Новости
Ракурс

На рынке политических открытий

Рынок, как известно, — это совокупность отношений в какой-либо сфере. Ну, там, рынок финансов, нефтепродуктов, парикмахерских услуг…


.

Не знаю, кто-то когда-то употреблял словосочетания «рынок научных исследований», «рынок научных открытий»? В ироническом контексте разве что...

А если сказать «рынок политических исследований»? О-о, тут — никакой иронии! Все знают (или, как минимум, плотно догадываются!), что политические исследования — это товар. Товар, который заказывается, производится, продается и покупается. И процесс этот непрерывен.

Если политология — наука, то политологи, выходит, — научные работники? Однако в повседневной жизни встречаются политологи двух видов — публичные и непубличные. Непубличные чаще всего действительно занимаются наукой. В то время как публичные занимаются постоянным озвучиванием результатов своих исследований. То есть — совершенно постоянным! Их приглашают на эфиры, круглые столы, у них берут интервью. Некоторые успевают за вечер побывать на двух и более телеэфирах и на каждом презентовать свои выводы и прогнозы, исходя из, к примеру, свежей драки в парламенте или резонансного заявления прокурора. Таких политологов еще называют экспертами.

На топовых политических экспертов есть устойчивый спрос в СМИ. Их читают/слушают/смотрят, и у них большие рейтинги. Однако же, кто здесь курица и где яйцо — я до сих пор не понял. Рейтинги ли большие, потому что этих экспертов постоянно приглашают на эфиры, или приглашают потому, что они рейтинговые?

В итоге мы живем, «сверяя часы» с телевизором, а в телевизоре — с целой галереей профессиональных носителей собственного мнения, выводов и оценок. И у каждого из нас есть среди них свои любимчики. То ли потому что они когда-то показались нам очень убедительными, то ли потому что понравилась внешность, голос, манера держаться… Но они у нас любимые!

Мы пускаем в круг своего сознания одних политологов и отметаем других.

У меня тоже есть любимые эксперты. Люблю Фесенко за то, что он всегда улыбается. Небоженко — за неиссякаемую оригинальность формулировок. Люблю Карасева за серьезный вид, Ермолаева — за ироничность, Березовца — за умные очки. Люблю Олесю Яхно. А когда-то любил Николая Томенко, еще до его депутатствования, пока он активно гастролировал по телеканалам. А уж Портникова как люблю! Столько лет он «у станка» и не исписался, не изговорился — все так же неутомим в речах и текстах.

Единственное, чего я себе не позволяю — это верить им. Оценки ставлю за артистизм, но понимаю: они — мастера формулировок, но не мысли. Потому что думать и одновременно говорить — так не бывает. А артистизм — да!

И потому даже любимых своих экспертов я все-таки желал бы видеть… реже. Ну какая польза от того, что одни и те же лица постоянно на всех каналах? Где свежесть? Где нестандартные подходы, смелые предположения, нешаблонные выводы? За эфирами не чувствуется библиотеки.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter