Новости
Ракурс
Фото: Creative Commons Zero — CC0 / maxpixel.net

Золото — это страх, нефть — это жадность. Что происходит на мировых рынках

В конце XIX века, с началом миграции капитала, обрел свои формы мировой финансовый рынок. Эта институция работает на планете уже больше ста лет, но прямое отношение к ней имеют только государства, выбравшие рыночную модель своего существования. Наша страна в силу исторических, социальных и структурных причин сегодня находится на обочине этого рынка, но наблюдать за происходящим там все равно интересно и главное — полезно.


.

Намеренно не будем касаться рынка ценных бумаг или фондового, а посмотрим, что происходит на товарном рынке. Во вторник, 15 мая, золото подешевело до минимальной за текущий год отметки — 1288,2 долл. за унцию. Тем временем цены на нефть продолжают расти, в ходе торгов североморской нефтяной смесью марки Brent впервые с 2014 года цена превысила 79 долл. за баррель.

Золото дешевеет на фоне укрепления курса доллара и позитивной оценки роста экономических показателей США — розничных продаж и общих потребительских расходов главной экономики мира. На потребительские расходы приходится около 70% ВВП Америки, они выросли на 2,5% в годовом выражении в начале второго квартала. Рост стоимости американской валюты делает покупку золота менее привлекательной для держателей активов, и население при выборе валюты как средства хранения денег предпочитает доллар.

 

Подорожание нефти связано в первую очередь с опасением сокращения экспорта сырья из Ирана в связи с возобновлением США санкций против этой страны. Американские действия способствовали росту цен на нефть более чем на 70% за последний год. Критическую ситуацию со снижением цен нефтяные экспортеры пытались урегулировать договоренностями. Страны ОПЕК в конце 2016 года договорились о сокращении добычи на 1,8 млн баррелей в сутки, а в ноябре 2017-го участники соглашения продлили его на весь 2018 год. Главная цель таких действий — снижение коммерческих запасов нефти и нефтепродуктов в мире, а решение американского президента сыграло на руку продавцам нефти. Рост цены углеводородов может привести к многократно повторяемому сценарию, когда государства, предварительно договорившись, «незаметно для других» начнут добывать и продавать больше сырья.

Нефть и золото продолжают оставаться основными показателями товарного рынка. Их поведение можно охарактеризовать простыми словами: золото — это страх, нефть — это жадность. Благородный металл скупают, когда хотят сберечь свои накопления от экономических угроз, а на углеводородах принято зарабатывать сверхприбыли.

Украинский финансовый рынок находится в фантомном состоянии уже более 20 лет. Есть чиновники, регулирующие его деятельность, обозначена инфраструктура (торговцы, регистраторы, биржи и пр.). Но если спросить рядового жителя нашей страны, что он знает об этом рынке, какое влияние он оказывает на повседневную жизнь и экономику, то можно легко натолкнуться на стену непонимания и неопределенности. Еще раз подчеркну: мы намеренно не касаемся основной его части — фондового рынка. Выпуск и обращение ценных бумаг, направление инвестиций в развитие экономики, перераспределение средств между ее секторами — все это касается соотечественников только теоретически.

В мире фондовый рынок является, например, инструментом сохранения и приумножения пенсионных накоплений. И если наши пенсионеры все время надеются только на государственную помощь, то в развитых странах граждане лично или через свои пенсионные фонды вкладывают деньги в паевые и долговые ценные бумаги. Руководствуясь советами специалистов, люди вкладывают деньги в валюту, драгоценные металлы или другие биржевые товары.

Основные причины отсутствия рынка капитала у нас — это незаинтересованность в нем населения страны и отсутствие профессионализма и воли у людей, которые находятся у властных вершин.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter