Новости
Ракурс

Иллюзия медреформы: кадровый дефицит и финансовая диета

Найди отличия


.

На прошлой неделе Минздрав записал в очередные победы бюджетную резолюцию на 2018–2020 годы, которая, по словам замминистра здравоохранения Павла Ковтонюка, предусматривает финансирование всех этапов реформы здравоохранения и впервые дает возможность планировать развитие медицинской отрасли на несколько лет вперед.

«В течение 2018–2020 годов бюджет на гарантированный пакет медицинских услуг вырастет с 55 млрд, которые есть на сегодняшний день в медицинской субвенции, до 81,2 млрд грн в 2020 году. То есть на 25,7 млрд за три года увеличится объем финансирования именно медицинских услуг. В первый год реформы (2018-й) финансирование увеличится на 10 млрд, в 2019-м — ориентировочно на 8,2 млрд грн, в 2020 году — на 7,3 млрд грн. Цифры могут варьироваться в зависимости от темпа реформы. Упомянутые 10 млрд прежде всего пойдут на реформу первички», — эти цифры Ковтонюк озвучил на пресс-конференции по итогам заседания Кабмина, подтверждая свои слова слайдами.

Напоследок замминистра добавил, что этот документ является лучшим ответом скептикам, которые обвиняли правительство в сокращении финансирования медицины и уменьшении зарплат врачам.

Перефразируя известное выражение, скептики — это хорошо проинформированные оптимисты, к ним можно также причислить просто внимательных и обладающих неплохой памятью людей. Буквально за неделю до этого в технико-экономическом обосновании (от 6 июня 2017 года) к законопроекту №6327 от 10 апреля 2017 года «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств» Минздрав был более оптимистичен в своем прогнозе по росту государственных расходов на здравоохранение (см. таблицу ниже): 2018 год — 70,8 млрд грн, 2019 — 90,2 млрд, 2020 — 115,1 млрд грн. Однако 14 июня на сайте профильного министерства появились другие прогнозируемые данные (которые и были озвучены Ковтонюком): в 2018-м — 65,7 млрд грн; в 2019 — 73,9 млрд; 2020 — 81,2 млрд. То есть за неделю государственные гарантии по финансированию здравоохранения на три года уменьшились на 55,3 млрд грн. Сумма немалая — столько составляет медицинская субвенция на текущий год.

Обещания и реальность

На той же пресс-конференции Павел Ковтонюк обнадежил врачей первички, пообещав, что в случае принятия парламентом законопроектов по реформе здравоохранения медицинская практика (врач + одна-две медсестры) в 2018 году сможет получать годовой доход в размере 740 тыс. грн. Мол, в тексте резолюции зафиксированы существенно возросшие размеры тарифов, которые будут покрываться врачу первичной помощи (терапевт, педиатр, семейный врач) за обслуживание одного пациента в год. Если ранее это были 240 грн, то сейчас правительство готово увеличить эту сумму в 2018 году до 370 грн, в 2019 — до 450 грн на обслуживание одного человека.

Таким образом, врача первички, подписавшего контракт с 2000 пациентов, по версии Минздрава, в 2018 году ожидает годовой доход в размере 740 тыс. грн (61 тыс. грн в месяц), а в 2019-м ежемесячные поступления увеличатся до 75 тыс. грн — тех, что «идут за пациентом». Как быстро они найдут дорогу до врача, не потеряется ли часть в пути, как выживать медицинской практике до поступления средств — вопрос.

На эти деньги врач должен содержать офис, оплачивать коммунальные услуги, нанять медсестру, уборщицу, приобрести оборудование, оставить себе зарплату, не забыв уплатить налоги... Как быть с гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством? Пока предложенный правительством законопроект не дает ответа на вопрос, как будет оплачиваться отпуск врача или период его временной нетрудоспособности.

Еще один нюанс. Если в Киеве набрать две тысячи пациентов довольно просто, то в сельской местности это может стать практически неразрешимой задачей. А если населенные пункты не многолюдны и отдалены друг от друга? Проблемы сельской медицины вынесены за рамки медреформы, на сегодня компенсационные механизмы для сельских медиков не предусмотрены.

Другая проблема: врачам выгодно «застолбить» себе участки, где главным образом проживают молодые, а значит, реже обращающиеся за медицинской помощью пациенты, например, общежитие университета. Можно попытаться договориться, образно говоря, с ректором Национальной академии сухопутных войск или Харьковского национального университета Воздушных сил и получить 2000 здоровых курсантов. Ведь, согласно реформе, к прописке нет привязки. А что будет с пенсионерами, хронически больными? Обещают, что законопроект №6327, принятый в первом чтении, будет существенно доработан в этом плане.

Сегодня в Украине колоссальный дефицит врачей первичного звена. Среди них очень много людей пенсионного и глубоко пенсионного возраста. Огромный дефицит медсестер. В прошлом году было проведено исследование, согласно которому из 30 тыс. медсестер, ежегодно выпускающихся в нашей стране, 73% уходят из профессии в течение нескольких последующих лет по причине низких заработков.

С 1 января 2017 года минимальная зарплата выросла до 3200 грн, однако на повышение заработной платы медиков нет достаточного финансирования. И если не решать проблему оперативно, констатируют эксперты, стоит ожидать серьезного сокращения медицинского персонала — более чем на треть. Пока же медперсонал переводят на 0,5 или 0,25 ставки.

Об оперативности решения этой проблемы, к сожалению, говорить не приходится. Ирина Сысоенко, заместитель главы Комитета ВР по вопросам здравоохранения, на своей странице в Facebook отмечает, что вместо необходимых 3 млрд грн на зарплату медикам на днях было решено выделить в десять раз меньше — 380 млн грн.

Получается, что основную движущую силу медреформы — врачей — посадили на жесточайшую финансовую диету. Возможны ли изменения к лучшему в медицине при таких составляющих — вопрос риторический.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter