Новости
Ракурс

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Семья и взаимоотношения в ней являются причиной 80% стрессов у детей. Именно родители могут научить ребенка справляться с проблемами или, наоборот, усугубить их, а иногда даже стать причиной стресса. О стрессе у детей рассказывает семейный и детский психолог Наталья ДМИТРИШЕНА.


.

Ракурс: Жизнь современного человека невозможно представить без стрессовых ситуаций. Каковы основные причины стресса у детей?

Н. Дмитришена: Вначале давайте определимся, что такое стресс. Это состояние напряжения всего организма, мобилизация его ресурсов (прежде всего вегетативной, нервной и гормональной систем) для приспособления к изменившейся ситуации.

Стресс сопровождает человека с момента его рождения. Это механизм защиты внутреннего мира ребенка. Любое изменение привычного для него уклада жизни может привести к стрессу. Хотела бы отметить, что у детей разного возраста основные причины возникновения стресса также различны.

Главной стрессовой ситуацией для ребенка дошкольного возраста является разлука с мамой и близкими. Идет ребенок в детский сад или, не дай Бог, попадает без мамы в больницу — все это сильнейший стресс для малыша. Взрослые должны также знать, что просмотр телевизионных программ является одним из сильнейших стрессоров для неокрепшей детской психики. Причиной детского стресса в любом возрасте могут стать события в семье, например, развод родителей, переезд на другое место жительства или смерть домашнего питомца.

Часто ребенок испытывает стресс, когда рождается брат или сестра. Старший ребенок видит, что мама занята малышом, а он отходит на второй план, и ему от нее достаются только приказы: «Вымой посуду! Собери игрушки!». Для ребенка очень важна интонация, голос родителей. Ведь можно сказать по-другому: «Солнышко, помой, пожалуйста, посуду. Ты моя помощница, я тебя так люблю». Только своими действиями родители могут выразить свою любовь к ребенку. Но это ни в коем случае не материальные блага, дорогая одежда и игрушки.

Когда ребенок идет в школу, появляется другая почва для стрессов. Ведь дети в этом возрасте начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, появляется стресс оценочности: я не такой, как другие; я учусь не так хорошо, как отличник Сережа. Первые места в списке причин школьных стрессов занимают не только оскорбления, издевательства со стороны детей, но и натянутые отношения с учительницей, занижающей самооценку школьника. Если ребенка в школе дразнят — это тоже стресс.

Ракурс: Как можно помочь ребенку? Нужно ли родителям вмешиваться, если дочь или сына дразнят?

Н. Дмитришена: В этом случае взрослым лучше не вмешиваться, ведь решая проблемы за ребенка, они подтверждают его беспомощность. Лучше научить своего сына или дочь самим справляться с возникшими трудностями. Ни в коем случае не отмахиваться: сам решай свои проблемы! Лучше сказать: «Мы знаем, что у тебя это получится. И если не сегодня, то завтра точно!».

Ракурс: Не поделитесь секретами противодействия тем, кто обзывается?

Н. Дмитришена: Во-первых, постарайтесь объяснить ребенку, почему дети дразнятся. Некоторые боятся, что будут дразнить их (чаще всего эти дети уже имели такой опыт), поэтому предпочитают начинать первыми: лучше кого-то, чем тебя. Если я начну дразнить первый, все будут повторять за мной и дразнить другого, а меня оставят в покое. Дразнить могут также из зависти. Ребенку можно сказать, что тот, кто обзывается, скорее всего, просто хочет казаться лучше тебя. Есть три способа реагирования на «дразнилки»: игнорирование, отзеркаливание (точно такое же действие, то есть придумать прозвище и дразнить), а можно... перевести внимание на другой объект и подружиться. Ребенок может предложить обидчику игру в дразнилки: придумать меткое прозвище вороне, дворовой собаке — что подскажет фантазия. Выиграет тот, кто придумает более смешную дразнилку. Ребенку нужно пробовать, как влиять на ситуацию и стараться научиться обращать ее в свою пользу.

Кстати, полезно играть дома с детьми, например, в «обзывалки», а потом в «похвалялки»: на подсознательном уровне ваш сын или дочь сможет понять, что чувствует обзывающийся ребенок.

Ракурс: Как распознать стресс у ребенка? Всегда ли есть явные признаки?

Н. Дмитришена: Любой стресс имеет этапность. Первая стадия — перевозбуждение. Например, ребенок идет в школу в первый класс или после летних каникул. Все радостные, возбужденные, но это тоже стресс. Здесь присутствует волнение, повышенное эмоциональное состояние. Вторая стадия стресса — отрицание, агрессия: не хочу, не буду, не пойду. Ребенок чувствует, что ему не комфортно, но идти нужно. В этой стадии возможны раздражительность, гнев и даже агрессия. Эти эмоции позволяют ребенку «разрядиться». Наверное, многие родители могут припомнить случаи, когда сын или дочка наотрез отказывались делать уроки, идти в школу, дерзили. На этом этапе организм школьника продолжает активно сопротивляться воздействию стрессорного фактора и сохраняет работоспособность. Родители должны знать, что агрессия ребенка — это способ донести что-то важное и очень хорошо, если они это замечают и начинают реагировать. Однако нередко взрослые наказывают детей, отмахиваются от них, не дают стрессу выплеснуться, а ведь сильная эмоция обязательно должна быть завершена, в противном случае напряжение уходит внутрь. И очень важно помочь ребенку справиться со стрессом именно сейчас, чтобы в конечном итоге стресс не проявился в виде болезни.

На третьей стадии стресса наблюдаются «пассивные» отрицательные эмоции — депрессия и апатия. На этом этапе ребенок перестает «выступать» и «покорно» расстраивает родителей «тройками» и «двойками». Действие внешнего стрессора продолжается, но адаптация организма к комплексу стрессогенных факторов снижается, наступает стадия истощения. У ребенка появляется плаксивость, чувство безысходности и беспомощности — я ничего с этим не могу сделать. И на этом этапе уже намного сложнее работать.

На четвертой стадии стресс проявляется различными заболеваниями. Это уже психосоматика. Как еще ребенку остается реагировать?  Только болезнью. В детском возрасте последствиями неконтролируемого стресса могут быть неврозы, хронические головные боли, гастриты, язвенные колиты, астма, нейродермит, непроизвольное мочеиспускание, заикание. Порочный круг замыкается: ведь болезни еще более ослабляют организм и способствуют усилению стресс-реакции.

Стресс у ребенка может проявляться по-разному: потеря аппетита (или, наоборот, «заедание» проблем), учащенное сердцебиение, повышенная раздражительность, трудности с концентрацией внимания, частые простуды, сонливость, энурез. Если вдруг ребенок стал не таким, как раньше. Если у вашего сына или дочери пропадает улыбка на лице, желание что-то делать и познавать... Я призываю всех родителей обращать внимание на поведенческие моменты. «Ведь все было отлично, мы для него покупаем все лучшее, возили в Диснейленд, все только для него и чего ему не хватает?», — я часто слышу эти слова от родителей. А ведь ребенку не только это нужно...

«Ноги» стрессов растут прежде всего из семьи. Если ребенок не чувствует защищенности, понимания и принятия, он находится в стрессовом состоянии на разных уровнях. И хорошо, если он бунтует. А ведь многие родители радуются, что дети беспрекословно все выполняют, делают уроки, аккуратно собирают портфель... Со стороны все идеально. Но если ребенок при этом не проявляет эмоций, значит, с его чувствами что-то происходит. Дети не могут как роботы выполнять то, что хотят от них родители. На этом этапе у ребенка уже нет никаких желаний, и попробуйте их пробудить! У маленького человека пропадает вера в свои возможности.

Ракурс: Вспоминается нашумевший случай, когда мариупольские школьницы длительное время систематически издевались над своей одноклассницей и только благодаря тому, что шокирующее видео попало в интернет, об этом узнали. В этой истории потрясает не только жестокость девочек, но и то, что родители жертвы совершенно ничего не знали и не замечали... Ребенок не пришел с этим к своим родителям...

Н. Дмитришена: Девочка не обратилась за помощью к ним потому, что знала: они, скорее всего, отмахнутся. А ведь дети в любой ситуации должны чувствовать защиту, поддержку родителей.

Ракурс: Можно ли повысить устойчивость ребенка к стрессу и минимизировать его влияние?

Н. Дмитришена: На любом новом этапе в жизни вашего ребенка очень важна подготовка, адаптация. Ведь стресс — это неподготовленность к каким-то событиям. Например, перед поступлением в детский сад родители должны рассказывать своим малышам, что это и для чего. Но не общими словами, мол, садик — это хорошо и весело, там много игрушек и друзей. Ведь то, что нам, взрослым, кажется незначительным, у детей может вызвать негативные эмоции: для некоторых детишек даже непривычная еда в саду может стать причиной стресса, а незнакомый запах стать раздражителем. Я бы посоветовала родителям почитать меню детского сада и попробовать приготовить дома что-то подобное. На площадке, где ребенок играет с другими детьми, родители могут провести аналогию и рассказать, что в садике тоже все детки разные: некоторые могут драться или толкаться, но мы вместе сможем научиться с этим справляться. И только пройдя это испытание, ты станешь сильным и смелым. Тогда ребенок понимает, что должен это пройти, но чувствует при этом поддержку мамы и папы. Нужно также объяснять будущему «садиковцу», что воспитательницы  — обычные люди, у них может быть разное настроение. Но это не значит, что ты в чем-то виноват и ты плохой. Может быть, сегодня у нее просто болит голова или кто-то воспитательницу обидел.

Уменьшить восприимчивость к стрессу у ребенка помогает в первую очередь принятие его таким, каков он есть. Ведь родители часто рисуют себе идеальный образ: ведем своего первоклашку в школу и уже представляем, что он будет отличником, победителем всех олимпиад, все будут его хвалить, он будет со всеми дружить. Со временем приходит разочарование: ребенок не так аккуратно пишет, как хотелось бы, не так быстро все «схватывает». Родительское разочарование может вызвать стресс у ребенка: я не оправдал надежд моих любимых мамы и папы...

Повторюсь: агрессивное поведение ребенка может быть признаком его вхождения в стрессовое состояние. Во время возрастных кризисов следует быть предельно внимательными и стараться примерять на себя его эмоции, представлять, что чувствует сын или дочь, когда впервые идет в детсад, школу, когда родители начинают ссориться.

Эмоциональные нагрузки должны компенсироваться физическими. Посещайте с ребенком бассейн, катайтесь на велосипеде или занимайтесь другим любимым видом спорта. Как известно, физическая активность способствует выработке «гормонов счастья», которые помогают справиться со стрессом.

Очень важно соблюдение режима. Это дает детям ощущение стабильности, нормализует настроение и поведение.

Родители должны знать, что ребенок, единожды переживший стресс неправильно, имеет повышенную уязвимость, и каждый последующий стресс будет переживать еще более глубоко.

Не все дети подвергаются стрессу в одних и тех же ситуациях и одинаково реагируют на эмоциональное напряжение. И мы, взрослые, не в силах уберечь ребенка от всех жизненных сложностей, но можем научить, в том числе своим примером, правильно справляться с ними. Устойчивость к стрессу закладывается в семье и только когда ребенок чувствует, что есть защита — его родители, ему не страшно идти в сад, школу и самостоятельную жизнь. 


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter