Новости
Ракурс

Универсальные солдаты в белых халатах — будут ли защищать медиков

Несколько лет назад в Запорожье произошла трагедия. Психически больной мужчина вызвал скорую якобы для своей больной матери, а затем напал на прибывших медиков. Сначала убил ледорубом фельдшера — 29-летнюю женщину (именно она позвонила в дверь и оказалась первой жертвой). 50-летний запорожец попытался также расправиться с врачом и вторым фельдшером: медики, получившие рубленные раны и химические ожоги от кислоты, в тяжелом состоянии оказались в реанимации. Фельдшера Марину Савонину хоронили под вой сирен скорых, а на крышку гроба прикрепили плюшевого медвежонка: молодая женщина была на шестом месяце беременности.


.

Электрошокеры, бронежилеты, черные списки или отряд милиции — после события в Запорожье медикам предложили выбрать «оружие» против агрессивных пациентов, планировались общественные слушания в Верховной Раде... Однако проблему, как у нас водится, похоронили в длительных спорах. Несмотря на резонансность, этот случай не стал поворотным для предотвращения подобных ситуаций в будущем, а действенные пути защиты людей в белых халатах так и не были найдены.

В прошлом году в г. Ирпене агрессивный пациент в состоянии алкогольного опьянения напал на бригаду скорой помощи и нанес удары врачу и фельдшеру.

 

В 2016 году было зафиксировано 102 случая нападения на медицинских работников. Не только угрозы насилия, но и тяжкие телесные повреждения, пытки и даже убийства. Это официальная статистика. Как показывает практика, в случае причинения легких телесных повреждений медики чаще всего не обращаются в правоохранительные органы, объясняя это отсутствием времени, средств на получение надлежащей правовой помощи для защиты своих прав и т. п. Поэтому цифры статистики очень условны, их смело можно умножать в несколько раз.

Если, например, продавец или банковский работник могут отказаться предоставлять свои профессиональные услуги агрессивным или неадекватным клиентам, то медик обязан оказать медицинскую помощь пациенту. В противном случае понесет уголовную ответственность.

Чтобы как-то себя обезопасить, адреса агрессивных пациентов медики заносят в так называемый черный список. Однако не ездить по адресам из этого перечня не имеют права. Отмечают, что защитить себя могут, разве что вызвав полицию. Если успеют. Другие средства самозащиты для врачей пока недоступны.

«Черные списки существуют, например, в Великобритании. Это список лиц, которые уже совершали агрессию. И когда есть вызов с такого «черного» адреса, на этот вызов едет скорая уже в сопровождении полиции. А у нас что? Предлагают сообщить в полицию и все», — говорит Зоряна Черненко, главный эксперт медицинской группы «Реанимационного пакета реформ».

Сегодня в зоне риска каждый медик. В первую очередь это специалисты по оказанию экстренной помощи; врачи первичного звена, которые обязаны посещать пациентов на дому (предсказать, чем может завершиться вызов, невозможно: высока вероятность столкнуться с агрессивными и неадекватными больными, неблагополучными слоями населения — наркоманами, людьми в состоянии алкогольного опьянения и др.); психиатры; специалисты по паллиативной помощи (родственники пациентов с онкопатологией и интенсивной болью часто неадекватно оценивают ситуацию и мешают профессиональной деятельности медиков).

Тема необходимости усиления защиты медицинских работников обсуждается много лет — к сожалению, пока безрезультатно. Медики неоднократно настаивали на предоставлении им права использования оружия, специальных средств защиты, но подобная тактика, по мнению многих экспертов, является рискованной.

Медики & полиция

Другой путь решения этой проблемы предлагает проект закона №6311 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения безопасных условий оказания медицинской помощи». По мнению разработчиков, данный законопроект позволяет избежать радикальных действий: буквой закона, а не с помощью оружия и газовых баллончиков защитить врачей.

«Ключевое новшество — обеспечение сопровождения сотрудниками Национальной полиции по просьбе медицинских работников при оказании ими помощи больным, находящимся под действием алкоголя или наркотиков, психически неуравновешенным лицам и т. д., — объясняет Ирина Сысоенко, заместитель председателя Комитета ВР по вопросам здравоохранения. — Это позволяет избежать использования специальных средств самозащиты и дает возможность медикам спокойно и качественно лечить больного, а сотрудникам полиции — обеспечивать безопасность врачей и пациентов. Также законопроект №6311 предполагает усиление уголовной ответственности за преступления против медиков. О том, что мы на правильном пути, свидетельствуют обращения медиков, когда я общаюсь с ними в больницах. Часто можно услышать, что, выезжая на вызов, сотрудники бригады экстренной медицинской помощи работают, «как саперы», без защиты и помощи. Однако, по мнению Национальной полиции, Генеральной прокуратуры, для принятия закона сейчас «не время», поскольку количество нарушений в отношении медработников еще не достигло критического уровня!»

Оппоненты законопроекта отмечают, что в Национальной полиции недостаточно человеческих ресурсов, а обеспечивая сопровождение, представители правоохранительных органов практически будут находиться «на службе» у медиков.

По мнению Ирины Сысоенко, это ошибочное утверждение: «Врачи и правоохранители — партнеры, а такое сотрудничество принесет пользу украинцам, тем, ради кого работают и те, и другие. Вспомните, как часто автомобили у домов припаркованы чрезвычайно плотно. Это затрудняет доступ к больным, уменьшает скорость оказания помощи и становится существенной опасностью в ситуациях, когда важна каждая секунда. Представители правоохранительных органов смогут сразу зафиксировать правонарушение, составить протокол. Или даже выявить более серьезные преступления, такие, как употребление или изготовление наркотических веществ и т. п., предусматривающие не только административную, но и уголовную ответственность».

Для того чтобы сдвинуть проблему с мертвой точки, безопасность медицинских работников, их право на защиту жизни и здоровья во время предоставления медпомощи обсуждали на круглом столе, проходившем в конце января в Комитете здравоохранения. К решению вопроса привлекли медиков, юристов, адвокатов, а также представителей Нацполиции.

«Приняли решение сформировать Минздраву и МВД совместный приказ о сотрудничестве. Предоставить специальный статус медику, как и журналисту, работнику исполнительной службы. Обеспечить безопасность семейных врачей, при необходимости, право на сопровождение Национальной полиции при оказании медицинской помощи. Задача правительства — разработать критерии и порядок его предоставления. В каких случаях будет предоставляться сопровождение Национальной полицией? Его должен обеспечивать один полицейский или патрульная машина? Какие средства защиты могут применяться при оказании медицинской помощи? Все это следует четко определить. Желательно, чтобы работники правоохранительных органов информировали семейных врачей об адресах из черного списка, активно взаимодействовали и своевременно реагировали на обращения медиков», — подытожила результаты обсуждения Сысоенко.

Оппоненты законопроекта замечают, что обеспечение выполнения полицией обязанности, о которой идет речь в законопроекте, потребует выделения дополнительных финансовых и материальных ресурсов. Например, только в Киеве ежесуточно фиксируют почти 2 тыс. вызовов карет скорой помощи, а когда случаются магнитные бури, затемнение или другие метеоявления, их количество возрастает на 10–12%. При этом в Киеве днем курсирует 145 карет скорой, ночью — 102.

К тому же, согласно законопроекту, сопровождением со стороны полицейских должны обеспечиваться не только медики экстренной помощи, но и другие врачи, которых вызывают для оказания медицинской помощи пациентам — в частности, семейные врачи, которых в Украине сегодня насчитывается 25 тыс.

Безусловно, положения законопроекта требуют специальных расчетов относительно сил, средств и ресурсов, необходимых для его выполнения, а также финансово-экономического обоснования, которого пока не было сделано.

Вряд ли кто-то не согласится, что люди, ежедневно спасающие наши жизни и здоровье, имеют право на защиту и собственную безопасность. В то же время не стоит забывать, что эффективность уголовно-правовой охраны зависит не только от строгости наказания, но и от его эффективности и неотвратимости уголовной ответственности за совершенное преступление.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter