Новости
Ракурс

Судьям и их немалому «ближнему кругу» предоставят усиленные гарантии защиты

22 мая парламентский Комитет по вопросам верховенства права и правосудия поддержал проект закона № 2505 о внесении изменений в некоторые законодательные акты по усилению государственной защиты судей. Оставим за скобками вопрос о том, являются ли в нашей стране судьи незащищенными и уязвимыми? Мало им и без этого привилегий? А главное — сколько фактов угроз и реальных посягательств на дорогих наших служителей Фемиды зафиксировано и какой процент из них действительно связан с профессиональной деятельностью, предусмотренной законом? То есть, не считая случаев, когда деньги взял, а нужное решение не вынес, и теперь, конечно, требует серьезных гарантий безопасности, желательно — со стороны и за счет государства.


.

Авторы закона решили, что в таких же усиленных гарантиях нуждаются не только судьи: «Близкие родственники, члены семьи, которые в соответствии с этим законом подлежат защите, это — муж, жена, отец, мать, отчим, мачеха, сын, дочь, пасынок, падчерица, родной брат, родная сестра, дедушка, бабушка, прадед, прабабушка, внук, внучка, правнук, правнучка, лицо, находящееся под опекой или попечительством, а также лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом и имеют взаимные права и обязанности, в том числе лица, которые совместно проживают, но не состоят в браке». Вот это орда! Такой вот «ближний круг» каждого судьи усядется на плечи налогоплательщиков! И дед с бабушкой, и прадед с прабабушкой, а еще внучка и фактически любая жучка, которая «не состоит... но имеет...». Согласно проекту и имущество всей этой компании будет находиться «под особой защитой государства». Правда, системности, как теперь модно говорить, в законе нет — где же друзья судьи, знакомые, соседи?

Еще «судья имеет право на обеспечение средствами защиты и мобильными устройствами оповещения об опасности, которые ему предоставляются органами внутренних дел, а также на оборудование жилья охранной и противопожарной сигнализацией за счет средств государственного бюджета в порядке, установленном Кабинетом министров Украины».

Ну хорошо, пусть бы уже судья сидел в полной безопасности, обмотавшись проводами и обложившись устройствами оповещения об опасности вместе со всеми, кто ему дорог. Ничего, что для воплощения в жизнь этого проекта и оборудования помещений 9070 судей противопожарной и охранной сигнализацией (по весьма приблизительным, честно говоря, подсчетам Государственной судебной администрации) необходимы дополнительные средства в сумме 31,5 млн грн. Но согласно законопроекту, кроме судей с родственниками до n-ного колена, меры специальной защиты могут быть применены к еще более широкому кругу лиц. Потому что к ним отнесены все работники аппаратов всех судов со всеми их близкими родственниками и членами семьи (об этой терминологической путанице мы уже промолчим)!

Вместе с тем согласно приказу Государственной судебной администрации Украины от 16 июля 2012 года № 84 штатная численность работников аппаратов местных и апелляционных судов составляет 32625 человек! Но это не считая численности аппаратов трех специализированных судов, Верховного суда и Конституционного суда, которым тоже страшно и тоже хочется безопасности! То есть любая девочка-секретарь суда будет иметь право требовать весь комплекс мер безопасности, включая личную охрану для своего любимого прадеда, где бы он ни жил...

Однако и это еще не все! Охранять судей будут и иным образом. Согласно проекту «запрещается разглашение сведений о месте жительства судьи и других персональных данных о нем органами государственной власти, органами местного самоуправления, справочными службами АТС, операторами и провайдерами телекоммуникаций, информационно-справочными службами, а также любыми предприятиями, учреждениями, организациями и лицами, которым эти сведения стали известны в связи с их служебной деятельностью, кроме случаев, предусмотренных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека или с согласия судьи. Разглашение таких сведений влечет за собой ответственность согласно закону».

Запрет разглашать сведения о месте проживания судьи и членов его семьи возражений не вызывает. Однако в соответствии с Законом Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», сведения, указанные в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год председателя и судей Конституционного суда Украины, председателя и судей Верховного суда Украины, председателей и судей высших специализированных судов Украины подлежат обнародованию в течение 30 дней со дня их предоставления путем опубликования в официальных печатных изданиях соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Но где же эти сведения обнародованы?

Может, в вопиющей несопоставимости образа жизни подавляющего большинства служителей Фемиды и легальных доходов и заключается на самом деле наибольшая опасность для них? Хотя тоже вряд ли. Ведь мы уже привыкли к нищенским декларациям чиновников, которые на самом деле живут, как шейхи. А косвенные методы определения реальных доходов если и могут когда-то заработать в Украине, то только в отношении рядовых граждан. То есть учителя смогут спросить, как он за свою несчастную зарплату смог приобрести автомобиль Lanos, а вот прокурора или судью о Bentley — нет.

А вот предотвратить в будущем трагическую историю, аналогичную произошедшей с судьей, с семьей которого расправились то ли из-за его профессиональной деятельности, то ли из-за любви к редким монетам, такие меры дополнительной безопасности не помогут. Как не может гарантировать жизнь любая, даже самая профессиональная и самая дорогая охрана.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter