Новости
Ракурс

Освобождение от болезненного прошлого: Южная Африка и Украина

Проехав на машине 4500 км за время моего десятидневного пребывания в Южной Африке, могу с уверенностью сказать одно: дороги местного значения здесь лучше, чем практически все автомагистрали в Украине. Грунтовые дороги в Южной Африке лучше большинства украинских дорог местного значения, и в Украине нет ничего похожего на сеть южноафриканских автомагистралей, соединяющих различные части этой огромной и многогранной страны и играющих ключевую роль в ее экономике. В связи с этим мне трудно понять, почему постмайдановское правительство в Украине до сих пор не приступило к крупномасштабной программе реконструкции дорог, чтобы вытащить страну из затянувшегося экономического кризиса и помочь ей вступить в XXI век.


.

Украина и ЮАР имеют много сходств: размеры территории, диктаторское прошлое, необходимость национального примирения, громадный разрыв между богатыми и бедными, а также президенты. Президент Украины Петр Порошенко и вправду во многом похож на Джейкоба Зуму, человека, который без колебаний совмещает коррупцию и воровство с красивыми словами на политических встречах.

Подобно Зуме, Порошенко говорит о (постмайдановских) ценностях, о необходимости построения сильной демократии с участием всех граждан. При этом все его заверения основаны на священной вере в христианские принципы, но в то же время в каждом украинском городе есть как минимум один кондитерский магазин «Рошен», а лучшие грузовики, рассекающие по Украине, — это грузовики компании «Рошен», доставляющие кондитерские изделия населению, которому в настоящее время требуются не сладости, а возможность построить собственное будущее. Конечно, богатство Порошенко зиждется не только на его шоколадной империи, и можно было бы предположить, что обеспечение возможности комфортабельного переезда из Киева в Днепр так, чтобы при этом не выскакивали все внутренности, служит его собственным интересам.

Южная Африка на шаг опережает Украину: правящая партия — Африканский национальный конгресс (АНК) — под огромным давлением своего разочарованного и разгневанного электората сместила Зуму с поста партийного лидера, избрав кандидата, не принадлежащего к той же элите. Выражение лица Зумы, когда были оглашены итоги голосования, говорило само за себя: результат был для него неожиданным, потому что, как и Порошенко, он полагал, что выйдет сухим из воды. Может быть, отставка Зумы — это знак надежды и для Украины: ведь от любого лидера возможно избавиться и найти новый, более обнадеживающий путь в будущее. Единственная проблема в Украине — это отсутствие реальных альтернатив.

Джейкоб Зума

Примирение по-прежнему является болезненным и сложным вопросом в стране, возникшей менее 25 лет назад после 50 лет апартеида и многовекового англо-голландского колониализма. Контраст между роскошью и богатством на юго-западном побережье и чудовищной нищетой в тауншипах и бывших бантустанах, территориях, использовавшихся в качестве резерваций для коренного черного населения Южной Африки (все они расположены в самых бесплодных и засушливых частях страны), шокирует.

Путешествуя по стране и читая о Комиссии по восстановлению правды и примирению (в книге Country of My Skull — «Страна моего черепа» — Антье Крог, которую всем советую прочесть), проникаешься той болью, от которой до сих пор пытаются оправиться многие сообщества в Блумфонтейне, Порт-Элизабете, Крадоке, Питермарицбурге — в городах, связанных с жестокими преступлениями. Большинство из них в настоящее время представляют собой довольно сонные, полуразрушенные населенные пункты посреди огромных пустующих территорий, скрывающих ужасное прошлое.

Впрочем, прогресс налицо: в некоторых районах тауншипы медленно сменяются новыми, более комфортными структурами. Крайняя нищета в бывших бантустанах постепенно отступает. Но больше всего впечатляет доброта, гостеприимство, отсутствие агрессии, жадности и стремления завладеть богатством белых, многие из которых вообще никогда не появятся в «черных» районах. Разумеется, преступность является большой проблемой в Южной Африке — логично, учитывая тот факт, что безработица среди чернокожего населения составляет 40% (по сравнению с 6,6% среди белого населения). Однако на протяжении проделанных мною 4500 км я не встречался ни с одним случаем враждебности или агрессии. Наоборот, среди местного населения превалировало чувство гордости, гордости за страну, которая пусть и должна преодолеть еще немало препятствий, но обладает для этого огромным потенциалом. И не только в отношении дорог.

Истории двух стран сравнивать сложно, поскольку они во многом фундаментально различны. Тем не менее, прослеживаются определенные сходства, а также множество уроков, которые можно использовать. Гордой украинской нации, возможно, будет трудно согласиться с тем, что, на мой взгляд, во многих отношениях Южная Африка опережает Украину в своем развитии. Стране удалось избежать гражданской войны, встать на путь примирения, двигаясь в направлении создания поистине многонациональной и многорасовой нации (с одиннадцатью официальными языками!), и с самого начала осознать, что инвестиции в инфраструктуру имеют первостепенное значение. Сегодняшние дороги в Южной Африке — это не остатки былой роскоши времен правления белого меньшинства. Они являются плодом новых инвестиций и помогают стране оставаться экономической державой. Даже если Украина использовала бы только этот небольшой урок, ей удалось бы многого достичь.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter