Новости
Ракурс

Госбюджет-2018: ни хорошо ни плохо

Летом нынешнего года украинское правительство решило перейти к среднесрочному планированию своих действий. Основанием для этого послужила макроэкономическая стабилизация в 2015–2016 годах и первые признаки роста ВВП в конце 2016-го и в I квартале 2017 года. Подобных шагов Украина не предпринимала никогда за свою историю. На заседании правительства в июне был принят документ, получивший название бюджетная резолюция. Он базируется на коалиционном соглашении стратегического развития «Украина-2020» и, что очень важно, на программах сотрудничества с международными организациями. Сейчас правительство обнародовало показатели государственного бюджета на 2018 год, и в ближайшие дни Верховная Рада будет работать над принятием этого документа в качестве закона.


.

В годовом бюджете согласно летней резолюции изменена философия распределения средств. У работников реформируемых отраслей — а это образование и медицина — должны вырасти зарплаты. Более значительные средства выделяются на оборону и социальную поддержку. Бюджет следующего года можно назвать планом роста, ведь правительство не намерено повышать налоги и собирается увеличивать финансирование ключевых отраслей. Цифры всех финансовых планов государства перешагнут 1 трлн грн — рекордная сумма с момента введения гривны (рекорды, естественно, связаны в первую очередь с более чем десятикратным падением стоимости национальной валюты с сентября 1996 года, когда она была введена).

В бюджет-2018 заложен достаточно реалистичный средний курс — 29,3 грн/долл. (в бюджете нынешнего года эта цифра была 27,2). Планируемая годовая инфляция в размере 7% тоже не выглядит цифрой, взятой с потолка. Опираясь на сегодняшние поступления в бюджет, прогнозируется доход в размере 1 трлн 118 млрд грн. Что касается местных бюджетов, то в них передадут на 10% больше, чем в нынешнем году, — 521 млрд грн. Доходы местных бюджетов в целом должны вырасти на 21%. Это основные цифры годового финансового плана.

Главное новшество — трехлетний план формирования бюджета, в котором средства распределяются не между отраслями, а ориентируются на финансирование реальных программ и предоставление услуг. При таком подходе появляется возможность завершить многие длинные запланированные программы, спасая проекты от замораживания на то время, пока депутаты не проголосуют за новые ежегодные деньги. Именно эти изменения нужно провести через парламент — тогда трехлетним планом можно эффективно пользоваться. Мы знаем, как тяжело воспринимают законодатели радикальные идеи, и видим, как многие здравые начинания тормозятся в Раде годами.

Другой важной проблемой исполнения финансовых планов в нашей стране является абсолютное отсутствие реальных программ развития — как всего государства, так и отдельных его территорий. Между ростом доходов бюджета и ростом экономики нет линейной зависимости. Деньги, даже когда они есть, государство не всегда знает, как использовать. В мире полно программ, направленных на развитие малого и среднего бизнеса или перспективных отраслей, способных создавать добавленную стоимость. У нас же ситуация запредельно глухая.

Еще одна украинская проблема, говорящая о бездарности управления бюджетными средствами, состоит в том, что в местных казначействах сосредоточены десятки миллиардов гривен, которые сегодня никак не используются. Когда, например, в первой половине года у государства есть только расходы и реализация многих проектов тормозится. Реальные поступления на счета госструктур начинаются во второй половине года, до конца года их просто не успевают освоить — и средства опять возвращаются в казначейство. Неоднократно предлагаемые в этой связи «короткие» — до 90 суток — казначейские облигации, которые способны решить проблему нерегулярности денежных поступлений и неразумного использования бюджетных средств в течение года, никак не могут найти понимания и нормальной оценки.

Необычность финансового плана на следующий год еще и в том, что раньше всегда во время верстки бюджета в него вписывались статьи, на которые просто нет денег. Тогда заинтересованные люди обращались к должностным лицам для получения финансирования на нужные области применения. Бюджетные средства традиционно распределялись коррупционно. Теперь в бюджете заложены дотации на конкретные направления.

Хотя дотации в нашей стране — все равно вещь скользкая и неоднозначная. Например, деньги, выделяемые фермерам, нагло распределяют между собой «куриные» производители. Такие дотации запланированы и на следующий год.

Бюджет 2018 года можно назвать бюджетом роста, но для нашей страны нужно формировать и выполнять бюджет прорыва. Мы находимся в самом низу всех общемировых экономических показателей, и расти из этой точки нужно только взрывными темпами. Схемы поступательного развития не годятся.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter