Новости
Ракурс
Украинские туристы двое суток просидели в аэропорту Тираны, Албания. Фото: Ростислав Артеменко / Facebook

Почему украинцы застревают в аэропортах и что с этим делать

Середина лета ознаменовалось авиационными туристическими скандалами. Неделю сотням людей не удавалось вовремя улететь из аэропортов Украины и других стран. Проблемы были организованы туроператорами и авиаперевозчиками, не сумевшими по разным причинам исполнить свои прямые обязанности. Туроператоры были разные, а нерадивых перевозчиков, которые не смогли вывезти людей на летнее море и вовремя забрать их оттуда, два — Bravo Airways и Yanair Airlines.


.

Все сложности в бизнесе всегда в первую очередь связаны с деньгами: с их отсутствием или несвоевременным получением. Пинг-понг между туроператорами и авиаперевозчиками по оплате своих услуг интересен только для судебных разбирательств. Человеку, который всю зиму планировал летние дни на море, не важны предпринимательские коллизии, ему нужна помощь в осуществлении планов. Помощником и посредником между потребителем и бизнесом исторически выбрано государство. В Украине есть структуры, которые в этом случае представляют государство — Минэкономразвития и Министерство инфраструктуры, а бизнес представляют несколько туристических ассоциаций — например, Национальная туристическая организация, Украинская ассоциация туристических агентств и Туристическая ассоциация Украины. Первые выдают лицензии и разрешения, вторые должны представлять солидарное мнение бизнеса и оказывать ему помощь при возникновении проблем.

В аэропорту «Борисполь» с середины июня регулярно задерживаются рейсы авиакомпании Yanair Airlines: опоздания на четыре-пять часов стали нормой, да и суточные не редкость. Из Жулян — задержки на рейсы в Грузию, Испанию, Турцию и Египет, связанные с компанией Bravo. Эта же компания не может своевременно вывезти туристов из разных стран — от Туниса и Испании до Албании.

 

Застрявшими за границей туристами обязана заниматься консульская служба государства. Если происходит многочасовая задержка рейса, то за это несут ответственность и дипломатические службы, которым поручено защищать юридические и экономические интересы своих государств и граждан. В День Конституции, 28 июня, в тунисском аэропорту «Монастир» застряли около 300 украинских туристов, рейсы которых постоянно откладывались. В ожидании вылета они провели более суток. В украинском консульстве людям говорили об отсутствии топлива для заправки самолетов и прочую чушь. Туроператор и авиакомпания активно перекладывали вину друг на друга.

Посредниками в переговорах между пассажирами и бизнесменами выступили два украинских министерства — экономразвития и инфраструктуры. Интересно, будет ли наказан хоть один украинский дипломат, не сумевший разобраться в исполнении своих обязанностей, и что чиновники намерены еще сделать в направлении экономического развития и создании крепкой инфраструктуры. Так, министр этой инфраструктуры Владимир Омелян, когда число туристов — невозвращенцев из Туниса достигло 800 человек, а ожидание превысило трое суток, грозно заявил о мерах воздействия, которые он собирается применить против виновных, созвав 2 июля совещание с туроператорами и авиаперевозчиками. Неплохим первым шагом в подобных репрессиях была бы отставка министра, который не может влиять на работу инфраструктуры, ведь подобные совещания нужно проводить до начала туристического сезона, а не в его разгар.

Все эти задержки частенько сочетаются еще и с хамским отношением авиаторов и туроператоров к своим клиентам. Людей в лучшем случае информируют о переносе рейса, не чувствуя за собой никакой вины. Размещение в гостинице и предоставленная вода с бутербродами подаются как огромный успех в работе. На самом деле это является безусловным и обязательным условием в случае срыва рейса компанией, как и обязанность доставки пассажира в пункт назначения следующим рейсом или рейсом авиакомпании-партнера. При невозможности такового деньги за билет должны быть возвращены в течение семи дней. Кроме того, пассажир может требовать компенсацию в размере от 135 до 650 долл., в зависимости от дальности несостоявшегося перелета. Это международная практика, касающаяся всех перелетов, в том числе чартерных компаний и лоукостеров.

Практически все пассажиры, обратившиеся с претензией по поводу своего несостоявшегося рейса, получают деньги с перевозчика. Лучше на руках иметь документ со штампом, подтверждающий факт отмены или замены рейса, с указанием достоверных причин, хотя если дело дойдет до суда, достаточно отметки об отмене рейса. Такой документ можно получить на стойке регистрации, в кассе авиакомпании, у выхода на посадку или у сотрудников аэропорта. Неплохо сохранить все билеты, посадочные талоны и багажные бирки. Сфотографировать табло вылетов с указанием возникших перемен времени и статуса рейса. Сохранить чеки из отеля, о приобретенной еде и о проезде на транспорте, который пришлось использовать ввиду отмены рейса.

Согласно международным правилам, если рейс задерживается более чем на два часа, авиакомпания обязана предоставлять пассажирам питание и прохладительные напитки, а также связь для звонка или отправки сообщения, при более значительной задержке — организовать перевозку в отель и место в нем.

Если дело дойдет до суда, то претензии нужно выдвигать и авиаперевозчику, и туроператору, который несет ответственность за качество услуг туристического продукта. Как правило, ответственность за этот продукт застрахована на сумму до 20 тыс. евро, и в случае наступления неблагоприятных обстоятельств гарантом выступает и страховая компания. Обычно финансовые претензии решаются в досудебном порядке, но если доходит до суда, у пострадавшей стороны всегда приоритет.

Современная жизнь подталкивает потребителя к сокращению числа посредников между ним и конечным продуктом. Сейчас в сети можно найти недорогой билет и способ проживания в самых экзотических местах. Сомнительные туристические компании и умирающие авиаперевозчики — это остатки вчерашней недоразвитой системы, зараженной анахронизмом. Преимущества XXI века сегодня вполне доступны.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter