Новости
Ракурс
Андрей Коболев. Фото: yes-ukraine.org

Идеальная госслужба: менеджерам «Нафтогаза» — миллиардные премии, государству — миллиардные убытки

Украинские власти давно творчески переработали высказывание, приписываемое Березовскому, о том, что во время приватизации важнее покупать не заводы, а их директоров. Борис Абрамович считал, что политики — наемные работники предпринимателей. Но в нашей стране с расшатанной экономикой все перевернуто с ног на голову.


.

Политическая борьба вокруг назначения на хлебные должности ведется постоянная и нешуточная. Примеры монетизации политических схваток можно приводить ежедневно. Любой назначенный на государственную должность мгновенно устанавливает себе большую зарплату и создает — за государственный счет — среду обитания.

Ярким примером такого управления государством можно назвать поведение менеджмента главного газового монополиста — «Нафтогаза Украины». Наблюдательный совет НАК проголосовал за выплату бонусов правлению в связи с победой в Стокгольмском арбитраже над российским «Газпромом». На выплату бонусов выделили 1% от суммы выигрыша, что составляет 45 млн долл. от 4,56 млрд долл. общей суммы. Причем 20 млн долл. бонусов уже выплачено, а остальную сумму члены правления намерены получить после фактического исполнения «Газпромом» решения Стокгольмского арбитража, чего, вероятнее всего, не случится никогда — ввиду сложных отношений между государствами — участниками спора. К тому же «Газпром» сейчас активно занимается опротестованием этого решения. Газовые украинские менеджеры, с благословения своих боссов, делят еще не полученные деньги, назначая себе бонусы за исполнение своих прямых обязанностей.

 

Осенью прошлого года правление «Нафтогаза» уже выписывало премии восьмерым героям противостояния с российским монополистом за победу в первом судебном раунде. Их величина была непростительно мала — размер одной годовой зарплаты. Зато сейчас справедливость восторжествовала.

Кстати, годовая зарплата руководителя НАК Андрея Коболева составляет 19 млн грн. Возглавил он эту структуру сразу после Майдана в 2014 году и считался креатурой экс-премьера Арсения Яценюка. «Правительства камикадзе» давно нет, но проверенные люди находятся у работающих финансовых потоков. Руководитель «Нафтогаза» сразу после Революции достоинства накупил бронированных джипов, окружил себя охраной, что тоже справедливо: к дорогостоящим менеджерам у их нанимателя — государства — должно быть бережное отношение.

Чтобы добавить пикантности в историю, стоит напомнить, что газ не только транзитом проходит через Украину, но и традиционно добывается на ее территории. Действующее украинское законодательство наделило «Нафтогаз» монопольным правом на покупку всего газа у собственной дочки — «Укргаздобычи», по социальной цене 4,85 грн за кубометр. При этом для коммерческих потребителей с июня 2018 года установлена цена 9,08 грн за кубометр. На 1 апреля холдинг задолжал своей дочке 42 млрд грн, что в 40 раз превышает показатель 2015 года.

Выплата премий за успешную международную судебную практику газовому менеджменту и разрушение экономики газодобычи — все это происходит прямо сегодня. Открыто, беззастенчиво, целенаправленно.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter