Новости
Ракурс
Фото: Pixabay

Честно и горько — о нас

Был в Каунасе, в Литве. Теплый, медленно угасающий вечер. Стеклянная стена музея Чюрлениса. Слушали Баха. Знаменитый украинский пианист Алексей Ботвинов специально для нас прилетел из Одессы. Слушая музыку, вспомнил Виктора Шкловского: «Здравствуй Бог, сказал Всевышнему Бах. Здравствуй Бах, ответил ему Бог».


.

Утром мы открывали конференцию на темы психиатрии в университетском Центре имени академика Сахарова. Из Вильнюса к нам приехал министр иностранных дел Литвы господин Линкявичус. Он открыл конференцию. Короткая, внятная речь, без политико-патриотических завываний (не Украина...). Затем, вслед за ним вступил в конференцию директор Центра имени Сахарова господин Роберт ван Ворен. Да-да, наш украинский Роберт...

До этого в узком кругу вместе с министром коротко говорили о нас. Честно и горько. А уж потом была конференция. В аудитории в основном молодежь, студенты. Политологи, журналисты, философы, медики. Трое — из Украины, в Литве учатся. Вернутся ли... Посол Финляндии в Литве, ранее — посол в Украине, искренний, переживающий за нас и сегодня, принимал участие в общей дискуссии. Высокие литовские чиновники, заинтересованно слушавшие нас весь день, участвовали в дискуссии. А потом, после ужина, вместе с нами слушали Баха.

Узник советской психиатрии, журналист Виктор Давыдов, подробно и просто рассказал о своем личном опыте многолетней мучительной жизни в Благовещенской специальной психиатрической больнице МВД СССР. Среди убийц, каннибалов, насильников и озверевшего от безнаказанности медицинского персонала. Долго сдерживал эмоции, старался говорить отстраненно. Но не выдержал, заплакал. Его боль не ушла и спустя 40 лет.

Ильми Умеров, зампредседателя крымскотатарского Меджлиса, в прошлом — врач, рассказал о недавнем своем опыте жизни в российско-крымской тюрьме и о долгих днях пребывания в аду, официально называемом отделением психиатрической больницы в Симферополе. Где опорожнить кишечник в отхожем месте — сродни героическому поступку. Он, Ильми Умеров, был там подэкспертным. Наши крымские коллеги отказались выполнить указание эфэсбэшного начальства, признали Умерова психически здоровым.

Фото: Facebook / Robert van Voren. Слева направо: Ильми Умеров, Юлия Пиевская, Роберт ван Ворен, Виктор Давыдов, Семен Глузман

Исполнительный секретарь Ассоциации психиатров Украины Юлия Пиевская сообщила присутствующим о многолетней, уникальной работе Экспертной комиссии АПУ, помогавшей больным и их родственникам защитить человеческие и имущественные права. И о других случаях, где уставшие от безденежья и безквартирности украинские граждане отбирают жилье у своих беззащитных психически больных родных. Около 10 тыс. дел хранятся в архиве нашей Ассоциации. Некому обработать, некому сделать правовой и медицинский анализ. Наши славные коллеги, ежедневно и безоплатно принимавшие этих ищущих защиты и поддержки людей, давно ушли в мир иной. Первым — настоящий, редких профессиональных качеств доктор Владимир Мечиславович Чернявский, затем — милая и очень добрая к жаждущим справедливости пациентам Неля Ивановна Вергун, после нее — высококвалифицированный судебно-психиатрический эксперт Ада Ивановна Коротенко. До сих пор приходят люди, ищущие именно у них защиты и поддержки. А они ушли. Навсегда. Скромные и славные врачи.

Я говорил о технологии и причинах злоупотреблений психиатрией в политических целях в СССР. О совсем не однозначной позиции западных психиатров, не желавших знать правду о своих коллегах в Москве и об условиях (жесточайших!) в специальных психиатрических больницах системы МВД СССР. Рассказал и о «профилактических» госпитализациях во все психиатрические стационары необъятной советской империи людей совершенно здоровых, но проявляющих «антисоциальное» поведение. Дабы не испортили они своими поступками и письменными обращениями к власти празднование светлых коммунистических дней 1 мая, 7 ноября и подобных им.

Многое, очень многое рассказал Роберт ван Ворен. Практически всю свою сознательную жизнь посвятивший расследованию злоупотреблений психиатрией в СССР и постсоветских государствах. Сейчас, в последние годы, сосредоточенно и планомерно помогающий нам изменить, реформировать, гуманизировать систему оказания психиатрической помощи в Украине.

А потом был Бах. Безукоризненно и удивительно тепло сыгранный для всех нас Алексеем Ботвиновым. Самим маэстро Алексеем Ботвиновым!

И вот я вернулся в Киев. В грязь политической борьбы и горечь осознанного разрушения государственной системы. Тоскливо и тошно.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter