Новости
Ракурс

Угон автомобиля: как чек на 8 гривен помог вернуть миллион

Кражи автомобилей всегда были одними из самых «проблемных» преступлений. Только в прошлом году в Украине было угнано более 6000 машин: в среднем новый угон происходит каждые 45 минут. Но самое печальное то, что по данным, которые варьируются в зависимости от региона, владельцам возвращают в лучшем случае каждый четвертый, а в худшем — каждый десятый автомобиль. Такая статистика вполне объяснима: раньше краденые авто переправляли преимущественно за границу (чаще всего — в Россию или Молдову). Сейчас же к ним добавилась огромная «теневая зона» — оккупированные Восток и Крым, где краденое авто никто не отыщет. Одним словом, если вашу машину украли, то шансы ее вернуть, увы, невелики.


.

Та же полицейская статистика утверждает, что чаще всего автомобили воруют со стоянок возле крупных супермаркетов, из дворов и… с охраняемых платных стоянок. Так как же быть, если вы оставили машину под присмотром, да еще и заплатили за это? Есть ли шанс в случае чего требовать компенсации?

Вот история, произошедшая в Чернигове чуть меньше года назад. Ситуация печальная, но обыденная: поставив поздно вечером на охраняемую стоянку, принадлежащую публичному акционерному обществу, машину (не какую-нибудь, а Lexus премиум-класса!), утром хозяин не обнаружил ее. («Хозяином» я назвала его для удобства, на самом деле автомобиль был оформлен на другого человека, а ездил он на нем по доверенности.) Итак, машины нет, возбуждено уголовное дело, в ходе расследования выяснилось, что авто «проспали» охранники платной автостоянки. А что дальше?

 

А дальше хозяин (напоминаю — не владелец по документам, а реальный пользователь) обратился в суд с требованием взыскать с предприятия, которому принадлежала автостоянка, ни много ни мало — 1 млн 140 тыс. 828 грн, и плюс к этому еще 50 тыс. грн морального ущерба. С первой суммой районный суд согласился, а вот моральный ущерб — это уже лишнее.

Однако владелец автостоянки такому решению не обрадовался (шутка ли, больше миллиона!) и подал апелляцию в областной суд. Но от этого выиграл немного: суд лишь слегка пересмотрел сумму ущерба и постановил, что вместе с судебными издержками с предприятия необходимо взыскать 1 млн 059 тыс. 386 грн 12 коп., другими словами — на 80 тыс. грн меньше. Однако такое решение владельцев автостоянки не обрадовало, и они пошли дальше — подали кассационную жалобу в Верховный суд. Суть ее коротко можно изложить в трех пунктах. Суды первой и апелляционной инстанций сделали неправильные выводы касательно договора о хранении автомобиля — раз. Два — машина истцу не принадлежала, он катался на ней по доверенности, поэтому нечего ему требовать компенсацию. И три — выводы экспертизы неправильные, слишком много заломил истец за украденный лексус.

По первому пункту Верховный суд принял такое решение: у истца был пропуск на платную охраняемую автостоянку. И когда он оставлял вечером машину, то заплатил положенные 8 грн и получил чек. Поэтому «письменная форма договора считается соблюденной, если принятие вещи на хранение засвидетельствовано распиской, квитанцией или другим документом, подписанным хранителем». В данном случае это был чек на 8 грн.

Пункт второй — «он не владелец». Здесь Верховный суд сослался на ст. 950 Гражданского кодекса, согласно которой ответчик несет ответственность за утрату принятого на хранение автомобиля перед истцом как человеком, отдавшим вещь на хранение. А п. 1 ч. 1 ст. 951 того же Гражданского кодекса предусматривает, что ущерб, который был нанесен утратой вещи, отданной на хранение, хранитель компенсирует этому человеку — поклажедателю — в размере ее стоимости. Машину отдавал на стоянку водитель? Пропуск на стоянку был на имя водителя? Чек получал водитель? Значит, и компенсировать стоимость машины владельцы автостоянки должны водителю, который на законных основаниях пользовался автомобилем.

Что же касается стоимости авто, то тут вопрос технический. Первая экспертиза оценила его в 1 млн 140 тыс. грн с хвостом. Вторая (ее назначили, к слову, по ходатайству представителей акционерного общества) оценила пропавший Lexus чуть — тысяч на сто без малого! — дешевле. Согласно средней рыночной стоимости автомобиля такого класса и с таким пробегом.

Таким образом Верховный суд меньше месяца назад постановил оставить без удовлетворения кассационную жалобу публичного акционерного общества и возобновить исполнение решения апелляционного суда Черниговской области.

Что касается юридических советов, которые можно дать по этому делу, то они просты: пока машина на платной охраняемой стоянке, не выбрасывайте чеки!

А что касается практических советов по «антиугонным» мероприятиям, то поговорив там-сям со сведущими людьми (давним знакомым с «разборки» и одним автомастером) и почитав статьи, в которых анализируется полицейская статистика (где крадут, когда, какие марки предпочитают преступники), я сделала для себя довольно неутешительные выводы.

Итак, наличие заводской и даже дополнительной сигнализации — ерунда, профессионалы блокируют их легко и быстро. А как же домашние средства? Например, у нас была такая здоровенная стальная штуковина, похожая на изогнутый буквой «зю» лом, которая блокировала педали и запиралась устрашающим амбарным замком. Оказывается, с такими прибамбасами воры тоже успешно справляются. Но! При угоне машины очень важен фактор времени, обычно профессиональные угонщики не тратят на автомобиль больше десяти минут. Поэтому стальная дура, с которой приходится повозиться, вполне может спасти машину. Но это — «противоугонка для бедных». Из дорогих, но эффективных средств очень хвалят блокировку бензонасоса. Я честно пыталась разобраться в технических тонкостях этих девайсов, но поняла одно: снабженный подобным устройством автомобиль глохнет, не проехав и ста метров. И стоит такое удовольствие от 10 тыс. и выше. Впрочем, опытные автоворы обычно получают «заказ» на автомобиль определенной марки. Найдя подходящие объекты, изучают их. И вполне могут угнать машину даже с заблокированным бензонасосом, принеся собственный бензобак и быстро присоединив его к двигателю.

Ну а если несчастье все-таки произошло, хорошо бы, помимо обращения в полицию, зарегистрировать данные на автомобиль на специализированных сайтах.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter