Новости
Ракурс

Детские страхи: как пережить без последствий

Мы обещаем согласно своим надеждам, а поступаем согласно своим страхам.

Ларошфуко

Страх преследовал человека с незапамятных времен. Это чувство является неотъемлемым звеном в эволюции человечества, так как благодаря страху человек выживал, не совершая опасных для жизни или импульсивных действий. Ребенок из чувства самосохранения, но из-за отсутствия жизненного опыта боится всего нового, неопознанного, способен одушевлять предметы и сказочных героев, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно.


.

Интересно, что в разных цивилизациях дети в своем развитии подвержены общим страхам. А вот то, насколько будет выражен тот или иной страх, зависит уже от индивидуальных особенностей ребенка, социальных условий, в которых формируется личность малыша.

Ракурс: Детские страхи — это норма? Какие страхи чаще всего встречаются у детей?

Н. Дмитришена: Каждый возраст ребенка характеризуется определенными, свойственными только ему страхами. Страх — это часть развития детей, познания ими мира, он является нормой в том случае, если незначительно влияет на жизнь малыша.

Впервые ребенок сталкивается с этим чувством еще в утробе матери. Беспокойство, которое женщина испытывает во время беременности, является первым «опытом» беспокойства у ее ребенка. Ведь всякий раз, когда мама тревожится, малыш получает свою гормонально опосредованную «порцию» страха.

Хотела бы отметить, что первый год жизни малыша очень важен для его последующего эмоционального развития. В этот период родители также учатся познавать своего ребенка, без слов понимать его переживания и желания, находить эмоциональный контакт. Именно в это время закладывается фундамент дальнейших отношений детей и родителей. И то, какие невидимые эмоциональные и духовные ниточки будут связывать их в дальнейшем, в немалой степени зависит от опыта, полученного в первый год жизни ребенка.

Какие же страхи могут быть у малыша? Вначале ребенок подвержен инстинктивным страхам: до шести месяцев малыши боятся громких звуков, резких движений. А позже дети учатся узнавать близких, и как защитная реакция возникает страх чужих людей.

Одним из самых сильных страхов этого периода у ребенка является боязнь потерять самого близкого человека — маму. Поэтому малыш очень сильно привязан к ней, не может долго находиться без мамы. В случае, если этот страх не был гармонично пережит, он может сохраниться на протяжении всей жизни, преобразуясь в дальнейшем в страх одиночества и эмоциональной зависимости от близких людей.

В два года детки часто боятся медицинских работников (страх боли) и темноты, которая таит в себе неизвестность, а значит, непонятна и страшна для ребенка.

В возрасте трех лет ребенок может начать бояться животных, чаще всего собак (которые громко лают и могут испугать малыша). Интересно, что дети, в отличие от взрослых, чаще всего не испытывают страха перед, например, пауками, он может развиться в том случае, если этот страх демонстрируют взрослые.

В четыре года у малышей часто появляется страх сказочных героев. Это тоже является нормой, ведь посредством сказки ребенок изучает законы жизни, узнает, что существуют добро и зло.

Позже (в возрасте 5—6 лет) возникает страх смерти. Ребенок вдруг узнает, что его родители и он сам — смертны. Этот страх не является отклонением. Обязательно нужно учитывать индивидуальность и восприимчивость ребенка, ведь реакция родных на смерть может быть настолько пугающей для маленького человечка, что это может остаться с ним на всю жизнь.

С детьми можно и нужно говорить о смерти. Например, можно провести аналогию с растениями. Объяснить сыну или дочке, что есть зерно, которое прорастает, появляются цветы, семена, а потом цветок погибает (как бы умирает). Но в то же время весна снова приходит, и упавшие в землю семена опять прорастают. Ведь жизнь всегда продолжается.

Чаще всего страх смерти растворяется в обычных для данного возраста страхах. Но если ваш ребенок особенно эмоционально чувствителен, не следует подвергать его психику дополнительным испытаниям, например, болезненным медицинским манипуляциям (удаление аденоидов), а также отрывать от родителей. С другой стороны, не нужно дома создавать искусственную среду без каких-либо трудностей, ведь для полноценного развития у детей должен быть собственный опыт неудач или достижений.

Когда ребенок оказывается в социуме — идет в школу, у него может появиться страх оценки, страх принятия или непринятия в определенную среду. Боязнь не соответствовать ожиданиям родителей и учителей, быть не тем, кого уважают, ценят и понимают, о ком хорошо отзываются. Инымисловами, это страх не отвечать требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья.Детки, подверженные страхам такого рода, очень нерешительны, боятся проявлять инициативу, больше спрашивают: «А как надо?». Здесь вина ложится на родителей, которые критикуют сына или дочь, недостаточно хвалят. Очень важно, чтобы в любой ситуации родители были на стороне ребенка.

Кроме «школьных» страхов, для детей этого возраста показателен страх стихии — различных природных катаклизмов: наводнения, землетрясения, урагана. Дело в том, что младшие школьники склонны верить в таинственные явления, предсказания, впадать в суеверия, то есть мыслить «магически». В этом возрасте детки верят в «чет и нечет», радуются «счастливым билетам», боятся 13-го числа и черной кошки.

Хотела бы посоветовать всем научиться хвалить самих себя. Это, быть может, даже более важно, чем услышать похвалу извне. Это касается и взрослых, и детей. Если что-то не получается, ребенка обязательно нужно подбадривать: «Ничего, что ты с первого раза не смог завязать шнурки! Ты молодец, очень старался. Еще потренируешься, и у тебя все получится!». Благодаря этому в детях поддерживается инициативность. Можно даже спрашивать у малыша: за что и сколько он себя сегодня похвалил. Ребенку это пригодится и в дальнейшей взрослой жизни.

Ракурс: Наталья Васильевна, что должны знать о страхах родители и как помочь маленьким трусишкам?

Н. Дмитришена: Как мы уже говорили, каждый возраст малыша характеризуется определенными страхами. Но здесь нужно заметить, что страхи, являющиеся нормой для одного возраста, могут стать препятствием для развития определенных навыков несколько лет спустя. Например, боязнь незнакомых людей может выполнять защитную функцию у совсем маленьких детей, но если она сохраняется по мере взросления, то может серьезно помешать развитию отношений со сверстниками в дальнейшем.

Если ваш ребенок чего-то боится, но этот страх выражен слабо и проявляется временами, то лучшим средством от страха будут занятия захватывающей деятельностью, подвижные игры с сыном или дочкой, интересные прогулки, катания с горки, на санках, велосипеде и т. д. То есть нужно просто отвлекать ребенка от его страхов и наполнять жизнь другими интересами.

Игра — это одна из самых важных составляющих развития детей, репетиция взрослой жизни. А если ребенок редко играет в насыщенные, подвижные игры (что очень распространено среди современных детей), то это существенно обедняет его эмоциональную жизнь, может приводить к чрезмерно ранней интеллектуализации психики. То есть игра была и остается самым естественным способом изживания страхов, ведь в ней в иносказательной форме воспроизводятся многие жизненные ситуации, которые могут вызывать у ребенка страх.

То есть чем больше интересов у детей, тем меньше страхов, и, наоборот, чем больше ограничен круг контактов и интересов ребенка, тем больше он фиксируется и замыкается на своих «страшных» ощущениях.

Многие страхи рассеиваются, словно дым, если ваш сын или дочь чувствует поддержку, любовь, понимание близких людей, вашу уверенность.

В большинстве случаев детские страхи уходят сами, так и не заявив о себе в полный голос. Они перестают волновать ребенка, поглощенного новыми впечатлениями. То есть с возрастом происходит интеллектуальная переработка страхов, утрачивающих эмоциональный оттенок и наивный детский характер.

Родителям, столкнувшимся со страхом у своего ребенка, нужно запомнить несколько правил: нельзя игнорировать страх малыша, смеяться над переживаниями сына или дочки. И не нужно бодро уверять, что это ерунда и нет ничего страшного. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми: "Видишь, Петя не боится, а ты..." Не стоит стыдить ребенка, говоря о том, что он уже большой и должен быть смелым. Особенно это касается мальчиков, от которых чаще всего ожидают еще большей смелости, чем от девочек.

Фото: Таким нарисовал свой страх песком один из малышей («Sand-Art»-терапия)

Помните, что для малыша страх — это реальность. Убеждая ребенка в обратном, вы только выстроите между вами барьер, спровоцируете недоверие к вам и усугубите проблему.

Чтобы не превращать борьбу со страхами в противоборство с ветряными мельницами, родителям нужно, в первую очередь, самокритично спросить самих себя: «Какие страхи у вас были в детстве и чего вы боитесь сейчас?». Существует наследственная передача конкретных страхов, ведь у детей и родителей наблюдается общность восприятия, запечатления страха и его переработки в сознании.

Логично, что общие страхи должны устраняться общими усилиями, то есть совместными действиями, той же игрой, помогающей преодолевать страх. Родителям малышей, которые особенно подвержены страхам, нужно, как это ни трудно, пересмотреть черты своего характера. Конечно, изменить себя непросто, тем не менее все же стоит попытаться.

Страх одиночества у мамы, подпитываемый общей тревожностью, приводит к болезненной привязанности ребенка. Мать пытается создать своему чаду тепличные условия, устраняя на его пути все препятствия и трудности, которые как раз и нужно преодолеть, чтобы стать способным к самостоятельной жизни.

Задумайтесь о том, что, быть может, вы слишком беспокоитесь о своем ребенке? Помните, что у чересчур опекаемых деток страхи появляются чаще. Попробуйте давать сыну или дочери больше свободы, пусть пытается сам решать собственные проблемы. Ведь чтобы быть уверенным в себе и своих силах, ребенок должен набить свои шишки.

Мнительность других родителей проявляется в стремлении постоянно проверять и перепроверять сына или дочку, педантично предопределяя их жизнь. Они даже не подозревают, что этим непроизвольно культивируют страхи у своих детей.

Родителям нужно помнить, что дети очень чувствительны к семейным конфликтам. Особенно это касается детишек-дошкольников. Если они видят, что родители часто ссорятся, то число их страхов выше, чем когда в семье царят взаимопонимание и любовь. Девочки в силу своей эмоциональности более ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье.

Нередко родители непроизвольно сами внушают детям страхи. Например, мама часто эмоционально кричит, предупреждая ребенка: «Не бегай — упадешь!» или «Не бери — обожжешься!». А ведь дети запоминают только вторую часть фразы. У малышей закрепляется страх, иногда он фиксируется на долгие годы.

В три-пять лет формируются такие эмоции, как любовь, сочувствие, сострадание. В этом возрасте дети особенно болезненно воспринимают фразы «Я не буду с тобой дружить» и тому подобные. Это приводит к возникновению у них беспокойства, которое может проявляться неустойчивым настроением, повышенной обидчивостью и капризностью.

Есть замечательное упражнение для проработки страхов — игра «Продаем страхи». В ней могут участвовать все члены семьи. В качестве денежного эквивалента можно использовать конфеты, печенье. Условия игры такие: всем участникам раздаются бумажки, на которых каждый пишет какой-то свой страх. И потом пытается его продать. Казалось бы, кому нужны чужие страхи? Но эта игра позволяет не только выявить страхи, но также извлечь из них пользу, а потом и вовсе избавиться от них.

Например, ребенок боится пауков. Родители спрашивают: «Почему, где ты их видел?». Ведь ребенок мог посмотреть мультик, какая-то игрушка могла напугать малыша, либо он увидел передачу о смертельных укусах ядовитых представителей паукообразных. В то же время этот страх учит осторожности, внимательности. Учит тому, что нужно изучать то, чего боишься. Мы возьмем энциклопедию, найдем фильм о предмете боязни, узнаем, где водятся ядовитые пауки. Можно посмотреть мультфильмы о паучках. К тому же этот страх учит, что нужно убирать в комнате, чтобы не было паутины. Изучив страх таким образом, игрок спрашивает: «Кто хочет купить этот страх, чтобы быть более начитанным, грамотным?». И, конечно же, такой страх хотят купить многие.

Очень хорошо, когда родители так же проговаривают свои страхи. И когда ребенок узнает, что мама и папа (такие большие и взрослые!) тоже боятся, то ребенку становится намного комфортнее.

Страхи можно задувать в шарик и выпускать в свободный полет. Страхи можно прорисовывать. Я, например, ставлю песенки о страхе и прошу детей нарисовать свой страх. Потом этот рисунок можно сделать смешным, нестрашным (дорисовав смешные детали) или порвать.

Иногда можно попросить ребенка: покажи мне, как нужно правильно бояться. Ребенок начинает учить взрослого: сожми руки так, дрожать нужно так. Пока папа или мама «научится» правильно бояться, чаще всего у ребенка страх сходит на нет.

Для преодоления страхов очень полезна сказкотерапия. Ведь сказки — это не просто развлечение, а учебник жизни для маленьких деток. Родители могут придумать магическую историю сами. Сочиняя, стоит придерживаться таких принципов: сюжет должен отображать проблему ребенка, а чтобы ваш малыш смог идентифицировать себя с главным героем, по внешности, возрасту и характеру он должен напоминать вашего сынишку или дочку. В сюжете обязательно должны присутствовать трудности, которые главный герой с честью преодолевает. Ну и, естественно, конец у вашей сказки обязательно должен быть хорошим.

Известный психолог и психотерапевт Александр Захаров в своей книге «Дневные и ночные страхи у детей» замечает: «Условия для детства, не омраченного страхами, — это различные кружки и секции, в которых ребенок получает опыт общения с детьми, совместные игры и развлечения, а также совместные развлечения со взрослыми: аттракционы, игры на природе, походы и путешествия. Чем ярче и разнообразнее впечатления ребенка от жизни, чем богаче его опыт, тем более «закаленным» будет ребенок перед жизнью и ее испытаниями». Всем неравнодушным родителям я бы советовала прочесть эту замечательную книгу.

Также родители должны не забывать, что если в семье царит атмосфера спокойствия, дружелюбия, взаимопонимания и искренности, тогда и ваш ребенок получит заряд заботы, комфорта и уверенности на всю жизнь. И никакие страхи ему будут не страшны!

Безусловной вам любви и гармонии в семье!


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter