Новости
Ракурс
Фото: MayaQ-PL / pixabay.com

Воскресный папа: как защитить свои права

Развод — дело невеселое. Даже если расставшимся супругам удается сохранить нормальные приятельские отношения, все равно от разрыва остается горький осадок. Но нередко бывшие муж и жена превращаются в непримиримых врагов, желающих побольнее уязвить друг друга. И самое неприятное, если они втягивают в свои войны детей.


.

Ребенок действительно может стать мощным оружием в затяжной психологической войне с бывшим, и пользуются этим оружием, как несложно догадаться, женщины. Ведь в нашей стране, увы, несмотря на закрепленные законом равные права родителей на воспитание детей, ребенок после развода практически всегда «отходит» матери. (Кстати, по закону участвовать в воспитании ребенка могут не только родители, но и бабушки с дедушками. О том, как бабушка отстояла в суде свое право на воспитание внука после развода сына с женой, читайте в статье «Воспитание ребенка: бабка в законе и право на внука».)

Довольно часто отцы после развода смиряются с тем, что их практически полностью отстраняют от детей. Но как быть, если папа категорически не согласен с тем, чтобы ограничить свое участие в воспитании ребенка одними только алиментами?

 

Вот, например, история, которая дошла до высшей судебной инстанции. Она очень простая и похожа на тысячи подобных случаев, но развязка показательна и поучительна. Итак, молодая пара прожила в браке четыре года и разошлась. Двухлетняя девочка осталась с матерью, отец переехал к своим родителям, но с бывшей супругой у него сохранились в целом нормальные отношения. Отец часто проведывал дочку, гулял с ней, покупал подарки — одним словом, был образцовым приходящим папой.

Так минуло еще четыре года. Но когда девочка пошла в школу, бывшие муж и жена разругались вдребезги. И тогда супруга, чтобы побольнее уязвить экс-мужа, запретила ему видеться с дочерью.

Почти год отец пытался уладить дело миром, но натыкался на глухую стену. И тогда он обратился… нет, пока еще не в суд, а в районные органы опеки и попечительства. Рассмотрев его жалобу, районная администрация издала распоряжение, согласно которому папе разрешили видеться с ребенком по четвергам с 15.00 до 19.00 и по воскресеньям с 10.00 до 19.00.

Однако мать девочки заявила, что райадминистрация ей не указ и подпускать бывшего мужа к ребенку она не собирается. Вот тогда уже отцу пришлось обратиться в суд. Он просил о тех днях и часах, которые выделила ему райадминистрация, а вдобавок хотел закрепить за собой право забирать ребенка на две недели в период летних каникул. В это же время мама девочки подает встречный иск с просьбой… лишить отца родительских прав. Мол, он пьет, дебоширит, денег не дает, в воспитании не участвует.

Изучив все обстоятельства, районный суд встал на сторону отца. Его требования были удовлетворены частично: во время учебы он получал право видеться с дочерью по воскресеньям с 10.00 до 18.00, а на каникулах получал еще четыре часа по четвергам. Вдобавок ему отводились четко определенные две летние недели — с 1 по 15 августа. Первые три встречи с отцом суд обязал провести в присутствии не только матери, но и психолога службы по делам детей от районной администрации.

Но мать не успокоилась и продолжила военные действия. Вначале она подала апелляцию — и апелляционный суд полностью согласился с решением районного. Тогда бывшая жена обратилась в высшую судебную инстанцию с кассационной жалобой, в которой требовала отменить решения и отправить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение. Самое интересное, что она не предоставила ни одного доказательства асоциального поведения своего бывшего мужа.

Фото: David Pedrazas / flickr.com

В общем, с кассационной жалобой женщина просчиталась: коллегия судей судебной палаты по гражданским делам Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел отклонила жалобу и снова-таки оставила решение без изменений, закрепив за отцом право видеться с дочерью.

Повторюсь, историй, подобных этой, масса. Поэтому давайте еще раз пройдемся пошагово: как нужно добиваться разрешения общаться с ребенком, если бывшая супруга (а в подавляющем большинстве случаев это именно супруга) не дает вам видеться с ним?

«В Семейном кодексе закреплены равные права обоих родителей на воспитание ребенка, — поясняет юрист Тарас Уманец. — Более того, тот из супругов, который проживает отдельно от ребенка, даже обязан принимать участие в его воспитании. Если между бывшими супругами сохранились нормальные отношения и оба заботятся о ребенке, то это право не нужно как-то специально оформлять юридически. Но допустим, мать не дает отцу видеться с ребенком. Тогда первый шаг, который вы можете сделать, — письменно обратиться к матери с просьбой составить и нотариально заверить договор о выполнении родительских обязательств. Предположим, она отказалась. Вот тогда уже нужно обратиться в районный орган опеки и попечительства (по месту проживания ребенка). Сотрудники органов исследуют условия и образ жизни родителей и на основании результатов выносят свое решение. Например, как в этом конкретном деле, четко определяют дни и часы, когда отец может видеться с ребенком. А вот если и решение районного органа опеки не выполняется, тогда вы уже обращаетесь в суд. Вы можете подать судебный иск и в случае, если вас не удовлетворяет решение органов опеки».

…А теперь мне хочется отвлечься от юридической стороны вопроса. Представьте: отец добился права видеться с ребенком и приходит к нему — с судебным исполнителем, штатным психологом из органов опеки и попечительства… Скажите, нужно ли это всем: матери, отцу, самому ребенку, который и без того пережил стресс из-за расставания родителей? Правы ли те матери, которые устраивают юридические баталии за право единолично распоряжаться судьбой ребенка? Конечно, если отец — алкоголик, наркоман, асоциальный тип, то такому действительно лучше держаться подальше от детей. Но если он — человек приличный, и вся проблема состоит только в том, что вы его терпеть не можете и готовы на все, чтобы побольнее уязвить? Стоит ли все это нервов — прежде всего самого ребенка?

В свое время, работая в научно-популярном издании, я не раз писала о психологических проблемах детей. Обобщая комментарии психологов из центра детской и семейной психологии «Я + семья», могу сказать, что выделить какой-то возраст, когда дети легче или, наоборот, тяжелее переносят развод, сложно (разве что ребенок совсем крошечный). Младшие дошкольники, если родители расстаются, могут некоторое время отставать в развитии от сверстников, подсознательно возвращаясь в те безопасные времена, когда с ними были оба родителя. Старшим дошкольникам (4–6 лет) часто кажется, что это именно они виноваты в разрыве родителей, и это их мучает. Школьники лет до 13–14, как правило, испытывают сильную злость по отношению к отцу, который их «бросил». И в любом случае развод родителей становится для ребенка крушением привычного миропорядка, сильным стрессом и источником мучительных переживаний.

Так может, стоит решать семейные споры миром и, оставаясь друзьями, вместе поддерживать ребенка и помогать ему сохранять душевное равновесие?

P. S. Некоторые детали судебной истории изменены.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter