Новости
Ракурс

Украинская торговля выходит из обморока

Украина в последние несколько лет смогла сменить вектор своей внешней торговли с восточного на западный. Высокотехнологичный Евросоюз стал основным торговым партнером, тогда как товарооборот с Россией чахнет из-за взаимных торговых ограничений. Китай, с которым мы развиваем экономические отношения, тоже можно считать скорее «западным», то есть цивилизационным трендом. Египет, покупающий украинское зерно, и Турция, пытающаяся покупать и продавать все, остались неизменными торговыми соседями.


.

Государственная служба статистики сообщает, что за первые два месяца текущего года экспорт украинских товаров вырос на 32%. Такой рост наблюдается в первую очередь из-за обвальных показателей базы сравнения, которые сформировались после блокировки в начале прошлого года Российской Федерацией торговли и транзита товаров через ее территорию. Украину можно рассматривать как постсоветский или постколониальный продукт, и бывшая метрополия до сих пор способна влиять на наше положение дел. Точно так же, как Британия до сих пор влияет на Индию, — только Дели от Лондона далеко, а Киев у Москвы под боком.

Похоже, однако, что наша страна сумела преодолеть низшую, критическую точку спада своего самого наглядного вида экономической деятельности — торговли.

Восстанавливается после стремительного падения также и внутренний товарооборот — как розничный, так и оптовый. Рост розничного товарооборота в прошлом году отмечался в большинстве регионов страны, за исключением исторически богатой, но ныне не креативной Черниговской области и прифронтовой Донецкой. Для критиков евроинтеграции контраргументом станет самый высокий в стране рост розничного товарооборота в прозападной Львовской области.

Зона свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и ЕС в полной мере заработала с 1 января 2016 года. До этого наша страна пользовалась преференциями и не отменяла пошлины на европейские товары, хотя сама экспортировала товары в Евросоюз без пошлин. Теперь в структуре украинского экспорта почти 40% занимают европейские страны. За время действия ЗСТ удалось нарастить экспорт курятины, яиц, пшеницы, ячменя, семян масличных культур, рапсового масла, сахара, кондитерских изделий.

Самыми большими темпами потребление украинских товаров наращивают Бельгия, Литва, Австрия, Чехия и Польша, а вот объемы экспорта во Францию, Германию и Нидерланды снизились — на 13,4%, 4% и 1,8% соответственно.

Все показатели говорят о том, что наше государство пока еще живет, хотя и в полуобморочном состоянии.

Драйверами сотрудничества с Европой нам сегодня можно считать два государства — Литву и Польшу, которые были Европой всегда, даже в советские времена. Литва планирует увеличить годовой товарооборот с Украиной до 1 млрд долл., что было озвучено Кабинетом министров в начале апреля с расчетом на углубление сотрудничества в энергетической, военно-технической и транспортной сферах, а также в туризме и образовании. Наследница Великого княжества Литовского агрессивно заявляет себя украинским другом в противовес тоже великой, но необузданной России с ее чекистским руководством и непонятными ей самой планами на жизнь.

Польша всегда ненавидела Российскую империю, а теперь живет в объединенной Европе и строит новое Восточноевропейское образование, которое, возможно, станет альтернативой нынешнему ЕС. Более миллиона наших соотечественников официально работают в Польше, обе страны умножают взаимную логистику, налаживая транспортные связи. Польша покупает в нашей стране биологическое топливо и древесину, злаковые с соей и курятину; украинские предприниматели больше всего заказывают в Польше стоковую одежду, окна и детские товары, упаковочную пленку и кофе.

Наша небогатая страна является поставщиком в Европу, в первую очередь через Польшу, недорогой, энергичной и обучаемой рабочей силы. В 2016 году украинцы получили 83% всех разрешений на работу, которые в Польше выдают иностранцам, в 2015 году этот показатель составил 77%, а в 2014-м — чуть более 60%. При сохранении этой динамики в нынешнем году абсолютное большинство иностранцев, работающих в Польше, будут украинского происхождения.

Вторая волна украинской экспансии на Запад — это студенты, получающие образование в Европе. Вернувшиеся с заработков люди построили в Западной Украине двухэтажные европейские особняки, а вот дороги между этими домами остались убитыми. Цивилизация сосредоточена внутри жилья и не распространилась на общество в целом. Остается дождаться, когда с Запада начнут возвращаться не только работяги, занимающиеся самым низкоквалифицированным трудом, но и натренированные европейским стилем жизни украинские менеджеры, понимающие плюсы и минусы ежедневной работы и получившие образование там. О зарубежном обучении приходится говорить оттого, что внутри нашей страны высшего образования с каждым годом все меньше — по крайней мере, это следует из отрицательной динамики рейтинга украинских вузов.

Польша в начале 90-х была на одном с Украиной уровне по многим показателям, однако уже через несколько лет стремительно опередила нашу страну по большинству критериев развития. Самый безусловный и непререкаемый показатель — это ВВП (валовой внутренний продукт), говорящий о стоимости всех товаров и услуг, произведенных во всех отраслях экономики. Он может выражаться одной большой цифрой, но для объективного взгляда на экономику государства принято считать его на душу населения.

В прошлом году в Польше ВВП на душу населения составлял 12 000 долл. в год, в Украине — 2000 долл., а в России — около 9000 долл. К слову, РФ в последнее время теряет по 400 долл. в год от этого показателя, тогда как Польша понемногу прибавляет. Наша страна тоже прибавляет, но она фактически находится на дне, отсюда падать уже некуда. Мы — экономические аутсайдеры, для которых стратегия стабилизации равносильна смерти страны: думать надо только о движении вверх. Современная экономическая наука считает, что государство находится в критическом или революционном состоянии, когда ВВП на душу населения падает меньше 6000 долл. Мы же давно и уверенно перешагнули этот рубеж, и теперь остается бороться за возвращение в круг нормальных государств.

-->-->

-->-->

В 2016 году товарооборот Украины с Китаем составил 6,5 млрд долл. При этом ЕС импортирует китайской продукции на 300 млрд долл. ежегодно, следовательно, значительная часть товарного потока может быть направлена через Украину. Мы географически находимся на Новом Шелковом пути, который продвигает КНР, борясь с наметившимся снижением темпами роста собственной экономики. Для строительства Шелкового пути был специально создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, который должен финансировать соответствующие проекты. Желание руководства Поднебесной плотнее связать страну с Европой, а также постоянная необходимость в большом количестве продовольственной продукции делает Китай одним из самых ценных партнеров Украины.

На проходившем в конце апреля китайско-украинском бизнес-форуме советник посольства КНР заявил: «Китай вложил в Украину около 7 млрд долл. инвестиций в облигации. В настоящее время основная задача состоит в том, чтобы активизировать в полной мере эту огромную сумму денег, чтобы оживить сельскохозяйственную, энергетическую, сферу инфраструктуры, а также другие сферы экономики, которые в этом нуждаются. Это в свою очередь создаст рабочие места, налогообложение и торговые потоки». Китайцы купили украинские бумаги — теперь наше правительство должно реализовывать эту сумму, исполняя договоренности, а нам останется наблюдать, насколько успешно сработают чиновники.

В 2017 году Национальный банк Украины прогнозирует рост экспорта на 11,2%. Если прогнозы сбудутся, то этот показатель будет положительным впервые с 2012 года. В апрельском инфляционном отчете НБУ указывается, что в структуре экспорта будут расти продажи руды — из-за прекращения поставок на металлургические предприятия, находящиеся на оккупированной территории Донецкой и Луганской областей. Вырастет экспорт продовольственных товаров (сахара и зерновых), а также машиностроения вследствие постепенной переориентации продукции, которая ранее отправлялась в Россию.

Рост импорта планируется на 11%: увеличатся поставки в Украину угля и кокса — после прекращения товарооборота с Донбассом. Повышение же спроса со стороны аграриев на продукцию машиностроения станет драйвером неэнергетического импорта. Наконец, после наметившегося восстановления потребительского спроса ожидается увеличение поставок продовольственных товаров.

Мы не говорим о росте отечественной экономики: она, по понятным причинам, до сих пор находится в разболтанном состоянии. Речь идет о некоторых положительных сдвигах в торговле — наиболее заметной экономической отрасли.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter