• Новости мира
  • Правовые новости
  • Погода
  • Новости Украины
Ракурс

Психолог: как подготовить ребенка к школе

Родители в силах облегчить или, наоборот, усложнить процесс адаптации ребенка к школе. О составляющих успешной школьной жизни — детский и семейный психолог Наталья ДМИТРИШЕНА.

1 сентября — особенный день, который для первоклашек и их родителей знаменует переход на совершенно новую ступеньку, это шаг во взрослую жизнь. Первый класс — событие и испытание не только для малыша, но и для всей семьи. Именно родителям отводится важная роль, ведь в их силах облегчить или, наоборот, усложнить процесс адаптации ребенка в школе.

Ракурс: Наталья Васильевна, из каких важных составляющих складывается успешная школьная жизнь?

Н. Дмитришена: Самое важное, что я хотела бы отметить, — это то, что в школу идет вся семья. Хотя за парту садится ребенок, но родители также начинают учиться в школе. Соответственно, мама и папа должны организовать свой режим дня так, чтобы не только найти время помочь ребенку или проверить домашние задания, но и каким-то образом снять напряжение после рабочего дня. Ведь для ребенка школа — это не только умственная, но и психологическая нагрузка. У первоклассника обязательно должно оставаться время на отдых и прогулки.

Следующий важный момент — это отношения с первой учительницей. Я бы советовала не только родителям самим выбирать первого педагога для их ребенка, также очень важно, чтобы учитель нравился и вашему первоклашке. Ведь в этом возрасте авторитет учительницы очень велик, иногда даже больше, чем родительский. Ни в коем случае не критикуйте при вашем сыне или дочке преподавателя. Ребенку будет трудно слушаться человека, которого его родители не уважают.

Есть моменты, которые я бы также не советовала упускать. Заранее попросите учительницу показать класс, посмотрите освещение. Покажите ребенку парту, за которой он будет сидеть. Ему так будет намного спокойнее — прийти в уже знакомое место. Каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок сидел за первой партой, но когда его отсаживают подальше, у взрослых возникает злость или антипатия к учительнице. Казалось бы, мелкие нюансы, но они очень важны в построении цепочки взаимоотношений школы с семьей, родителя — с учителем, класса — с ребенком. Мудрый родитель должен прийти к учителю заранее, объяснить, что его ребенок или плохо видит, или невысокого роста, или не совсем внимательный и гиперактивный, или... (вставьте вашу версию). Это будет стимулировать вашего малыша к получению знаний, ведь кто у нас обычно сидит за последними партами? Правильно, двоечники и оболтусы. Если родители хотят, чтобы ребенок хорошо учился, они должны учитывать эти психологические нюансы и характер сына или дочки.

Чтобы снять напряжение и тревогу у первоклашки, расскажите учительнице при малыше, какой он у вас замечательный, похвалите за что-то. Таким образом родители сразу дают позитивный посыл, настрой учительнице — «мой ребенок талантлив». В любом случае я бы советовала родителям отметить лучшие стороны в ребенке и сказать о них учительнице. Не забывайте дома тоже хвалить малыша: «Слушай, ты так быстро соображаешь, как папа», «Аккуратно пишешь, как мама». Подчеркивайте, что малыш берет от мамы и папы лучшее. Научитесь достойно реагировать и на неуспехи малыша. Ведь так вы научите его принимать поражения. Не стремитесь завышать требования, надеясь, что ребенок будет стремиться к лучшему. Это может только подорвать его уверенность в себе. Особенно болезненным для самолюбия малыша является сравнение с другими детьми. Если вы хотите стимулировать вашего сына или дочь, сравнивайте его достижения с тем, что было в прошлом, подчеркивая, что он многого достиг, а при желании может достичь большего: «Смотри, сегодня ты намного быстрее справился с домашним заданием, чем вчера».

Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать определенной долей самостоятельности. Ведь развитый ребенок и готовый к школе ребенок — это не тождественные понятия. Если ваш малыш умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

Еще один важный момент — это родительский настрой. Часто начало школьной жизни родители воспринимают не совсем позитивно, передавая свое настроение будущему первокласснику. Очень важно правильно настраивать ребенка на позитив: будешь учиться — станешь знаменитым инженером, пожарным, компьютерщиком... (тем, кем мечтает быть ваш малыш). Например, известный психолог и педагог Шалва Амонашвили, заходя в класс, здоровался со своими учениками таким образом: «Здравствуйте, будущие поэты, ученые, музыканты!», подчеркивая, что все без исключения дети талантливы. Нужно объяснять, что школа нужна для того, чтобы ты, доченька (сынок), стала самым лучшим поваром или отличным парикмахером... Главное, что ребенок должен взять от школы, — научиться получать знания и удовольствие от учебы, научиться дружить, стать уверенным в себе, в своих способностях и возможностях.

И главное условие успешной учебы — это не формирование потребности вызубрить что-то, а развитие так называемого пытливого ума. Собственно говоря, все дети изначально имеют такой ум, а вот задача школы и родителей — эту пытливость поддерживать, а не подавлять.

Родители также должны помнить, что полноценный сон очень важен не только для успешной адаптации в школе, но и в целом для психологического и физического здоровья малыша. Режим должен быть построен так, чтобы ребенок мог спокойно сделать все утренние ритуалы, обязательно позавтракать. Ведь спешка порождает излишнюю тревожность у малыша и боязнь опоздать в школу.

В начале школьного пути можно сказать ребенку, что иногда у его учительницы может быть другое настроение, не такое хорошее, как хотелось бы. И если она сегодня злится, это не значит, что она сердится на тебя, просто у нее плохое настроение, может быть, она плохо себя чувствует или ее кто-то расстроил. В этом случае ей нужно помочь, может быть, тише себя вести.

Ракурс: Можно ли и нужно ли сразу же отдавать первоклассника в новые секции и кружки? Это является большой нагрузкой для малыша или спорт способствует адаптации?

Н. Дмитришена: Конечно, все индивидуально. Но все же не стоит сразу отдавать ребенка в несколько кружков или секций. Это может быть непосильной нагрузкой, а также излишним стрессом для малыша. Последствием могут стать плохой сон, проблемы с желудочно-кишечным трактом. Беспокойный сон, подавленное настроение, усталость даже после небольших нагрузок, обидчивость, плаксивость или агрессивность, рассеянность, отсутствие уверенности в себе, стремление к одиночеству являются основными признаками стрессового состоянияу детей.

Пускай ваш первоклассник вначале адаптируется в школе, заведет новых друзей, почувствует себя компетентным, вот тогда и можно добавлять нагрузку. Ведь если ребенку нелегко дается школьная наука, он больше времени уделяет домашним заданиям, тогда встает вопрос: насколько будет оправданным нагрузить его еще и дополнительными занятиями? Спорт нужно выбирать очень осторожно и правильно. Плавание, например, полезно большинству, потому что благоприятно влияет на осанку ребенка. Занятия спортом также показаны для гиперактивных детей. Это хорошая смена деятельности и укрепление позвоночника. Вот только рекордов требовать не стоит.

Ракурс: Так что же позитивного, полезного, доброго родители должны сказать своему первоклашке на пороге школьной жизни? Какие дать ему напутствия?

Н. Дмитришена: Напутствия: «Веди себя хорошо!», «Слушай учительницу!» и «Не отвлекайся на уроках, иначе будешь плохо учиться!», часто даваемые родителями на пороге школы, нельзя произносить ни в коем случае! Ведь ваш ребенок делает шаг в новое и неизведанное, к тому же он совсем не собирается вести себя плохо, отвлекаться или шалить. Наоборот, он полон благих планов и добрых надежд. Ребенок способен из этих фраз вынести лишь угрозу и таким образом программирует себя на негатив.

Нужно задавать простые алгоритмы действий, которые кажутся очевидными нам, взрослым, но малыши часто в этих ситуациях теряются: «Если чего-то не понял, подними руку, спроси», «Если хочешь в туалет, подними руку и скажи: «Можно выйти?» и т. д. Эти простые слова дадут ребенку ощущение уверенности и безопасности. Но не стоит перегружать сына или дочку даже конкретными советами, ведь когда их много, голова может пойти кругом, трех-четырех будет достаточно.

Главное — родители и близкие должны показать ребенку свою любовь и безусловное приятие. Первоклассник должен быть уверен, что папа с мамой, бабушки и дедушки, брат и сестра будут любить его независимо от школьных успехов или неудач. Обнимите вашего повзрослевшего малыша перед школьным порогом, поцелуйте, еще раз скажите, как его любите и как радуетесь и гордитесь тем, что он уже вырос, что он — первоклассник!

Заметили ошибку? Выделите текст, который её содержит, и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати



Загрузка...



    Загрузка...