среда, 29 марта 2017

Racurs.ua

Эксперты: Женщины массово подвергаются дискриминации в трудовой сфере

Некоторые работодатели требуют от девушек или молодых женщин давать письменные обязательства, что те не будут в течение двух-трех лет выходить замуж или рожать детей.

В рамках адаптации украинского законодательства к законам ЕС Украине придется разработать ряд антидискриминационных законов. Сейчас действует только первый базовый закон — «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине», который, появившись в сентябре 2012 года, был призван начать движение Украины в этом направлении. Однако на нем все и закончилось. Другие законодательные инициативы по вопросу противодействия дискриминации до сих пор не нашли воплощения. Пока государство пробуксовывает, общественные организации взялись за дело: сразу четыре крупные общественные объединения совместными усилиями написали меморандум о противодействии дискриминации в трудовой сфере, который должен дать ориентиры, выработать концепции для будущего законотворчества политиков. Этот меморандум был поддержан компанией «ЛИГА: Закон», Европейской бизнес-ассоциацией и Торговой палатой США.

Когда мы говорим о дискриминации, то почему-то в первую очередь представляем секс-меньшинства и ВИЧ-позитивных людей. Вероятно, потому, что именно об этих уязвимых группах говорят чаще, причем в совершенно разных контекстах. Не спорю, что таким людям в нашем консервативном обществе живется нелегко, но принадлежность к таким группам, как правило, на лице не написана. Геи в обычной жизни в перьях и на каблуках не ходят. И в паспорте эта пикантная особенность не указана. Вряд ли и на собеседовании работодатель спросит, с кем именно вы предпочитаете спать, или потребует медицинскую справку об отсутствии ВИЧ-инфекции (если речь идет об обычных профессиях). Поэтому не думаю, что это может как-то помешать трудоустройству. На самом же деле есть огромное количество людей, которые сталкиваются с дискриминацией в трудовой сфере значительно чаще, — это женщины, инвалиды и люди «за 40».

В рамках вышеупомянутого меморандума одно из общественных объединений — Женский консорциум Украины проводит масштабное аналитическое исследование о труде женщин и соблюдении их прав в трудовой сфере. Исследователей интересуют следующие данные: количество женщин среди общего числа работников компаний; из них количество женщин с высшим образованием; количество женщин, находящихся на руководящих должностях в компаниях и участвующих в принятии политических, финансовых, организационных и управленческих решений. Кроме того, отдельный блок вопросов касается увольнений работников — как мужчин, так и женщин: количество уволенных женщин и причины увольнений. Также экспертов интересует наличие гибкого графика работы и для мужчин, и для женщин; сверхнормативная работа; наличие корпоративных политик, направленных на баланс трудовых и семейных обязанностей.

«Нас интересует, каким образом женщина может достичь желаемого баланса в распределении своего времени между семьей и работой; положительно ли в компании относятся к отпускам по уходу за ребенком (это может касаться не только женщин, но и мужчин); создаются ли условия для дневного ухода за детьми в то время, когда женщина работает; обеспечены ли условия для горячего питания работников (это важный аспект с точки зрения комфортных условий работы). Нас интересует также, применяет ли компания социально-медицинское страхование в поддержку репродуктивного здоровья работников», — рассказывает Лариса Магдюк, эксперт по гендерным и социальным вопросам.

Отдельный блок вопросов касается информационного пространства. Прежде всего, эксперты изучают объявления о вакансиях, которые подают компании. Если в них указан пол, возраст, желательная внешность претендента на вакансию (просят добавить фото, иногда даже в полный рост), — это и есть типичное проявление дискриминации. Такими объявлениями дискриминируют тех, кто постарше, не совсем привлекательный или просто не того пола. Также исследуется реклама, при помощи которой компания заявляет о своей продукции или о себе как организации. Эксперты изучают как изображения, так и тексты.

Они смотрят, применяет ли компания для рекламирования себя изображения исключительно привлекательных женщин и мужчин, которые якобы упорно и тяжело работают, а выглядят, будто только что с курорта, как модели на подиуме. Исследуют, какие образы создает компания для изображения себя, кого и как показывает. Например, кого изображает руководителем, а кого подчиненным? Изображает ли женщин как руководителей? Какими? Часто женщины-руководители в таких рекламных материалах выглядят жесткими и агрессивными, в то время как мужчина-лидер выглядит спокойным и сильным. То есть эксперты смотрят на содержательное, информационное наполнение рекламы, на транслируемый компанией «месседж» и анализируют, насколько комфортно сотрудники чувствуют себя в компании, насколько их рабочие условия соответствуют настоящим демократическим требованиям недискриминации.

Опросы компаний еще в разгаре, поэтому окончательных результатов пока нет, но есть определенные тенденции, которые стали заметны еще до проведения исследования. Разрабатывая перечень вопросов, Женский консорциум Украины собрал данные других исследований.

«Мы увидели интересную, но очень неприятную картину. Дискриминация на рынке труда ощущается женщинами до 35 лет — из-за так называемой декретофобии среди работодателей (их также ужасает и наличие у претендентки малолетних детей, ведь она будет часто брать больничный. — Авт.). Практически каждая молодая женщина при трудоустройстве должна ответить на вопрос, есть ли у нее семья, дети, планирует ли их иметь, а если собирается, то кто будет за ними ухаживать. Я столкнулась с такой практикой: некоторые работодатели требуют от девушек или молодых женщин давать письменные обязательства, что они не будут в течение двух-трех лет выходить замуж или рожать детей. Вот вам и истоки демографического кризиса.

Другая группа, испытывающая дискриминацию, — это женщины после сорока лет. Вырисовывается странная картина: женщине подняли пенсионный возраст до 60 лет, но уже с сорока лет, когда женщина в расцвете своих сил, энергичная и ответственная, она считается многими работодателями «женщиной предпенсионного возраста», старой и некрасивой. Некоторые не хотят брать на работу таких женщин из-за того, что они «шибко грамотные» (т. е. умеют отстаивать свои права и не дадут превратить себя в рабыню Изауру. — Авт.). Получается, что женщина уязвима с точки зрения трудоустройства до 35 лет и после 40, то есть работодатель дает ей шанс устроиться на работу только в эти пять лет. Это и есть настоящая дискриминация», — говорит Л. Магдюк.

Работающие женщины постоянно находятся в рисковой ситуации из-за возможного увольнения: как показывает практика и аналитические исследования, женщин увольняют чаще, им труднее удержаться на работе.

Дискриминация по возрасту, так называемый «эйджизм», и из-за внешности (привлекательная-некрасивая, худая-толстая) являются самыми распространенными. Также исследования подтвердили и такую массовую дискриминацию по половому признаку, как профессиональная сегрегация, когда женщине или мужчине почти закрыт путь к профессиям, которые стереотипно считаются мужскими или женскими, даже если человек способен выполнять такую работу. Особенно это касается хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Кстати, об оплате труда. Еще одно проявление дискриминации женщин в трудовой сфере (это даже признано государством, об этом отчиталось Минсоцполитики) — значительная разница в оплате труда для женщин и мужчин на одинаковых должностях. В среднем по Украине такой разрыв составляет 30%. В Киеве — до 18% , в восточных областях — до 42%. При этом практика показывает, что женщины на аналогичных с мужчинами должностях работают более настойчиво, выполняют больший объем работы, тратят значительно больше времени на служебные обязанности, работая сверх нормы. И это при том, что женщина у нас традиционно считается «хранительницей домашнего очага», то есть на нее возложены еще значительные домашние обязанности.

Распространенным является проявление дискриминации женщин и по образовательному признаку. Причем, как это ни парадоксально, чаще под дискриминацию подпадают именно образованные женщины, у которых чрезмерная квалификация для определенного рабочего места. В таких случаях работодатели предпочитают женщину с недостаточным уровнем образования и квалификации. Но ведь женщины становятся такими излишне образованными не по доброй воле, их к этому вынуждают обстоятельства. Ситуация на рынке труда очень нестабильная, а женщинам легче подстраиваться под обстоятельства — не будучи востребованными в своей профессии, они идут получать еще одно образование, повышать квалификацию. Но как потом в полной мере реализовать свой потенциал, применить все свои знания и навыки, когда вообще трудно найти достойную работу, особенно, если тебе за 40 или за 50?

Для того, чтобы уменьшить или даже ликвидировать эти дискриминационные риски, не нужно изобретать велосипед. В период с 1996 по 2010 годы в Украине была разработана нормативно-правовая база по защите прав человека, в частности по обеспечению равных прав и возможностей для женщин и мужчин.

«Женский консорциум был привлечен к написанию тех правовых актов, мы глубоко изучили опыт стран Европы, США и Канады и даже лучшие практики стран бывшего Советского Союза. Но те достижения оставались лишь де-юре. После 2010 года эти правовые акты стали еще более рамочными, произошли определенные их трансформации не в лучшую сторону. Однако полностью исключать эти наработки было бы нерациональным, нужно еще раз тщательно изучить эту нормативно-правовую базу, возможно, вернуться к предыдущей версии и внести актуальные дополнения и изменения с учетом ассоциативного членства Украины в ЕС», — добавляет Л. Магдюк.

Радует, что пока политики и государство неторопливо выжидают, общество взялось самостоятельно регулировать некоторые сферы, где проявление гендерной дискриминации особо ощутимо, в частности, рекламу. Рекламисты и маркетологи подали бизнес-среде хороший пример, разработав в 2011 году Стандарты недискриминационной рекламы по признаку пола. Эти стандарты подписали и начали применять как документ саморегулирования крупные и известные компании в Украине. Ассоциация наружной рекламы Украины проводит мониторинг объявлений, рекламных продуктов в части наличия в них дискриминационной составляющей по признаку пола.

Председатель Женского консорциума Украины Мария Алексеенко в свою очередь добавила, что ранее жалобы о нарушении трудовых прав женщин поступали исключительно из частного сектора экономики, однако в последние годы все чаще женщины стали жаловаться на ущемление их трудовых прав в государственном секторе. Происходит, например, сокращение штатных расписаний, увольнение работников, не соответствующее действующему законодательству. «Государство не справляется со своей основной обязанностью — защитой прав человека, и показывает это своими действиями. В противоположность этому, бизнес может и должен показать другой стандарт обращения с людьми, направленный на их развитие и обеспечение равных прав и возможностей», — заключает М. Алексеенко.

По материалам круглого стола «Влияние адаптации антидискриминационного законодательства на частные компании в рамках ассоциации Украины с ЕС», который проводился агентством «ЛИГАБизнесИнформ».

Заметили ошибку? Выделите текст, который её содержит, и нажмите Ctrl+Enter
Расскажите об этом друзьям:
Версия для печати



НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ










    НОВИНИ ПАРТНЕРІВ