• Новости планеты
  • Правовые новости
  • Погода
  • Новости Украины
Racurs.ua

Что означает принятие Перечня стран с низкими налогами для украинского бизнеса? Консультация

15.01.2014 10:46 Комментарии

Дмитрий Рябикин, юрист Sayenko Kharenko

25 декабря 2013 года распоряжением Кабинета министров Украины №1042-р был утвержден Перечень государств и территорий, ставки налога на прибыль (корпоративного налога) в которых на пять и более процентных пунктов ниже, чем в Украине (далее — Перечень).

Перечень будет применяться в целях осуществления налогового контроля над трансфертным ценообразованием.

Перечень включает в себя 73 государства и территории, ставка налога на прибыль в которых на пять и Дмитрий Рябикинболее процентных пунктов ниже, чем в Украине.

Помимо традиционных офшорных юрисдикций, Перечень включает в себя многие европейские, африканские и латиноамериканские государства и территории, а также некоторые страны СНГ.

Среди прочего в Перечень входят такие государства, как Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Грузия, Ирландия, Кыргызстан, Кипр, Люксембург, Македония, Малайзия (федеративная территория Лабуан), Мальта, Марокко, Молдова, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Парагвай, Сингапур, Судан, Узбекистан, Черногория, Швейцария и проч.

Для понимания механизма применения Перечня в контексте трансфертного ценообразования необходимо рассмотреть определение «контролируемых операций».

Контролируемыми операциями, среди прочего, являются операции, одной из сторон которых является нерезидент, зарегистрированный в государстве (на территории), внесенном в Перечень, при условии, что общая сумма операций, осуществленных плательщиком налогов с каждым подобным контрагентом, составляет либо превышает 50 млн грн (без учета НДС) за определенный отчетный период.

Плательщики налогов, которые на протяжении отчетного периода осуществляли контролируемые операции, обязаны предоставлять отчет о контролируемых операциях Министерству доходов и сборов Украины (далее — Министерство). Непредоставление либо несвоевременное предоставление плательщиками налогов информации о контролируемых операциях в Министерство является основанием для проведения налоговой проверки. В случае, если по результатам проверки определены факты отклонения цены, примененной в контролируемой операции, от обычной цены, Министерство может осуществить доначисление плательщику налогов налоговых обязательств, а также применить штрафные санкции.

Так, в случае непредоставления плательщиком налогов отчета и/или обязательной документации об осуществленных им в течение отчетного периода контролируемых операциях Министерство может применить штрафы в размере:

5% от общей суммы контролируемых операций — в случае непредоставления отчета о контролируемых операциях;

— (применительно к крупным плательщикам налогов*) 100 размеров минимальной заработной платы (на сегодняшний день — 121 800 грн) — в случае непредоставления единого документа, составленного в свободной форме, содержащего следующую информацию:

а) данные о связанных лицах, позволяющие их идентифицировать (включая наименование государств (территорий), налоговыми резидентами которых являются такие лица);

б) данные о группе, в том числе структура группы, описание деятельности, политика трансфертного ценообразования группы;

в) описание контролируемой операции, условия ее проведения (цена, сроки и прочие обязательные условия договора);

г) описание товаров (работ, услуг), включая физические характеристики, качество и репутацию на рынке, страну происхождения и производителя, наличие товарного знака и прочую информацию, связанную с качественными характеристиками товара (работы, услуги);

д) условия и сроки осуществления расчетов по контролируемой операции;

е) факторы, влияющие на формирование и установление цены;

ж) сведения о функциях связанных лиц, являющихся сторонами контролируемой операции; об использованных ими активах, связанных с данной контролируемой операцией; экономические (коммерческие) риски, которые такие лица учитывали во время осуществления контролируемой операции (функциональный анализ и анализ рисков);

з) экономический анализ;

и) результаты сравнительного анализа коммерческих и финансовых условий операции;

й) сведения об осуществлении плательщиком налогов пропорционального корректирования налоговой базы и сумм налога (в случае осуществления).

При этом переходные положения Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) предусматривают, что штрафные санкции за нарушение норм статьи 39 НКУ (Трансфертное ценообразование), совершенные в период с 1 сентября 2013 года по 1 сентября 2014 года, применяются в размере 1 грн за каждое нарушение. Данное положение в частности применяется за занижение налоговых обязательств за период с 1 сентября 2013 года по 1 сентября 2014 года вследствие применения плательщиком налогов в контролируемых операциях цен, не соответствующих уровню обычных цен (определенное самостоятельно плательщиком налогов либо по результатам налоговой проверки). Однако данное положение не распространяется на штрафные санкции, описанные выше, а именно в случае непредоставления отчета о контролируемых операциях.

В результате принятия Перечня украинским предприятиям, закупающим/продающим товары, работы и услуги у компаний, зарегистрированных в государствах и территориях, включенных в Перечень, теперь будет необходимо подавать отчет об осуществлении контролируемых операций в Министерство в случае, если сумма таких операций с одним иностранным контрагентом составляет либо превышает 50 млн грн. При этом подобный отчет должен содержать достаточное количество оснований для подтверждения того, что сделки с иностранным контрагентом осуществляются по обычным ценам.

* крупным плательщиком налогов считается юридическое лицо, объем дохода которого от всех видов деятельности за последние четыре последовательные налоговые (отчетные) квартала превышает 500 млн грн либо общая сумма уплаченных в государственный бюджет Украины налогов за такой же период превышает 20 млн грн.



Заметили ошибку? Выделите текст, который её содержит, и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати



НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ








    НОВИНИ ПАРТНЕРІВ