Новости
Ракурс

Украина движется от евроинтеграции к евроизоляции

В 2017 году произошло событие, которое можно назвать самым знаменательным после Революции достоинства. Украинцам разрешили спокойно передвигаться по Европе — при наличии биометрического паспорта и денег на поездку. Нам открыли границы, чего не было никогда за всю историю украинской государственности.


.

Мы помним, что главные события 2013–2014 годов проходили во имя украинской евроинтеграции. Наше общество боролось с постсоветской неопределенностью и начало двигаться в сторону обычных человеческих ценностей. Однако в нашем государстве произошли спровоцированные действия, приведшие к потере части территорий и участию в военном конфликте с превосходящей силой.

Запад вполне оценил шаги географически самого крупного, но находящегося в сложном положении европейского государства, направленные на смену своих парадигм, и решительно собрался помогать в решении большинства наших проблем. Нам предложили в первую очередь деньги, с нами поделились методиками существования современных цивилизаций, указали дорожную карту по превращению бывшего советского недоразумения в европейское сообщество людей.

Естественно, в мире не оставили без внимания агрессию восточного украинского соседа, введя комплекс санкций против него и оказывая постоянную поддержку Украине. Россия лишилась многих институциональных возможностей в мире; против большого количества физических лиц из окружения Путина и некоторых российских юридических лиц введены ограничения, закрывающие им доступ к западным деньгам, технологиям и возможностям. Прошедший год можно считать временем превращения России в недруга всей цивилизации.

1 сентября 2017 года вступило в силу Соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Огромный документ на семь разделов и тысячи страниц, регулирующий постепенное политическое и экономическое сближение сторон. В Соглашении нет гарантий вступления Украины в ЕС, даже предоставление безвизового режима нашей стране не является частью этого документа. Самые важные разделы касаются экономического сотрудничества и предполагают запуск зоны свободной торговли, против которой в 2013 году выступила Россия, что, собственно, и стало причиной революционных событий в Киеве.

Торговля: первые безрадостные итоги

Зона свободной торговли предусматривает либерализацию взаимного доступа на рынки товаров и услуг, плюс согласование украинских правил и регламентов с нормами ЕС, а также уменьшение или снятие пошлин и тарифов на большую часть товаров во взаимной торговле, с сохранением квот на важные для Украины товары.

Первые разделы Соглашения, касающиеся общих принципов, политического диалога и реформ, сближения внешней политики и безопасности, а также юстиции, начали временно действовать еще с 1 ноября 2014 года, а экономический раздел — с 1 января 2016 года. В первый год свободной торговли с ЕС украинский экспорт в эти страны вырос на 3%, а взаимный товарооборот — на 6%. За первые 11 месяцев прошлого года товарооборот с ЕС вырос на 27,6% и достиг 29,28 млрд долл.

Подписание Соглашения совпало с аннексией Крыма и началом конфликта на Донбассе. Украина и Россия ввели ряд взаимных санкций, многие украинские предприятия остались без рынка сбыта. 2015 год был самым сложным для нашего государства. Для ряда отечественных отраслей Европа стала основным торговым партнером — например, для аграриев и производителей продуктов питания. Однако беспошлинные квоты на многие виды товаров очень быстро исчерпываются, уже в первые месяцы года. Увеличение этих квот с заботой об украинских экспортерах и является сегодня главной внешнеполитической экономической задачей нашей страны.

Товарооборот состоит из экспорта и импорта. Товарооборот с Россией за 11 месяцев 2017 года вырос на 28,6% — до 9,36 млрд долл. Значит, темпы роста торговли у нас сегодня выше с Россией, чем с Европейским Союзом. В Европу быстрее растет экспорт, медленнее — импорт. Из России увеличивается импорт, а экспорт несколько сокращается.

Разницу между экспортом и импортом, как между поступлениями и расходами, называют сальдо. Этот показатель в нашей стране постоянно негативный. Мы тратим на внешних рынках больше, чем туда поставляем. В целом, по данным НБУ, экспорт товаров из Украины за январь-ноябрь 2017 года вырос на 20,1% — до 36,19 млрд долл., импорт — на 21,8%, до 44,03 млрд долл., а негативное сальдо ухудшилось на 30,2% — до 7,84 млрд долл.

Сегодня у нас происходит оживление внешней экономики, однако быстрее растет импорт — евроинтеграционной такую динамику могут назвать только сытая Европа да продающая свои товары и активно противодействующая нам Россия. Это первые, безусловные итоги двухлетнего действия экономической части Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

«Восточное партнерство»: не так все радужно

Самое важное годовое евроинтеграционное событие состоялось в конце ноября 2017 года в Брюсселе — пятый европейский саммит «Восточного партнерства». Это была обычная рабочая встреча, необходимая для подведения итогов между саммитами и фиксации намерений. Хотя украинская делегация возлагала на нее какие-то другие надежды. Наш лидер сообщил европейцам, каким именно он видит сотрудничество. «Украина рассчитывает прежде всего на так называемые четыре союза — Энергетический союз, Цифровой единый рынок, Таможенный союз и ассоциация с Шенгенской зоной. Мы хотим больше Европы в Украине. Эти четыре направления представляются нам верным путем на этом этапе», — заявил на форуме Петр Порошенко.

Президент нашей страны склонен делать нереалистичные заявления, но перебарщивать с собственными амбициями все-таки не стоит. Рассмотрим «ассоциацию с Шенгенской зоной» на примере трех стран, имеющих такие отношения с ЕС — Швейцарии, Исландии и Норвегии. Данное предложение фактически означает исчезновение западной украинской границы, а поставленная цель выглядит еще более сложной, чем наше членство в ЕС. Даже недавно присоединившиеся к Европейскому Союзу страны — Хорватия, Румыния, Болгария — до сих пор не получили членства в Шенгене, между ними и другими странами действует пограничный контроль. Видимо, президенту нашей страны стоит более взвешенно относиться к своим словам.

Хотя еще за пару дней до начала форума еврокомиссар по вопросам европейской политики соседства и переговоров по расширению Йоханнес Хан остудил горячих восточных парней, заявив представителям Украины, Грузии и Молдовы: «Если вы говорите, что немедленно станете членами ЕС, то это нереалистично».

Европа все больше устает от происходящего в Украине. Понимая, что наши обещания не выполняются, европейцы будут игнорировать даже самые яркие призывы со стороны украинских чиновников. Европа знает, что в 2017 году в Украине завели дело на НАБУ, пачками высылали одних грузин и не пускали в страну других, ну и назначили женщиной третьего тысячелетия куму президента. Очень странно рассчитывать на лояльность в то время, когда по показателям коррупции государство занимает топовые места, а инвестиционный климат ассоциируется с летаргической отмороженностью. За четыре года стараниями высших украинских чиновников отношение Европы к нам радикально изменилось. Если вначале это была рука помощи, то теперь наши революционные предложения даже слушать не хотят.

В итоговом документе участники саммита призвали разрешить существующие конфликты в Европе мирным путем на основе норм международного права. Подобным примером может служить вступившее в силу 1 января 2018 года соглашение между Бельгией и Нидерландами по поводу безлюдных островов вдоль реки Маас в приграничной зоне. Бельгийские и голландские руководители подписали договор в ноябре 2016 года, спустя 170 лет после того, как границы стран были первоначально согласованы в 1843 году. Амстердам получил 16,4 га, Брюссель — катастрофически малые 3 га. Радикальная разница в размерах полученных территорий к конфликту не привела. Европейцы склонны корректировать неактуальные мелочи, а по существующим правилам живут столетиями.

Очень важным и демонстративным событием форума для Украины стало подписание Арменией соглашения с ЕС. Эта страна, оставаясь членом «таежного» Евразийского союза, придуманного Россией, будучи главным военным союзником РФ на Кавказе, сумела подписать договор с ЕС, экономическая часть которого была лишь адаптирована под членство Еревана в Евразийском союзе. Другой запоминающийся для Украины момент — на саммите был спрогнозирован диалог об упрощении визового режима с Арменией. Выяснилось, что противоречия с ЕС можно поменять на сотрудничество, даже в условиях радикального влияния России на абсолютно слабую страну.

Курс на тотальную украинизацию, выбранный нынешним руководством нашей страны, привел к внесению поправок в итоговый документ саммита, не понравившийся команде Порошенко. Они были внесены Венгрией, там говорится о языке образования. А еще недавно произошел очередной украинско-польский конфликт, который не был вынесен на европейский уровень лишь по счастливой случайности. Яркие заявления разных маргиналов о собственной аутентичности и главенстве своей национальности могут привести только к самоизоляции нашего слаборазвитого государства. А отсутствие у власти нормальной оценки подобных выходок вызывает недоумение. За последние годы власти умудрились превратить даже ближайших союзников по нашему движению на Запад в хорошо мотивированных открытых противников. Это тоже один из итогов минувшего года для евроинтеграции Украины.

Последним интеграционным итогом можно назвать отчет Еврокомиссии, опубликованный 20 декабря 2017 года, в котором говорится о возможности приостановки безвизового режима. Для Украины указаны конкретные требования, которые должны быть выполнены. И касаются они всех ветвей власти. Осталось сейчас провалить исполнение требования по созданию антикоррупционного суда, системы верификации электронных деклараций и проигнорировать еще несколько элементарных направлений. Когда станет вопрос об отмене безвизового режима, очень трудно будет что-то объяснить населению с трибуны Верховной Рады, из министерского кресла или в рамках президентского выступления.

Европейская интеграция для Украины возможна, реальна, понятна и справедлива. Людям, представляющим нашу державу, важно не только декларировать свои мечты, желания и амбиции, но и заниматься исполнением взятых на себя обязательств. Если это сделать трудно, то нужно отказаться от столь непосильной ноши в пользу более способных исполнителей, которые в Украине легко найдутся.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter