Новости
Ракурс

И не говорите, что языковой скандал — это плохо

В сетях продолжается языковая истерика, вызванная то ли сознательным, то ли неосторожным высказыванием Олега Скрипки о гетто для русскоязычных.


.

Как по мне, истерика плановая. Поскольку создается впечатление, что над нами есть некий «дежурный по стране», который постоянно смотрит на большой термометр и принимает меры, если градус эмоций в обществе снижается до критического. И вот когда он снижается, дежурный вбрасывает свежую языковую провокацию. То ли устами Олега Скрипки он ее вбрасывает, то ли Ирины Фарион, то ли «коллективным ртом» Верховной Рады, которая время от времени пишет языковые законы. Градус стремительно взлетает вверх. И мы уже как будто в тонусе — живем, а не прозябаем.

Почему языковой вопрос? Потому что он самый простой, а следовательно, является наиболее эффективным способом быстро завести общество. 100% граждан разбираются в нем, и у каждого свой правильный ответ — он однозначно понимает, какой язык должен быть государственным и почему «не прав тот, кто думает не так, как я». В любых других вопросах общественного значения нужно быть компетентным, но что касается языка — здесь каждый эксперт от рождения.

Правда, лагери русскоязычных и украиноязычных «экспертов» примерно одинаковы, а значит, никто никого не сможет побороть, убедить, заставить. Языковой вопрос — проклятие украинцев.

Но с другой стороны — оно и к счастью нам дано.

Вот что бы мы сейчас делали, если бы не Скрипка с его гетто? Весна холодная, отопление отключили, греться водкой — дорого и опасно, чаем — пустое. Обсуждать Трампа? Надоел. Ким Чен Ына? Он далеко. Коррупцию? Ой!..

Язык! Он спасает.

Утру-ка я нос тому уроду, что кричит: «Не трогай Пушкина!»

А дай-ка обзову рагулем того, кто на аватарку поставил себя в вышиванке! Напишу ему: «Если тебя зовут Орест, то твои мысли не интересны в принципе!»

И уже «пошла писать губерния...»

Народ взбешенно колотит пальцами по клавиатурам, так, что из них, бедных, аж дым идет — топоры вешай! Компьютеры перегреваются — какая там холодная весна! «Раздухарился народ, раздобрел!» — как говорит Жванецкий. Разве это не круто? Это вам не котиков с цветочками постить на фейсбуке — о языке говорить куда проще!

А сколько во время языковых скандалов мы находим единомышленников, новых друзей! Френд-лента растет как на дрожжах.

А политикам какая лафа! Многие из них уже начали было справедливо полагать, что народ о них забыл. А тут — такая возможность сказать «правду» — загнать в свое стойло овец, которые уже разбрелись по чужим лугам. Политики на телеэфирах так вопят о языке, что микрофоны гнутся.

А какой движняк в лагере пиарщиков и всяких разных спичрайтеров! Они каждый раз соревнуются в красноречии друг с другом, а то и с самими с собой, если обслуживают одновременно нескольких заказчиков из противоположных лагерей.

Каждый языковой взрыв в стране — почти что литературный фестиваль, где всякий раз представляются новые оригинальные формулировки старых затасканных мнений. Такое себе школьное сочинение-марафон на заданную тему.

Люди бьются, но...

...но не знаю, есть ли где в мире подобная украинской ситуация, когда можно не владеть языком оппонента, но понимать его. Когда двуязычие существует онлайн и не приводит к бытовым неудобствам. К политическим скандалам — да, к бытовым неудобствам — нет.

— Зачем оно тебе надо? — спрашивает украинец украинца.

— Як це нашо воно мені! — возмущается украинец в ответ.

Люди могут часами говорить одновременно на обоих языках. И не ссориться. Особенно молодежь. Особенно студенты. Особенно столичных вузов. А потом еще и постель одну на двоих разделят. А на утро за кофе улыбнутся друг другу:

— Тобі дійсно було хороше?

— Спрашиваешь! Как никогда!

Станет ли Украина когда-нибудь одноязычной?

Скорее, трехъязычной...


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter