанка СССР, украинцы сняли с этих карт деньги и больше не пользовались ими никогда.

Пятилетняя IT-стратегия, разработанная обновленной командой специалистов по информационным технологиям «Укрпочты», не будет работать потому, что большинство отделений находится в глубокой периферии — установить там компьютеры, обучить сотрудников и создать платежную инфраструктуру в селах очень нелегко. Платежная карта там до сих пор — кусок яркого и ненужного пластика.

Видимо, с заботой о миллионах согражданах, неспособных донести свои проблемы до начальства, «Укрпочта» запустила электронный сервис управления качеством обслуживания клиентов. На сайте 11 667 почтовых отделений — можно пожаловаться на очереди, неудобный график работы, качество обслуживания, отсутствие упаковки, плохую доставку. «Этот сервис создан, чтобы каждый клиент «Укрпочты» в любом уголке страны мог оценить качество сервиса. Наша сеть — крупнейшая в стране. Поэтому возможность держать руку на пульсе очень важна для менеджмента компании. Хотим всех убедить: госкомпании могут меняться и разворачиваться к клиентам», — сказал Александр Перцовский, первый заместитель генерального директора госпредприятия «Укрпочта» по операционной деятельности. Хочется напомнить, что менеджмент — это искусство достижения целей в условии ограниченности ресурсов, а не умение расходовать выделенные деньги.

Поговорим теперь о самой продуманной и выверенной части презентации пятилетнего плана — необходимых инвестициях. Здесь все разложено по полочкам, и понятно, в какие сроки и как будут осваиваться деньги. В качестве яркого примера можно привести обновление устаревшего автопарка и организацию доставки.

Согласно представленной стратегии, уже в текущем году планируют запустить улучшенную службу курьерской доставки. Предполагается, что в период 2017–2018 годов она заработает в Киеве и еще трех крупных городах, общий парк приобретенных автомобилей составит порядка 200 штук (120 из них в Киеве), при этом не менее 25% из них будут электромобилями (50 штук). На следующем этапе (2018–2019) курьерская служба откроется еще в нескольких больших и средних городах, при этом общий автопарк увеличится до 600 автомобилей (250 штук в Киеве), а доля электромобилей вырастет до 30% (180 штук). И, наконец, в 2019–2021 годах общий автопарк вырастет до 1100 автомобилей (400 в Киеве), а доля электромобилей должна увеличиться до 40% или 440 экземпляров. Всего планируется приобрести около 4000 новых автомобилей (в том числе электромобилей), на обновление автопарка будет потрачено примерно 128 млн долл.

Закупка электромобилей будет проводиться, конечно же, через электронные тендеры «ПроЗорро», при этом стоимость подходящих для перевозки почты моделей ее представители оценили примерно в 15 тыс. евро. Также было упомянуто, что передвижение этих электрокурьеров можно будет контролировать в режиме онлайн — функция крайне важная для отечественного потребителя инновационных услуг. Как и доставка посылок с помощью дронов, которую сейчас тестируют представители почты. Особенно ярко такая доставка смотрится на фоне всего перечисленного выше.

По словам Смелянского, вся пятилетняя программа модернизации «Укрпочты» оценена в 507 млн долл. В частности, на закупку 2500 банкоматов планируют потратить 38 млн долл., на компьютеризацию отделений — 52 млн долл., внедрение IT-систем — 31 млн долл. Для реализации пятилетней стратегии развития украинское государственное предприятие почтовой связи «Укрпочта» возьмет на работу 187 специалистов в сфере IT — а это ежемесячные зарплаты.

На фоне этих миллионов абсолютным издевательством выглядит сообщение, что УГППС «Укрпочта» внесло изменения в коллективный договор, согласно которым с 1 января 2017 года доходы работников производственных специальностей предприятия вырастут в среднем на 20% и будут составлять не меньше минимальной заработной платы — 3200 грн.

Все эти грандиозные планы очень трудно сопоставить с существующими реалиями. По сравнению с развитыми странами у нас наименьшая территория обслуживания в расчете на одно почтовое отделение — 53 кв. км против стандартных мировых 200 кв. км. Одно отделение «Укрпочты» обслуживает 3,9 тыс. клиентов, а в мире эта цифра начинается с 5,5 тыс. Сокращение отделений справедливо и неизбежно, нужно просто об этом открыто говорить. Но у нас это не делается в том числе и по политическим причинам. Оно и понятно: исчезновение любого почтового отделения будет выглядеть как коварный удар исподтишка по стабильной и надежной украинской власти.

Оставшаяся от СССР система давно требует изменений, с этим никто не спорит. Однако вызывает сомнение необходимость сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), озвученная в конце прошлого года. Такое ощущение, что представленная пятилетняя программа «Укрпочты» написана в расчете именно на получение европейских денег.

«Мы готовы финансировать любую компанию, которая имеет подходящие для нашего финансирования характеристики», — уточнил глава представительства ЕБРР в Украине Шевки Аджунер. С такими произвольными программами «Укрпочте» европейское финансирование не светит. Каждому интересно увидеть работу денег, а не их освоение.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter