среда, 18 января 2017

Racurs.ua

Демонстративная ностальгия по СССР грозит лишением свободы

Ностальгические настроения некоторых украинцев подогревались извне, например, российскими сериалами о наивном, но замечательном советском прошлом, где все было дешево и справедливо. «Мы хотим жить в России» на самом деле означает «Мы хотим назад в СССР»

9 апреля 2015 года Верховная Рада Украины приняла Закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики». Закон был инициирован Олегом Ляшко, Викторией Сюмар, Ганной Гопко, Юрием Луценко и другими депутатами от правящего блока. Интересно, что над его созданием вместе трудились как бывшие советские «мажоры» Андрей Кожемякин (сын генерала КГБ) и Юрий Луценко (сын первого секретаря Ровенского обкома КПУ), так и Юрий-Богдан Шухевич, сын лидера ОУН Романа Шухевича. Кому как не Юрию-Богдану Романовичу знать, что такое ужасы тоталитарного режима: его сослали в Сибирь в 11-летнем возрасте, в 13 разлучили с матерью и отправили в детдом для детей врагов народа, а в 16 приговорили к 10 годам тюрьмы только за то, что он был сыном Шухевича. Одно заключение сменялось другим. В 1988 году ослепшего Юрия-Богдана Шухевича выпустили на свободу. А в 1990-м наконец-то позволили вернуться в Украину...

Практически своевременно (с опозданием на 23 года)

Группа народных депутатов сделала то, с чего еще в 1991 году следовало начинать строительство независимого демократического государства, — провозгласила декоммунизацию. Не столь актуальную для нашей страны денацификацию объявили параллельно, видимо, чтобы не дать путинской пропаганде шанса очередной раз сказать, что Украина — фашистская страна, которая, запретив коммунистическую символику, осквернила «святую память о великой победе героического советского народа в ВОВ».

В свое время именно с декоммунизации начали возрождение страны Восточной Европы, и столь любимая нашим народом люстрация проходила там именно в рамках декоммунизации, т. е. избавления от тоталитарного прошлого, его идеологии и символов.

Нельзя сказать, что за 23 года у нас вообще ничего не делалось в том направлении: еще в начале 90-х были реабилитированы политзаключенные, а в 2009 году — указом президента Ющенко рассекречены и открыты архивные документы о массовых политических репрессиях и Голодоморе в Украине. По всей стране поставили памятники жертвам Голодомора, в Киеве открыли соответствующий музей. Тем не менее, на самой коммунистической идеологии не был поставлен жирный крест, а КПУ, абсолютно не скрывающая своего намерения уничтожить украинскую государственность, до недавнего времени «рулила страной» вместе с ПР.

Значительная часть наших граждан испытывала ностальгию по потерянному советскому раю: «Государство о нас заботилось» (что, с одной стороны, означает нежелание взять на себя ответственность за свою жизнь, с другой — отсутствие свободы выбора); «У нас была уверенность в завтрашнем дне» (что на самом деле означает полную бесперспективность и беспросветность существования); «Зарплата была хоть и маленькая, но ее хватало на жизнь» (а на что, скажите, ее было тратить, что можно было купить в советских магазинах?); «Раньше все жили одинаково» (и правда, одинаково бедно и неинтересно).

На этих и других подобных сентенциях строили свои предвыборные кампании не только коммунисты, но и прочие «красные» партии, мечтающие о возрождении Советского Союза под кремлевским руководством. Ностальгические настроения отдельной части наших граждан подогревались извне, например, лубочными российскими сериалами о немного наивном, но замечательном советском прошлом, где все было дешево и справедливо. Итог всем известен: Украина потеряла Крым, а на Донбассе идет война. Потому что это пресловутое «Мы хотим жить в России» на самом деле означает «Мы хотим назад в СССР».

Как планируют избавляться от коммунистического прошлого

Каким же образом государство планирует осуществлять декоммунизацию? Во-первых, согласно ст. 5 Закона, государство (без конкретизации ответственного института власти) будет расследовать и обнародовать информацию о раскулачивании, репрессиях, депортации, пытках, массовых и индивидуальных казнях, использовании принудительного труда, преследованиях по этническим, национальным, религиозным, политическим, классовым, социальным и другим мотивам, использовании психиатрии в политических целях — преступлениях, совершенных представителями как коммунистического, так и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов на территории Украины.

Во-вторых, территория Украины сможет наконец-то легально очиститься от памятников советским политическим деятелям, приложившим руку к вышеназванным преступлениям против народа. Населенные пункты, от областных центров до сел, а также городские районы, скверы, бульвары, улицы, переулки, проспекты, площади, набережные, мосты и пр., носящие имена таких «героев» или отражающие символику тоталитарного режима, будут переименованы.

За буденовку, комсомольский значок и «Союз нерушимый...» — 5 лет

Но, как мы уже убедились, одного этого — мало: памятники жертвам Голодомора, вначале производившие сильное впечатление, уже примелькались, стали обыденностью, а открытость архивных материалов не означает их всеобщей доступности и общеизвестности. Доступна и известна такая информация лишь для тех, кто ею интересуется. Для остальных граждан, видимо, нужно снимать соответствующие телепередачи и документальные фильмы, причем демонстрировать их регулярно, желательно в прайм-тайм. Только в таком случае есть вероятность, что информация о миллионах жертв советского режима, о чинимых тогда зверствах, дойдет до каждого гражданина. Но есть и другой, очень действенный способ — запретить ностальгию по совку и поклонение идолам советской эпохи под страхом уголовного преследования, что и предлагает Закон от 9 апреля.

Закон гласит, что любая пропаганда коммунистического и национал-социалистического режимов считается преступлением и подразумевает наказание в соответствии с УК Украины (предлагается внести изменения в УК, дополнив его статьей 436¹, которая будет сформулирована так: «Изготовление и распространение коммунистической и нацистской символики и пропаганда коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов; изготовление, распространение, а также публичное использование символики коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов, в том числе в виде сувенирной продукции; публичное исполнение гимнов СССР, УССР, а также других союзных советских республик или их фрагментов на всей территории Украины, кроме случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 4 Закона «Об осуждении...» карается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой»). Если же данное преступление было совершено повторно, либо группой лиц, либо с привлечением СМИ, либо представителем власти, наказание становится более суровым — от 5 до 10 лет лишения свободы с возможной конфискацией имущества.

Можно представить себе картинку: несколько подвыпивших чиновников, вспоминая молодость, споют под настроение гимн СССР или, дурачась, повяжут на шеи пионерские галстуки. Что в результате? По 10 лет лишения свободы каждому! За убийство иногда меньше дают.

Сейчас многие опасаются, что из-за расплывчатых формулировок под эту новую статью УК Украины подпадут не те, на кого она действительно рассчитана, а совершенно другие люди — коллекционеры, реконструкторы и даже создатели диорам, изображающих битвы времен Второй мировой войны (ведь там этой запрещенной символики полно). А политические деятели, пытающиеся сегодня возродить коммунистическую идеологию, пользуясь все теми же нечеткими формулировками и юридическими тонкостями, вполне могут уйти от ответственности.

Хочу успокоить музейных работников, ученых, коллекционеров и прочих любителей истории: в предложенной законом норме есть оговорка, что запрет не распространяется на использование подобной символики в экспозиции музеев, тематических выставках, научных и учебных пособиях, учебниках и других материалах образовательного и научного характера. Однако это при условии, что данные материалы будут представлены так, чтобы показать преступный характер коммунистического тоталитарного режима 1917–1991 годов и нацистского тоталитарного режима.

Несколько лет назад я посетила выставку советского плаката. Думаю, в скором времени за подобные экспозиции организаторы могут пострадать. Если, конечно, не снабдят каждый экспонат въедливым комментарием. Потому, что плакат — это не столько искусство, сколько идеология.

Разрешенными останутся символы ушедшей тоталитарной эпохи на надгробьях и кладбищенских памятниках. Не накажут за буденовку с красной звездой, красное знамя или немецкую военную форму времен Второй мировой войны во время изображения или реконструкции исторических событий. Не пострадают также коллекционеры.

Что же касается наказания, посмотрим, что об этой норме говорит Главное научно-экспертное управление ВР. Нет смысла цитировать дословно, но если кратко, то эксперты недоумевают, почему наказуема не пропаганда коммунистического и нацистского тоталитарных режимов, не публичное отрицание совершенных ими преступлений, не их оправдание, а лишь изготовление и распространение символики (практически — сувениров!) и пение гимнов. Как утверждают эксперты, большинство из перечисленных в этой статье деяний вообще не имеют никакого отношения к отрицанию преступного характера коммунистического или национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов.

Более того, такие действия нельзя рассматривать как преступления, поскольку они сами по себе не представляют общественной опасности, необходимой и достаточной для признания их преступлениями (ч. 1 ст. 11 УК). Общественно опасными и уголовно наказуемыми были сами преступления против человека и человечности, совершенные во времена Советского Союза, а не «использование символики, в том числе сувенирной, или исполнение гимна советских республик».

Эксперты обращают внимание, что предложенное законодателями наказание нарушает один из основных принципов уголовного права — принцип соразмерности уголовного наказания совершенному преступлению (ч. 1 ст. 65 УК). Кроме того, наказание в виде конфискации имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие корыстные преступления, а также за преступления против основ национальной безопасности Украины и общественной безопасности, которым не является преступление, предусмотренное ст. 436¹ УК (в редакции проекта).

Почем декоммунизация?

В пояснительной записке к законопроекту депутаты-инициаторы написали: «Принятие этого законопроекта не потребует дополнительных материальных или финансовых затрат из Государственного бюджета Украины». Слукавили. Представьте себе стоимость всех этих переименований. Что же касается демонтажа памятников, то, как показал опыт, здесь можно обойтись силами энтузиастов.

«Переименования обязательно должны произойти. Но где взять на это деньги, не знаю. Возможно, следует сдать демонтированные памятники в металлолом и за вырученные средства произвести хотя бы замену табличек с названиями улиц на домах. Думаю, деньги на такое важное дело должны у государства найтись. Эта хорошая идея не должна быть дискредитирована отсутствием средств и неправильным исполнением», — считает юрист Али Сафаров.

«Думаю, это решаемый вопрос. К сбору средств на переименования можно подключить общественность, международные организации. Правда, сомневаюсь, что переименования произойдут в оговоренные Законом сжатые сроки. В конце концов, у государства есть более насущные задачи в период войны», — размышляет старший научный сотрудник НАН Украины, экс-директор архива СБУСергей Кокин.

Но кто же будет осуществлять все эти действия? В принятом ВР Законе предлагается закрепить одни и те же полномочия одновременно за несколькими органами и должностными лицами: сельскими, поселковыми, городскими советами, их председателями, а также председателями областных государственных администраций. При этом предполагается, что в случае невыполнения соответствующих полномочий одними органами они должны быть реализованы другими. Эксперты Главного научно-экспертного управления советуют обратить внимание, что предложение закрепить одновременно за тремя субъектами возможность реализации одних и тех же полномочий не коррелируется с принципами правовой и организационной самостоятельности местного самоуправления (ст. 4 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»).

Вопрос конституционности

Эксперты Главного научно-экспертного управления ВР утверждют, что закон в его настоящем виде противоречит основополагающим принципам Конституции Украины. В частности, речь идет о нарушении конституционного принципа политического и идеологического плюрализма. «Принцип политического плюрализма отражается в многопартийности и свободе политической деятельности, а принцип идеологического плюрализма — в многообразии идеологий как систем концептуально оформленных представлений, идей и взглядов на жизнь, которые отражают интересы, мировоззрения, идеалы, настроения людей. При этом конституционными нормами не предусмотрен запрет какой-нибудь идеологии (в том числе коммунистической или национал-социалистической), точно так же, как и объединения граждан не могут быть запрещены путем принятия соответствующих законов только лишь на основании того, что они исповедуют определенную идеологию», — пишут эксперты.

Эксперты Главного научно-экспертного управления ВР подсказывают депутатам, каким путем идти: в Конституции все же есть нормы, определенным образом ограничивающие принцип политического и идеологического плюрализма. В частности, в ч. 4 ст. 15 Конституции Украины предусмотрено, что «государство гарантирует свободу политической деятельности, не запрещенной Конституцией и законами Украины». В соответствии с ч. 1 ст. 37 Конституции Украины, «создание и деятельность политических партий и общественных организаций, программные цели или действия которых направлены на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, насилия, на разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения, запрещаются».

То есть в Конституции речь идет о запрете создания и деятельности политических партий и общественных организаций, а не о запрете определенной идеологии как таковой. Вопрос запрета коммунистической и национал-социалистической идеологии, считают эксперты, должен быть решен не на уровне обычного закона, а на уровне Конституции путем внесения в нее соответствующих поправок.

Что же касается запрета деятельности Компартии, то, согласно ст. 36 и 37 Конституции Украины, этот вопрос нужно решать исключительно в судебном порядке, он не может регулироваться Верховной Радой путем принятия закона.

Закон пока не подписан президентом, поэтому есть надежда, что он будет доработан. Нельзя, чтобы необходимое стране начинание провалилось из-за досадных юридических огрехов.

Читайте также: Люстрация: стыдно, но не смертельно



Заметили ошибку? Выделите текст, который её содержит, и нажмите Ctrl+Enter
Расскажите об этом друзьям:
Версия для печати



НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ









НОВИНИ ПАРТНЕРІВ