Новости
Ракурс

Как народ может изменить Украину, или Будущее за краудсорсингом

Современное информационное пространство открыло новые возможности для экономического развития. В обществе оформилась идеология совместной реализации проектов разрозненными людьми, породившая большое количество направлений хозяйственной деятельности и управления процессами. Украина — экономический маргинал, который нелегко интегрируется в мировые тренды. Но, несмотря на многолетнее нахождение нашего государства на краю развитых экономик, мы можем без труда включиться в актуальные сетевые и информационные проекты. Даже при катастрофическом отсутствии внешних инвестиций вполне уместно рассчитывать на внутренние резервы, которые не всегда упираются в финансы. Примером может служить получившая широкое развитие у нас разнообразная волонтерская деятельность.


.

Краудсорсинг — история и яркие примеры применения

Существует большое количество технологий, названия которых начинаются со слова «крауд» (от англ. crowd — толпа). Самый распространенный пример — краудсорсинг (sourcing — использование ресурсов) — использование большого числа случайных людей для решения задач, которые возникают при ведении бизнеса. Методика родилась давно, но получила свое название и развитие в эпоху интернета. Древнейшим и самым провальным примером использования этого метода была постройка Вавилонской башни. Но человечество склонно учиться и делать правильные выводы из ошибок.

Вавилонская башня — первый и не совсем удачный пример использования краудсорсинга

В начале XVIII века правительство Великобритании для решения локальной технической проблемы — нахождения точного метода определения долготы на море — назначило приз для любого желающего, способного справиться с этой задачей. Лондон предложил поучаствовать в решении головоломки всем, кто был на это способен, вместо того, чтобы платить конкретному коллективу «британских ученых». Метод, который применили британские власти, спустя 300 лет назвали краудсорсингом.

В XX веке создателям Оксфордского словаря при использовании такой же технологии понадобилось целых 70 лет и анализ 6 млн писем. Википедия, пятый по распространению в мире ресурс, основывается на этой же идеологии. Конституцию Исландии в 2011 году писали с помощью этого метода, ее обсуждение проходило на странице социальной сети Facebook. Юристы оценили поступившие предложения и самые популярные замечания, после чего дополнили основной закон страны.

Все вышесказанное легко применить и в Украине. Например, этот способ может помочь в решении таких «невыполнимых» для нашей страны задач, как запуск земельной реформы. Почему бы не попробовать разместить все материалы и организовать обсуждение в социальных сетях? Тогда пропадет эта дремучая мотивация о невозможности ее проведения и власть имущие оперативно узнают мнение социума о себе и своих идеях.

Бизнес давно использует подобные методики. Procter & Gamble запустила свой проект в сети — InnoCentive, в котором всем желающим предлагают разнообразные задачи, а авторы лучших решений получают вознаграждение от компании. Сеть кофеен Starbucks тоже создала отдельный сайт, на котором собирает предложения о своем развитии. Ford просил пользователей сетей снимать рекламу автомобиля Ford Mustang — победитель получил это авто. Nike представила онлайн-конструктор, с помощью которого клиенты могли собрать кроссовки своей мечты. Facebook, совершенствуя свой ресурс, опирается на создание приложений добровольцами-альтруистами. Для этих целей на сайте есть раздел о том, что делать, если вам захотелось создать приложение. Существуют также платформы для «толпы» дизайнеров, имеющих свободное время, где компании размещают заказ и потом за небольшие деньги приобретают понравившийся им продукт. Любители теснят профи из рекламного бизнеса, бесплатно выкладывая свои ролики, что является особенностью сегодняшнего дня.

В развитых странах правительственные институты достаточно широко используют эту методику. Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства NASA запускает новые краудсорсинг-проекты практически ежемесячно, собирая таким образом данные для проведения научных исследований. Правильно сформулированные условия позволяют достаточно глубоко обработать огромное количество информации, используя коллективный разум для решения прикладных задач. Землетрясение в Японии, разрушившее атомную станцию Фукусима, привело к созданию обычными гражданами нескольких ресурсов с картой загрязнения радиацией, которая основывалась на данных дозиметров пользователей.

Отечественный бизнес тоже способен решать подобные задачи, используя интернет-технологии — нужно только правильно мотивировать пользователей для получения от них интересных и нужных решений. Мотивация не всегда может быть материальной: краудсорсинг в мире объединяет тысячи людей просто своей идеей. Это даже не методология, а мировоззрение. Человек, написавший статью для Википедии, не получает известности как ее автор, но вместе с множеством людей делает общее дело, на которое тратит свое свободное время совершенно бесплатно. В Украине ярким примером может служить сайт, где собрана крупнейшая база генеалогических данных страны.

Если мотивацию строить на материальной основе, то следует избегать тривиальных решений, как это делал молодой специалист по краудсорсингу Том Сойер, когда ему поручили красить забор

Краудсорсинг может быть внешним (когда обращаются ко всем заинтересованным) и внутренним (когда внутри, например, одного министерства любой сотрудник вне зависимости от должности может внести вклад в решение поставленных задач). Второй вариант тоже очень легко приживется на нашей почве и сможет доказать свою эффективность, ведь он заметно повышает производительность при минимальных издержках.

Такие действия, несомненно, помогут сформировать положительный имидж руководства любой отрасли и проекта, если эти руководители реально заинтересованы в положительном результате, а не имитируют это. Этот метод позволит найти находящиеся рядом таланты и завербовать их для решения самых проблемных вопросов. В нашем государстве переизбыток специалистов по юриспруденции и финансам, поэтому даже в столь неоднозначных сферах возможно полноценное использование краудсорсинга. Весь сетевой маркетинг основан на этой идее. Можно по-разному к нему относиться, однако его широкое применение отрицать нельзя.

Краудфандинг — народное финансирование

Второе активно используемое в мире направление, связанное со словом «толпа», — краудфандинг. Это совместное финансирование проектов, или народное финансирование. Самый яркий его пример — сбор средств на постройку фундамента для статуи Свободы в Нью-Йорке, тогда деньги были собраны со 100 тыс. американских граждан.

Это достаточно распространенное сегодня в мире направление в Украине тоже представлено, но работает плохо. Причин непопулярности привлечения средств от случайных людей много. Мы в принципе отстаем от всех мировых трендов на несколько лет. Соотечественник, желающий пожертвовать средства на благое дело, практически всегда сталкивается с огромным ворохом технических сложностей. Простой перевод денег напоминает мозговой штурм. Кроме того, краудфандинг чаще всего ассоциируется со стартапами, которые в нашей стране зачастую оказываются пирамидами или просто мошенническими проектами. Примеров таких не счесть.

Подписанный в 2013 году президентом Обамой JOBS Act позволил после 80-летнего перерыва заниматься инвестициями не только квалифицированным инвесторам, но и обычным жителям США. Отсюда возникло и заработало еще одно понятие, которое только пускает ростки в Украине, — краудинвестинг. Пример в нашей стране — проект под названием «Общественный ресторан Urban Space», на открытие которого выделили деньги десятки частных инвесторов. 80% прибыли заведения направляется на реализацию городских общественных проектов.

В 2008–2009 годах были созданы краудфандинговые платформы Kickstarter и IndieGoGo, известные финансированием стартапов и локальных бизнесов. Уже в 2014 году 3,3 млн человек со всего мира вложили в проекты на сайте Kickstarter 530 млн долл., профинансировав 22,2 тыс. проектов. Украинцев на Kickstarter мало: пугают и сложности с выводом средств, и языковой барьер.

В лидерах сборов на Kickstarter — технические изобретения, софт, музыка и видео. В качестве комиссии за услуги сайт берет 5% от привлеченных средств. Он входит в тысячу самых посещаемых в мире сайтов, что является очень неплохим показателем.

Конкурент Kickstarter — IndieGoGo — в Украине менее известен, он больше ориентирован на проекты «общечеловеческой» направленности, улучшающие быт, экологию. В отличие от Kickstarter, IndieGoGo передает автору проекта все собранные к определенному сроку средства, даже если сумма не была собрана полностью. Меняется только размер комиссии: если цель проекта по сбору средств достигнута, ресурс удерживает 4%, если нет — 9%.

Одно из главных отличий IndieGoGo от других аналогичных ресурсов в том, что рейтинг проектов не проставляется вручную, а используется автоматический просчет. Алгоритм анализирует уровень активности авторов и доноров (инвесторов), количество обновлений, комментариев и др., и на основе этого составляется рейтинг популярности проектов внутри IndieGoGo. Преимущество платформы также в более широком географическом охвате и возможности гибкого финансирования (стартапер получает сумму, даже если цель не достигнута).

Для авторизации на Kickstarter и приема платежей нужен статус местного резидента (наличие юрлица в одной из стран работы платформы либо партнер). Для IndieGoGo достаточно иметь счет в банке. Пошаговая инструкция подробно объяснит, что делать дальше.

Перевод: Заткнись и возьми мои деньги

В современном мире терминов с коренным словом «крауд» существует с десяток. Реализация всех подобных проектов не требует больших средств, вместе с тем они незаменимы для работы с большой аудиторией и обществом в целом. Указанные технологии позволяют вовлекать в свою деятельность новых людей, создавать лояльных и преданных клиентов, изучать их потребности и получать советы по улучшению продуктов из первых рук. Все это обеспечивает высокую скорость выполнения задачи.

К недостаткам можно отнести сложность прогнозирования качества работы участников проекта. Так, можно получить много качественных идей, а можно — ни одной толковой.

К «толпе» стоит обращаться, когда возникает необходимость в свежих идеях и взглядах на свой бизнес, для решения нестандартных вопросов или работы с большими объемами информации. Неоценима эта методика для стартапов. Для Украины актуальность в том, что организация такого проекта будет стоить дешевле оплаты профессионального исполнителя. Обращение к «толпе» имеет огромный потенциал применения в бизнесе. Объединяя интеллектуальные усилия участников, практически всегда можно добиться синергии, когда суммирующий эффект существенно превосходит результат работы каждого отдельного компонента.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter