Новости
Ракурс
Рисунок: Виктор Чумачев / Коммерсантъ

Олигархи против «Укрзализныци» — 1:0

20 ноября нынешний руководитель «Укрзализныци» Евгений Кравцов сделал очередное странное заявление о недополучении 6 млрд грн прибыли возглавляемой им структурой. Суть вопроса в том, что с ноября этого года тарифы на железнодорожные грузовые перевозки выросли на 15%. Господин Кравцов посчитал, что если бы такое повышение состоялось в феврале 2017 года, то государство дополнительно заработало бы эти миллиарды.


.

«На 15% надо было поднять с февраля. Мы бы за это время получили 6 млрд грн. Не подняли, потому что не могли найти компромисс. 6 млрд грн — это 6 тыс. грузовых вагонов. Конечно, 15% недостаточно, но, зная ситуацию изнутри, поверьте, это очень большая, кровавая и сложная перемога», — объяснил Кравцов в интервью «Экономической правде».

Государство часто является естественным монополистом на железной дороге. Эта монополия досталась нам от советской империи, в которой государство владело всем. «Укрзализныця» может диктовать любые цены желающим воспользоваться ее услугами.

За грузовые перевозки государству платят несколько олигархических группировок, которые всячески препятствуют росту собственных расходов. В последний раз грузовые тарифы менялись весной 2016 года. 13 сентября нынешнего года правительство на своем заседании утвердило финансовый план «Укрзализныци», в котором заложено повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на 22,5% с 1 октября 2017 года. Но в октябре ничего не произошло. Олигархическое лобби, используя свое влияние на чиновников и законодателей, сумело не только на месяц отсрочить принятое решение, но и изменить в выгодную для себя сторону цену вопроса.

Когда в сентябре Кабмин принимал решение о росте тарифов, Кравцов уже месяц возглавлял железную дорогу. Ему нужно было просто отстоять решение вышестоящего руководства и выполнить его, но у него это не получилось. Решение сразу же начали оспаривать все ангажированные государственные и бизнес-структуры. Американская торговая палата 21 сентября обратилась к Кабмину с просьбой воздержаться от повышения тарифов в нынешнем году. А глава Государственной регуляторной службы Ксения Ляпина предложила пересмотреть размер этого повышения. Таким образом, документ о 22,5-процентном росте тарифов остался несогласованным.

Чиновники и бизнесмены привели понятные аргументы. Бизнесмены настаивают, что перед любым повышением железнодорожных тарифов на следующий период необходимо показать результаты предыдущего повышения, в частности, в разрезе ситуации с распределением вагонов, их оборотом, скоростью доставки и сохранностью груза. Как эта проблема оценивается «Укрзализныцей», не ясно. Вопрос тарифов для монополиста регулятивный, а Министерство инфраструктуры не предложило обоснованного уровня повышения к моменту утверждения финансового плана «Укрзализныци».

Обоснованием повышения тарифов как раз и должен был заниматься Евгений Кравцов, который до прихода на нынешнюю должность был заместителем министра инфраструктуры. Это обоснование можно было оперативно подготовить еще в сентябре, а не терять на элементарные расчеты лишний месяц. Сегодня высокооплачиваемый руководитель украинской железной дороги говорит о какой-то недополученной прибыли во времена его предшественников и вовсе не замечает собственных промахов. Всякий любитель считать недополученную прибыль вспомнит пропущенный октябрь, отнимет от числа 22,5 число 15 и мгновенно вычислит миллиарды, ежемесячно не зарабатываемые государственным монополистом.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter