• Новости планеты
  • Правовые новости
  • Погода
  • Новости Украины
Racurs.ua

Блокада Донбасса: экономика важнее политики

России не нужен ни уголь, ни металл из оккупированного Донбасса — оттуда активно вывозится лишь металлолом

15 марта в 13.00 по решению Совета национальной безопасности Украины введено временное полное прекращение транспортного сообщения с неподконтрольными территориями Донбасса, то есть официально перекрываются железные и автомобильные дороги. Временность этого решения привязана к реализации пунктов 1–2 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений двухлетней давности — это прекращение огня и отвод тяжелого вооружения. Кроме того, продекларировано возвращение под украинскую юрисдикцию захваченных в ДНР и ЛНР предприятий.

Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что будет разбираться в ситуации, хотя действия украинского руководства противоречат не только прежним заявлениям, но и «здравому смыслу и человеческой совести», что можно считать официальной московской позицией.

Самое время поговорить о «здравом смысле», так как о «человеческой совести» пусть размышляют политики. Мощная советская промышленность, доставшаяся Украине, давно передана в частные руки, и вопрос о ее поддержании в действующем состоянии или реанимации касается в первую очередь ее владельцев.

С 1марта под «внешнее управление» на Донбассе попали 43 украинских предприятия. Представители владельцев этих предприятий заявляют, что налоги они всегда платили Украине, а сегодня такая возможность полностью потеряна, кроме того, уголь, добываемый в Донбассе, поставлялся на украинские теплоэлектростанции, и нынешние действия поставили на этих поставках крест.

Украинская тепловая генерация представлена шестью основными компаниями, пять из которых тоже частные. И лишь случайно не приватизированная в 2013 году «Центрэнерго» до сих пор не может найти покупателя. Владельцы должны сами разбираться с логистикой, ценами и условиями поставки — именно в этом смысл частного бизнеса, каким бы крупным или мелким он ни был. Уголь и газ можно покупать где угодно, пусть владельцы энергетики и химической промышленности самостоятельно думают об этом и исходят из своих ресурсов и возможностей. Оставим надоевшую газовую тему и немного поговорим об угольных проблемах.

В мире три десятка стран, имеющих твердые показатели добычи и экспорта-импорта угля. Его на нашей планете добывается около 7 млрд тонн ежегодно, при этом четыре страны дают 75% всей добычи: Китай, добывающий половину, США — 14% и Индия с Австралией, добывающие остальное. ЕС и Россия — на пятом и шестом месте. Китай добывает уголь для собственных нужд, главные экспортеры — Индия и Австралия, на третьем месте с кратным отрывом Россия. Китай — главный импортер угля в мире, который необходим в основном для электростанций. Во всем мире добыча топлива шахтным способом снижается, шахты закрываются из-за высокой доли ручного труда, нерентабельной реконструкции и высокой смертности горняков.

Донецкий угольный бассейн расположен и в Ростовской области РФ, и шахты там практически все закрыты. Две трети российского топлива добывается открытым способом, а шахтная добыча остается отголоском «совка». До последнего времени на украинские электростанции завозили именно этот уголь, главная составляющая которого — цена и налаженная с советских времен схема поставки.

Индия с каждым годом наращивает объемы добычи, а Австралия — уменьшает из-за снижения спроса. В Штатах тоже резко снижаются объемы добычи, электростанции, использующие уголь, становятся нерентабельными и не могут конкурировать с теми, которые используют газ, а их угольные запасы на втором месте в мире и уступают лишь России. Американцы рассчитывают вообще не использовать более 10% своего разведанного топлива. Открытые месторождения все выработаны, а подземные требуют несопоставимо больших инвестиций в капитальный ремонт. Модернизация повысит себестоимость продукции, которая повлечет за собой удорожание электроэнергии, так что энергетики вынуждены переходить на газ, чтобы не потерять потребителей.

Почему такие элементарные мысли и факты понятны во всем мире, но игнорируются в родном отечестве — остается загадкой. Пусть эту головоломку решают владельцы украинских шахт и электростанций, а государство исполняет роль контролера и генератора экономических перемен.

Проблемы у владельцев металлургических предприятий будут более серьезными. Как на подконтрольной украинской территории, так и в ЛНР-ДНР на этих предприятиях работают и получают зарплаты десятки тысяч украинских граждан. Дефицит кокса, металлургического сырья из-за остановки Авдеевского коксохимзавода («Метинвест») приведет к остановке Мариупольского металлургического комбината им. Ильича («Метинвест») с ожидаемой валютной выручкой 1,2 млрд долл. и Днепровского металлургического комбината (ИСД) с ожидаемой выручкой 0,83 млрд долл. Планируемая валютная выручка с заводов, находящихся на неподконтрольной Украине территории, составляет 1,5 млрд долл. Но заводы на сегодняшний день остановлены и могут никогда не запуститься.

В мире двумя основными производителями кокса считаются США и Россия, последняя подняла свои отпускные цены на 37%. Основной конкурент из Авдеевки продукцию не выпускает. Уже сегодня металлургические комбинаты, принадлежащие СКМ, в Мариуполе и Запорожье начали испытывать жесткий дефицит кокса. Все это опять-таки говорит об изменении условий для владельцев металлургических предприятий и грядущих радикальных переменах, касающихся обычных граждан.

Вопрос регистрации предприятий в Украине не идеологический, а экономический. Вся металлургия ориентирована только на экспорт, тогда как у фейковых республик никто в мире никогда ничего не купит. России не нужен ни уголь, ни металл из оккупированного Донбасса—оттуда активно вывозится лишь металлолом, на который и будут порезаны остановленные угольные и металлургические предприятия.

По расчетам профильной ассоциации горно-металлургического комплекса «Укрметаллургпром», суммарные последствия торговой блокады будут следующими: поступление валютной выручки в Украину снизится на 3,5 млрд долл., будет потеряно до 75 тыс. рабочих мест, бюджет недополучит порядка 3,57 млрд грн (140 млн долл.), перевозка грузов по железной дороге упадет на 29 млн тонн, а перевалка в портах — на 6,3 млн тонн.

Население Донецкой и Луганской областей до начала войны составляло 6,5 млн человек. Часть территории обеих областей до сих пор находится под контролем Украины. Еще 1,5 млн человек покинули самопровозглашенные республики. На неподконтрольной территории до сих пор проживает 1,5–2 млн человек. Существует несколько источников их существования: немногие сохранившиеся работающие предприятия, натуральное хозяйство, деньги из России и теневые контрабандные схемы, по которым нанесен решающий удар. Дикое поле, которым был Донбасс, со временем вернется к своему исконному состоянию.

У Украины очень сильный оппонент, но нужно определиться, что мы делаем — строим будущее или реанимируем прошлое. Отжатый Россией Крым признали шесть стран в мире, которые стыдно перечислять. Возникшая после Крыма идея Новороссии сдохла самостоятельно. Нам остается признать идущую на востоке страны войну и перестать имитировать историческое добрососедство. Евродеградацию заменить на евроинтеграционный путь, так как у нас нет никакого способа защитить себя от агрессии, кроме как в союзе с Западом.

Читайте также: Испытание блокадой: причины и последствия



Заметили ошибку? Выделите текст, который её содержит, и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати



НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ








    НОВИНИ ПАРТНЕРІВ