Новости
Ракурс
Суд Соломона. Рафаэль Санти

Идеальный судья: компетентный, нравственный и не очень молодой

Каждый из нас, граждан, хочет, чтобы судья, рассматривающий его дело, был неподкупным, беспристрастным и профессионально компетентным, то есть в совершенстве знал законы, умел их правильно применять и не поддавался давлению и соблазну. Но, кроме этого, важно и то, как судья ведет себя в заседании, как ориентируется в жизненных коллизиях и насколько понимает мотивацию сторон, то есть, насколько он эмоционально компетентный и зрелый человек.


.

Сегодня конкурсный отбор на должность судьи предусматривает, в частности, экзамены по  профессиональным знаниям. Среди юридического сообщества именно судьи считаются наиболее квалифицированными юристами. Тем не менее, бывают досадные случаи, когда судья проявляет элементарное незнание законов или не умеет их применять. Александр Волков, руководитель Главного управления по вопросам судоустройства и правовой политики АПУ, приводит почти анекдотический пример о судье, который разрешил приватизацию объекта культурного наследия. В судебном решении он написал, что закон о предпринимательстве имеет приоритет над законом о защите культурного наследия, потому что был принят позже... Так что же это, конкурсное сито недостаточно мелкое, чтобы отсеять неучей? А может, дело в том, что человек, попав раз и навсегда в заветное кресло, перестает к чему-то стремиться, самосовершенствоваться?

Член Совета судей Людмила Соломаха отмечает, что некоторые судьи действительно не желают повышать квалификацию, заниматься самоподготовкой. «Я всегда говорю, что судья — это вечный студент, который должен ежедневно читать законы. Даже если ты уже 25 или 45 раз применял один и тот же закон, перед вынесением решения все равно должен его перечитать, посмотреть, не внесены ли в этот закон изменения», — добавляет Л. Соломаха.

«Судья, которого назначили 10 лет назад, и с тех пор он не прочитал ни одного из законов, которые меняются достаточно часто, — это не судья. Он перестает выполнять свои обязанности», — уверен Александр Волков. Что же мешает таким судьям поддерживать и повышать свой профессиональный уровень? И огромное количество кропотливой работы, и просто нежелание...

Как бы то ни было сейчас, у нас есть надежда, что судебная реформа сделает отбор совершенным, а обучение судей — длительным и более насыщенным, а главное — систематическим. По крайней мере, такие попытки есть. В президентском законопроекте «О внесении изменений в ЗУ «О судоустройстве и статусе судей»» внесены следующие нормы: «Судья обязан систематически совершенствовать свой профессиональный уровень, поддерживать и развивать профессиональные навыки (умения), не реже одного раза в три года проходить аттестацию в подтверждение или повышение квалификационного класса судьи».

Очевидно, эта норма была внесена по рекомендации Комитета министров Совета Европы №12/2010 об обязанностях судьи, в которой сказано, что судья обязан систематически поддерживать и развивать свои профессиональные навыки.

Впрочем, профессиональные знания и навыки — только часть необходимых качеств судьи. Нельзя забывать, что судья — это должностное лицо, которому законом доверено решать судьбы людей, причем по собственному усмотрению в пределах нормы закона. Наиболее ярко эти индивидуальные дискреционные полномочия проявляются в делах, связанных с уголовным и административным правом, с наказанием за преступление и проступок, избранием меры пресечения. Именно судья решает, лишать ли человека свободы и на какой срок, представляет ли он угрозу для общества и др.

Профессор права КНУ им. Т. Шевченко Николай Хавронюк посетил в Португалии школу судей и был удивлен: кандидаты на должность судьи не сдают там экзамены на знание права (они априори должны быть осведомлены в правовых вопросах), однако постоянно проходят тесты на справедливость, нравственность. Будущим судьям дают задачу, которую нужно решить — вынести судебное решение. Если решение вполне законное, но несправедливое — тест не сдан. Такого человека отбраковывают, он не может быть судьей, потому что не чувствует, что нравственно, а что — нет, что справедливо, а что — нет. Как же он может работать судьей?

Народный депутат трех созывов Степан Хмара уверен: «Всегда нужно помнить, что высший закон — это нравственный закон. И на это в первую очередь нужно обращать внимание при подборе кадров. Надо, чтобы в судьи попадали только добропорядочные люди».

Автор учебника по юридической этике профессор Александр Кобликов утверждает, что совесть судьи  должна быть спокойна как при осуждении, так и при оправдании, а мотивы, которыми он руководствуется, должны быть чистыми и морально безупречными. Судья должен быть гуманным. Жестокий человек, который видит в участниках процесса лишь «средство», не подходит для судебной работы.

На самом деле, справедливость — понятие субъективное. Каждый понимает ее по-своему. И все же есть какое-то общее или подобное видение справедливости и несправедливости, продиктованное социокультурной средой, совместно выработанными нравственными принципами. Мудрый человек, имеющий жизненный опыт, более четко чувствует моральную норму, разницу между общепринятыми справедливостью и несправедливостью.

В юридической среде уже давно идут разговоры о том, что нужно пересмотреть возрастной ценз кандидатов на должность судьи. Юристы предлагают разный «стартовый» возраст — и 30–35 лет, и даже 35–40 лет.

Игорь Бондаренко, заместитель министра юстиции, говорит, что Минюст поддерживает увеличение возрастного ценза для кандидатов на должность судьи хотя бы до 30 лет, а также увеличение стажа работы в отрасли права — до 5 лет: «Человеку 22–23 года, он только закончил вуз, год–два поработал, научился как-то писать исковые заявления — и уже претендует на судейскую должность. Что он знает о жизни? Как он будет судить?»

«Методические рекомендации относительно определения соответствия лица, претендующего на должность судьи, выдвигаемым критериям (Критерии подбора судей)» были наработаны при содействии проекта «Украина: верховенство права» рабочей группой по разработке перечня судейских зарактеристик, в состав которой вошли представители Совета судей, ВККСУ, ВСЮ, Академии правовых наук, Академии судей и др. Методические рекомендации содержат перечень направлений, по которым должно оцениваться лицо, претендующее на должность судьи, предлагаются различные методики определения соответствия кандидата на должность судьи соответствующим критериям. Одним из таких методов является собеседование.

К перечню персональных качеств, которые должны оцениваться, предлагается отнести такие:

— стремление к профессиональному развитию;

— решительность и оперативность;

— уверенность в своих силах, зрелость, способность противостоять давлению;

— логичность, аналитический ум и критичность мышления;

— умение эффективно слушать;

— трудолюбие и исполнительность;

— честность, порядочность, справедливость;

— личное достоинство и самоуважение.

Все эти качества у кандидата на должность судьи можно обнаружить (методические рекомендации достаточно подробно и четко рассказывают, как именно), было бы желание.

 

Эта публикация была подготовлена при поддержке американского народа, предоставленной через Агентство США по международному развитию (USAID) в рамках проекта «Справедливое правосудие». Взгляды авторов и отдельные мнения, высказанные в материале, не обязательно отражают взгляды Агентства США по международному развитию или правительства Соединенных Штатов Америки.

.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter