• Новости мира
  • Правовые новости
  • Погода
  • Новости Украины
Ракурс

Реформа власти в регионах — путь Украины из кризиса Реформа твоей страны

В Киеве — абсолютная концентрация финансов и полномочий. Центральная власть боится делегировать полномочия на места, опасаясь пропустить момент, когда в регионах люди осознают возможность существования без центра.

Отношение к Украине сегодня неоднозначное. Российские власти полагают, что у нас все плохо, европейцы соглашаются с подобным замечанием. Разница в том, что Москва считает украинцев негодяями и предателями, Брюссель же далек от подобных оценок. За несговорчивостью киевских лидеров относительно своих северо-восточных коллег, как всегда, стоит экономика, основанная на нежелании разделять прибыль, полученную на нашей территории, да к тому же страх последующей потери политического влияния. Москве нужны подчинение и лояльность: ничего, кроме этого, никогда не озвучивалось. Брюссель хочет несколько иного — развития торговли, заботы об окружающей среде и внимания к региональному развитию нашей страны. Вильнюсский сейшн как раз направлен на углубление и либерализацию торговых связей, никакие  иные задачи не стоят. Это не интеграция в ЕС, а вариант сотрудничества с соседями. Для того чтобы привести в понятное состояние торговые отношения, оговариваются технические регламенты, требующие экономической и социальной модернизации.

Одна из основных проблем — отсутствие средств, необходимых для реформирования. Стабильно-критическое состояние отечественной экономики и нерациональные действия властей подтверждаются нынешними показателями. Евросоюз готов участвовать в формировании политики правительства в этом секторе, собирается обозначить индикаторы, к которым нужно стремиться, и риски, которые необходимо минимизировать. Европейцы настаивают на том, что средства они будут предоставлять только по достижении подобных индикаторов. Россияне, зазывая нас в Таможенный союз, не требовали никаких перемен. В случае с реформированием под стандарты Европы следует ожидать ревизоров, которые станут отслеживать справедливость и пошаговость расходования средств и уточнять методику их вложения.

Современное государственное устройство определяет Украину как унитарное (от лат. unitas — единство) государство с единым центром и высшим органом власти, единой правовой системой. Несмотря на это, в Европе существует понимание того, что региональное развитие должно реформироваться и совершенствоваться. Центр, Восток, Запад и Юг, особенно Крым, требуют разных подходов и различных решений. На сегодняшний день в Киеве — абсолютная концентрация финансов и полномочий, приводящая к полному отказу от понятия «региональная политика». Это тревожит западных наблюдателей, которые настаивают на изменении положения.

Любое государство — это прежде всего люди. В Украине уже много лет не проводят перепись населения. Последнее подобное мероприятие было в 2001 году, тогда как согласно рекомендациям ООН перепись должна проходить раз в десять лет. Вторую Всеукраинскую перепись планировали провести в 2011 году, но она уже несколько лет регулярно откладывается. Последнее решение Кабмина перенесло ее на 2016 год. Сейчас основные показатели, по которым строятся государственные и региональные планы, можно выяснить лишь приблизительно. По разным оценкам, население Украины составляет от 37 до 45,5 млн человек. Имеются в виду граждане, которые постоянно проживают в стране. В Украине, согласно докладу Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, проживают более 5 млн мигрантов. Достаточно крупный миграционный коридор между Россией и Украиной — около 3 млн человек в обе стороны. Наши сограждане едут за рубеж, так как не в состоянии заработать на Родине достойные деньги. В первом полугодии переводы из-за границы превысили 3,8 млрд долл. только по официальным каналам, что составляет более 4,5% национального ВВП. Кто, куда и откуда уезжает работать за границу, должно быть интересно не только иностранцам, но и нашему государству. За границей сегодня работают 6,5 млн мигрантов — наших земляков, классических иностранных инвесторов. Потому что перевод денег заробитчанином в Украину по-другому назвать трудно.

Еще одной региональной проблемой можно назвать безработицу, уровень которой в Украине, согласно методике расчета Международной организации труда (МОТ), составляет 8%. Если бы люди не работали за рубежом, уровень безработицы достиг бы 15%. Столь же острая для государства проблема — трудоустройство населения в теневой сектор экономики, что, безусловно, является и региональной головной болью.

В разных регионах по-разному выглядит разрыв между доходами тонкой прослойки богатых людей и все возрастающего количества бедных. Средний показатель по стране превышает 40 раз. Подчеркиваю — разрыв увеличивается. Особенно это заметно в депрессивных регионах, лидером которых остается Восток Украины, где традиционно низкое качество жизни. В то же время западные регионы, которые также традиционно считаются одними из самых бедных, по качеству жизни оказываются наверху. Неразвитая здесь промышленность компенсируется хорошей экологией и высокими стандартами общественной жизни, с ориентацией на европейскую систему ценностей. Массово работающие за рубежом граждане, пересылающие деньги на Родину, также вносят значительную лепту в благополучие местной жизни. Еще один пример — Харьковская область. Бывшая столица государства здесь — безусловный фаворит, но и другие города и села области доказывают, что одной лишь эксплуатацией природных богатств жизнь людей счастливее не сделаешь.

Нынешнее состояние государства следует обозначить как кризисное; такое состояние требует санации (оздоровления). Создание развитого центра и построение вертикали управления в Украине нежизнеспособно: слишком различны регионы как социально, так и экономически. Поэтому для Украины оптимален вариант, при котором образуются надежные горизонтальные связи. Это касается усиления роли регионов в выводе страны из положения, в котором она нынче находится. Невозможно решать проблемы Львова, Одессы и Донецка из центра. У территориальных общин уникальные проблемы и пути их решения. Городской бюджет десятитысячного поселка вовсе не должен в 10 раз отличаться от бюджета стотысячного города, и деньги эти должны появиться не тогда, когда Киеву в голову придет, а строго по разработанному плану. Сейчас в Госказначействе заблокирована огромная сумма, которую недополучили местные бюджеты. Даже если города изыскали посторонние средства, не рассчитывая на помощь из центра, то из-за блокировки незащищенных расходных статей бюджета местные общины не могут ими воспользоваться. В связи с этим еще раз хочется сказать о децентрализации властных и управленческих решений. Это можно назвать реформированием регионализма.

Центральная власть боится делегировать полномочия на места, опасаясь пропустить момент, когда в регионах люди осознают возможность существования без центра. Современная особенность построения государственного управления такова, что социальные лифты не работают. Пришедшее к власти первое лицо окружает себя несменяемыми физиономиями, и возникает ощущение, что наверх не доходят не только люди, но и информация о том, что происходит внизу.

При реформировании регионов хорошо проявляет себя создание кластеров (англ. cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которые можно рассматривать в качестве самостоятельной единицы, обладающей определенными свойствами. Типичным градостроительным кластером можно назвать жилой квартал со всей возможной инфраструктурой, обеспечивающей жителям полный набор городских функций. За рубежом по этому принципу строятся всевозможные «силиконовые долины», но это вовсе не означает, что нельзя организовать подобный проект при производстве продуктов для депрессивных восточных регионов или создать туристический кластер для Крыма либо Одессы. Способ создания подобных проектов понятен иностранцам, такие объекты высокорентабельны, и можно рассчитывать не только на гранты под такие идеи, но и на полноценные инвестиции. Результатом может стать стабильно работающий региональный бизнес, с созданием новых рабочих мест и перспективами роста.

За реформу в регионах и ЖКХ отвечает Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины. Министерство, в котором за последние три года сменилось шесть министров вместе с их командами. Проблемы этой сферы неисчислимы: она сильно коррумпирована, чиновники не несут практически никакой ответственности за свои действия или бездействие, отсутствует открытая и понятная политика формирования тарифов в сфере ЖКХ, нет конкуренции на этом рынке, качество услуг оставляет желать лучшего, а обычный гражданин не может надлежащим образом защитить свои права как потребитель этих услуг. Украина переживает отток инвестиций, и задача руководства страны — создать условия, при которых было бы возможно вкладывать средства в ожидании получения стабильной прибыли.

Разработать проекты эксплуатации объектов на основе концессии (от лат. concessio — разрешение, уступка) с передачей в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих государству. С обусловленной системой контроля за переданными объектами.

Спланировать и начать создавать торговые центры (хабы). В Украине они появились и без чиновничьего вмешательства: всем известны оптовые рынки Харькова, Одессы и Черновцов. Это не значит, что создание новых торговых узлов невозможно, достаточно вспомнить, что на территорию Украины из Европы заходит в нескольких местах узкая железнодорожная колея, например до города Ковель, что в глубине Волынской области. Логично разрабатывать планы и создавать в подобных местах инфраструктуру, если уж мы нацелились активнее торговать с Европой.

В регионах Украины огромное количество экологических проблем, под решение которых Европа готова выделять деньги. Нужно лишь понятно сформулировать и потом выделенные средства все не украсть. В ЕС перерабатывается 95% бытового мусора, у нас — только 10%, явно есть куда расти. В Украине варварски застраиваются берега рек, озер и морей — денег для наведения порядка не нужно никаких. Достаточно проявить донецкое мастерство в управлении процессом и енакиевскую волю в наказании тех, кто выходит за рамки Закона.

О региональных реформах мы говорим еще и потому, что в преддверии выборов социально-экономическая составляющая оказывает мощнейшее влияние на их результат. Остается пожелать не тянуть с реформой второго слова в названии правящей сегодня партии.

Заметили ошибку? Выделите текст, который её содержит, и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати



Загрузка...



    Загрузка...