• Новости мира
  • Правовые новости
  • Погода
  • Новости Украины
Ракурс

Бюджет-2019 на медицину: бесплатная диагностика и реформа на фоне экономии

Фото: Juliya Sachko / facebook.com/juliya.sachko.3

1 млрд грн планируют потратить не на всю экстренную медицинскую помощь, а лишь на пилотные области. В то же время в других областях, которые не получат ни копейки, на вызов к пациенту машина может вообще не приехать

21 сентября Кабмин представит проект государственного бюджета в Верховной Раде. Что обещает украинцам документ под громким названием «Бюджет розбудови країни»? В приоритете безопасность и оборона — на эту отрасль в 2019 году правительство собирается выделить 209,5 млрд грн (в 2018-м расходы составили 165,3 млрд грн); дороги — на их строительство и ремонт запланировали 56 млрд грн (почти на 10 млрд грн больше, чем в прошлом году); на образование, вероятно, будет выделено 242,1 млрд грн (в текущем году — 217,5 млрд грн).

Здравоохранение в нашей стране всегда относилось к числу приоритетов государственной политики. Вы не замечали? Странно, ведь об этом неоднократно заявляли и президент, и премьер-министр. В проекте бюджета-2019 на медицину заложено больше средств, чем в нынешнем году. Это ли не доказательство заботы государства о здоровье своих граждан? На здравоохранение планируют выделить 92,3 млрд грн, что на 9,5 млрд грн (или почти на 10%) больше прошлогодних.

Так что же это — достижение или пиар? Во-первых, увеличение очень сомнительное. Уровень инфляции в Украине в 2019 году составит, по словам премьер-министра, чуть менее 8%. Во-вторых, по рекомендации Всемирной организации здравоохранения, государства должны направлять на здравоохранение минимум 5% ВВП. Любая экономия на здоровье приводит в лучшем случае к дисбалансу, в худшем — к разрушению системы здравоохранения: медицинская помощь становится все более недоступной для большинства больных.

В Украине медицинский бюджет никогда не дотягивал до рекомендованной ВОЗ цифры: за всю историю наша страна на здоровье своих граждан больше всего средств выделяла в 2010 году — целых 4,2%! Кардинально ситуация не изменилась и после принятия осенью 2017 года закона №6327 «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств». Оптимисты считали прописанную в нем норму о бюджете на здравоохранение не менее 5% ВВП большим плюсом. Похоже, были правы реалисты, которые называли эту новеллу юридически никчемной и чистым популизмом. Ведь заявленная норма противоречит ст. 95 Конституции, где написано, что «исключительно законом о государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства на общественные потребности, размер и целевое направление этих расходов». Так вот, выделенный на здравоохранение бюджет-2019 не дотягивает даже до 3% ВВП.

Плохие новости ждут также пациентов, которым на родине помочь не смогут: на лечение за рубежом на следующий год запланирована такая же сумма, как и в предыдущем — 389 млн грн. В нынешнем эти деньги закончились еще в мае. Под Минздравом уже почти месяц в палатках живут те, кому денег не хватило. Сравните: в 2017 году на лечение 208 украинцев за границей было выделено 628 млн грн, в 2018 году для 226 пациентов — 389 млн грн. Не дождавшись помощи, в 2017-м умерли 19 пациентов, с начала этого года ушли из жизни семь человек, трое из которых дети. И дело здесь не только в дефиците средств. Минздрав упорно не придерживается положенных сроков рассмотрения вопроса постановки пациента в очередь: вместо 20 дней процесс зачастую занимает от трех до шести месяцев.

Похоже, громкое заявление Минздрава о революции в украинской трансплантологии оказалось мифом. 112 млн грн, выделенные из госбюджета в 2018 году на пилотный проект по трансплантологии, так и не были освоены. Видимо, «революции» дали попытку №2: «сэкономленные» в этом году 112 млн грн перекочевали в год следующий.

Хорошей новостью можно считать увеличение почти в два раза бюджета на первичное звено медицинской помощи (в 2019-м запланировано 15,3 млн грн, в то время как в 2018-м — 8 млн грн).

На диагностику по направлению семейного врача, которая с 2019 года должна стать бесплатной, правительство планирует выделить 2 млрд грн. Много это или мало? Давайте считать. Если все население Украины подпишет декларации с врачами первичного звена — семейным, педиатром или терапевтом (согласно данным Госслужбы статистики, на 1 июля 2018 года в Украине проживают чуть более 42 млн человек), то на каждого потенциального пациента придется менее 50 грн. Можно исходить из более реальных цифр и слов замминистра здравоохранения Павла Ковтонюка о том, что в день около 200 тыс. человек выбирают своего врача первичного звена. На сегодня, согласно статистике сайта eHealth, почти 18 млн украинцев уже подписали декларации. То есть до конца года вполне вероятно, что таковых будет 32 млн. На какую диагностику можно рассчитывать за 50 или 60 грн в год? Трудно поверить, что уже в следующем году начнется, как заверяет премьер-министр, «полноценный процесс оплаты услуг вторичной медицины — УЗИ, консультации, анализы и т. д.». Похоже, реформаторы не ожидали, что украинцы так активно будут подписывать декларации. «Мы рассчитывали на 2 млн человек за первые полгода», — часто повторяет Ковтонюк.

Большим плюсом можно считать то, что правительство наконец-то обратило внимание на экстренную медицинскую помощь, на которую в проекте бюджета-2019 предусмотрено 1 млрд грн (для сравнения: в бюджетах 2017–2018 годов выделяли... 0 грн).

Эксперты подсчитали, что это ничтожно мало, ведь потребность намного больше. «При общей потребности в 11 млрд грн — это почти «ничего», однако этот 1 млрд грн сможет хоть как-то оправдать «политический пиар» правительства Гройсмана в виде рекламных бордов, которые обещают «начало реформы скорой помощи» на средства бюджета 2019 года. О количестве потраченных средств налогоплательщиков на рекламные борды «политического пиара» напишу позже», — отмечает Ирина Сысоенко, заместитель председателя Комитета ВР по вопросам здравоохранения, на своей странице в Facebook.

К минусам можно отнести то, что 1 млрд грн планируют потратить не на всю экстренную медицинскую помощь, а лишь на пилотные проекты, в четко обозначенные области — Винницкую, Полтавскую, Донецкую, Одесскую, Тернопольскую и город Киев.

В то же время, например, в Черновицкой или Черкасской областях на вызов к пациенту машина может не приехать (или приехать с большим опозданием). Здесь нет единой диспетчерской, катастрофическая ситуация с автомобилями экстренной медицинской помощи, дефицит медиков в составе бригад...

«Считаю такую ​​инициативу прямой дискриминацией. Обеспечение доступности экстренной медицинской помощи — это обязанность государства по отношению к каждому человеку, независимо от территории, где он проживает, — говорит Ирина Сысоенко. — Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политическим, религиозным и другим убеждениям, полу, этническому и социальному происхождению, имущественному состоянию, местожительству, по языковым или другим признакам (статья 24 Конституции Украины). Эта же норма касается и несправедливости в оплате труда медицинских работников. Почему это в пяти областях Украины медикам бригад ЭМП (экстренной медицинской помощи. — Ред.) зарплаты увеличат, а в других областях нет? Там что, люди хуже работают?»

Профильные комитеты оперативно обсуждают проект бюджета-2019 с экспертами и общественными организациями, готовят свои замечания. Не исключение и Комитет по вопросам здравоохранения, внеочередное заседание которого, запланированное на 20 сентября, будет всецело посвящено внесению конкретных предложений к статьям бюджета. Остался открытым вопрос о присутствии тех, кто будет презентовать бюджет на медицину — представителей Минздрава. Во всяком случае, последнее заседание комитета профильное министерство не удостоило своим присутствием.

Читайте также: Война в «Охматдете»: почему онкобольные дети под угрозой

Заметили ошибку? Выделите текст, который её содержит, и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати



Загрузка...



    Загрузка...