• Новости планеты
  • Правовые новости
  • Погода
  • Новости Украины
Racurs.ua

Блокировка налоговых накладных — борьба со схемами или уничтожение бизнеса Консультация

Несмотря на одобрительные отзывы «причастных» к внедрению автоматической системы регистрации налоговых накладных об их достижениях и минимальном проценте заблокированных накладных, наблюдаем ручное управление этой процедурой

Уже более двух месяцев в полную силу работает режим остановки регистрации налоговых накладных, который принес и продолжает приносить проблемы субъектам хозяйствования реального сектора экономики. Наверное, все без исключения предприятия различных сфер деятельности уже столкнулись не только с проблемой самой остановки налоговых накладных, но и с проблемами дальнейшего их разблокирования, ухудшения отношений с контрагентами, которые не получают права на налоговый кредит, что влечет за собой наложение штрафных санкций, отсрочку оплаты и т. п.

Нормативное регулирование оснований для приостановления регистрации налоговых накладных

Проблемы блокировки налоговых накладных касаются всех отраслей предпринимательской деятельности — производственных, строительных, торговых, связанных с оказанием разного рода услуг и т. д. Это следует из того, что сама система оценки критериев риска, к сожалению, разработана таким образом, что в случае продажи товаров (работ, услуг) эти же товары или работы должны быть приобретены предприятием. А при их дальнейшей реализации, кроме того, должны еще быть выдержаны и дополнительные параметры, определенные печально известным приказом Министерства финансов Украины №567 от 13 июня 2017 года «Об утверждении Критериев оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, и Исчерпывающего перечня документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки», с учетом изменений, внесенных приказом №654 от 21 июля 2017 года.

Алексей ЛановойНапример, предприятие приобретает листовой металл для производства трубопроводов, или транспортная компания оказывает услуги по перевозке. Регистрация налоговых накладных этих предприятий будет остановлена, поскольку «на входе» код УКТ ВЭД в первом случае не соответствует коду «на выходе», а во втором — система вообще «не видит» приобретения.

Такая же ситуация возникает и при приобретении и дальнейшей продаже 100% продукции — система относит эту операцию к рисковым, поскольку она подпадает под риск в части соответствия объемов приобретения и поставки, определенный в п. 1 ст. 6 приказа №567.

Критерии, по которым осуществляется мониторинг налоговой накладной (ст. 6 приказа №567):

— объем поставки товара/услуги, указанный в налоговой накладной, в 1,5 раза больше величины, равной остатку разницы объема приобретения такого товара/услуги;

— преобладание в товарных остатках «рисковых» товаров более чем на 75%.

Авансовые платежи также попали в группу риска именно исходя из критериев оценки соответствия объемов приобретения/поставки (наличие денежных средств без фактического получения товаров/услуг на момент подачи для регистрации налоговой накладной).

Митинг предпринимателей против блокировки налоговых накладных. Киев, 26 июля 2017 года

Приказ, однако, предусматривает и условия «освобождения от блокировки», в частности:

налоговая накладная не подлежит представлению покупателю или составлена по операции, освобожденной от налогообложения;

— объем поставок в налоговых накладных текущего месяца, с учетом поданной на регистрацию, меньше 500 тыс. грн;

— общая сумма уплаченных в 2016 году налогов, сборов и сумм взноса на общеобязательное государственное страхование составляет более 5 млн грн (ст. 5).

Заблокированы накладные, что делать?

В квитанции о приостановлении регистрации налоговой накладной должны быть указаны:

а) порядковый номер и дата составления налоговой накладной/расчета корректировки;

б) критерий (ее) оценки степени рисков, на основании которых была осуществлена остановка регистрации налоговой накладной/расчета корректировки;

в) предложение о представлении налогоплательщиком объяснений и/или копии документов для принятия контролирующим органом решения о регистрации такой налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (п. 201.16.1 п. 201.16 ст. 201 НКУ).

Порядок действий предприятий в случае блокировки налоговых накладных также определен в приказе №567.

Этим же приказом определен и исчерпывающий перечень документов, которые являются достаточными для принятия решения о регистрации налоговой накладной.

Так, в перечень входят:

— договоры, переписка с контрагентами;

— документы, которыми подтверждаются полномочия на получение продукции;

— первичные документы по поставке/приобретению товаров/услуг, хранению и транспортировке, погрузке/разгрузке продукции, акты приема-передачи, накладные;

— расчетные документы, банковские выписки;

— документы о подтверждении соответствия продукции, предусмотренные договором.

То есть на практике мы видим, что в случае блокировки одной накладной предприятию необходимо представить не только документы, подтверждающие приобретение, перевозку, хранение товара, но и другие, которые могут быть подтверждением достоверности этой операции, в том числе и документы или описание деятельности за 2016 год — в случае продажи остатков товаров или продукции, поскольку документирование их приобретения в 2016 году и ранее не требовало указания кода УКТ ВЭД.

А для предприятий, оказывающих различного рода услуги, такими подтверждающими документами выступают документы, свидетельствующие о наличии транспортных средств, штата, разрешений, лицензий и т. п.

Необходимо обратить внимание: все копии документов, которые прилагаются для разблокирования налоговых накладных, должны быть заверены надлежащим образом — как минимум подлинность копий должна быть заверена подписью руководителя или представителя и печатью предприятия. При этом приказом предусмотрено, что эти документы и письменные объяснения плательщика подаются в ГФС в электронном виде.

К сожалению, все нормативные документы по этой проблематике выписаны с учетом одной налоговой накладной/расчета корректировки.

Предприятие в один день может подать на регистрацию 10, а то и больше налоговых накладных в адрес одного покупателя с одинаковой номенклатурой. И все они могут быть заблокированы по одним и тем же критериям. А пакет документов в подтверждение реальности сделки, по результатам которой выписана остановленная налоговая накладная, подается как приложение к заявлению о разблокировании по конкретной накладной, которых однотипных может быть 10 и более. В то же время в электронном виде подать документы можно исходя из размера каждого документа не более 2 Мб...

Вот и получается, что вместо ведения деятельности для получения прибыли налогоплательщику нужно найти, подготовить, получить, скопировать, заверить, отсканировать множество документов — и так по каждой заблокированной накладной. После этого приходится ждать — или разблокирования налоговой накладной, или квитанции о принятом решении об отказе в разблокировании.

Постановлением Кабмина №190 от 29 марта 2017 года «Об установлении оснований для принятия решения комиссией Государственной фискальной службы о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или об отказе в такой регистрации» установлены исключительные основания для отказа в регистрации, среди которых, в частности:

1) непредставление плательщиком письменных объяснений по подтверждению информации, указанной в заблокированной налоговой накладной/расчете корректировки;

2) непредставление копий документов в соответствии с п. «в» п. 201.16.1 п. 201.16 ст. 201 НКУ;

3) представление плательщиком копий документов, которые составлены с нарушением законодательства и/или не являются достаточными для принятия комиссией ГФС решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки.

Подав объяснения и подтверждающие документы, заверенные соответствующим образом, на практике плательщик получает решение об отказе в регистрации налоговой накладной с указанием причины — «представление плательщиком копий документов, которые составлены с нарушением законодательства и/или не являются достаточными для принятия комиссией ГФС решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки».

Какова настоящая причина отказа — копии документов составлены с нарушениями и какими именно, или же их недостаточно и каких именно? Где же мотивированный ответ? Где же шаги навстречу бизнесу и устранение давления на бизнес?

Митинг предпринимателей против блокировки налоговых накладных. Киев, 26 июля 2017 года

Процедура обжалования решений об отказе в регистрации налоговых накладных

После получения решения об отказе в разблокировании накладной у плательщика есть два пути. Или воспользоваться правом на административное обжалование в соответствии с положениями постановления Кабмина №485 от 4 июля 2017 года «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на решения комиссии Государственной фискальной службы об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных» (с повторным представлением пакета документов по каждой налоговой накладной отдельно), или обратиться с иском в административный суд (с представлением пакета документов в обоснование исковых требований, из расчета 1 накладная — 1 иск).

Следует обратить внимание: вышеуказанным постановлением Кабмина установлены обязательные требования к оформлению жалобы, в частности, жалоба должна содержать:

— наименование или ФИО плательщика налога, который подает жалобу, его налоговый адрес;

— налоговый номер;

— реквизиты обжалуемого решения комиссии ГФС;

— информацию о причинах несогласия налогоплательщика с решением комиссии ГФС;

— сведения об обжаловании решения комиссии ГФС в суд;

— требования налогоплательщика, подающего жалобу;

— адрес, по которому необходимо направить решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы.

Но и первый путь (административная жалоба), и второй (иск в суд) — это трата времени, что отнюдь не помогает бизнесу: без регистрации налоговой накладной покупатель вряд ли перечислит вовремя средства. И суды, к сожалению, у нас не отличаются скоростью рассмотрения исков. Да и апелляцию никто не отменял.

Таким образом, несмотря на одобрительные отзывы «причастных» к внедрению автоматической системы регистрации налоговых накладных об их достижениях и минимальном проценте заблокированных накладных, мы, к сожалению, вынуждены наблюдать ручное управление этой процедурой, да так, что оба причастных органа — Минфин и ГФС — все проблемные вопросы списывают на некомпетентность друг друга.

В соцсетях уже открыто агитируют за налоговый майдан, поскольку фактически путем блокировки налоговых накладных, с учетом условий, предусматривающих критерии, которые делают невозможной блокировку, уничтожается средний класс, а ведь он является наполнителем бюджета, пытается что-то сделать и заработать несмотря на нашу «прозрачную» налоговую политику.

Ситуация вокруг блокировки налоговых накладных стала уже настолько серьезной, что этот вопрос был поднят в парламенте и Кабмин пообещал проанализировать его и доработать систему, чтобы избежать сбоев в работе в дальнейшем. В то же время не указывается, что же за сбои вызвали фактический коллапс при регистрации налоговых накладных, кто ответит за это и будут ли какие-то действительно положительные для бизнеса изменения.

Вместо этого Комитетом налоговой и таможенной политики ВРУ разработан и зарегистрирован законопроект №7115 от 15 сентября 2017 года о внесении изменений в подраздел 2 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных. Им предложено вернуться к тестовому режиму блокировки налоговых накладных, внести изменения в процедуры остановки регистрации налоговых накладных, порядок их разблокирования и т. п. с целью исправления недостатков внедренных процедур для минимизации вмешательства в текущую хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

В поддержку продления действия тестового режима следует отметить, что, возможно, во время него действительно будут проанализированы ошибки в работе системы и контролирующих органов, предложения плательщиков по избежанию необоснованной блокировки регистрации или создания дополнительных препятствий для свободного ведения бизнеса, а также будет разработана действительно автоматическая система, которая не повлияет негативно на деятельность добросовестных налогоплательщиков.

Читайте также: Советы юриста в свете новшеств Налогового кодекса



Заметили ошибку? Выделите текст, который её содержит, и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати



НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ




Новости Украины


Новости Украины





    НОВИНИ ПАРТНЕРІВ