Новости
Ракурс

Блеф вместо санкций

2 сентября состоялось заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО), на котором, судя по официальному пресс-релизу, он поддержал предложения правительства по антироссийским санкциям. Однако вряд ли это решение будет материализовано указом президента, поскольку нынешнего главу государства, судя по всему, вполне устраивает политика лавирования, когда Украина, сохраняя объем экономического сотрудничества с Россией, получает кредиты от Запада. А главное, что при этом он опирается на поддержку влиятельной части украинцев, которые достаточно комфортно чувствуют себя в ситуации, когда ласковое теля двух маток сосет.


.

Закон принят, но не действует

Закон Украины «О санкциях» был принят Верховной Радой 14 августа 2014 года, то есть через пять месяцев после того, как Россия официально заявила о включении Крыма в состав своей федерации. Президент подписал его через месяц — 10 сентября, что само по себе свидетельствует о чрезвычайной «актуальности» вопроса.

Этим законом предусмотрено, что со стороны украинского государства могут применяться специальные экономические ограничительные меры в отношении иностранного государства или иностранного юридического лица, если действия последних создают реальные или потенциальные угрозы нашим национальным интересам. К таким вредителям также приравнены юридические лица местного разлива, если они находятся под контролем иностранного юридического лица.

Санкционный арсенал разделен на 25 пунктов. Наиболее интересным является блокирование активов, то есть временное ограничение права человека пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, ограничение торговых операций, прекращение транзита по территории Украины, остановка выполнения экономических и финансовых обязательств, а также прекращение действия торговых соглашений и международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Как написано в законе, решение о применении секторальных санкций в отношении иностранного государства или неопределенного круга лиц какого-либо вида деятельности принимается Советом национальной безопасности и обороны Украины, вводится в действие указом президента Украины и утверждается постановлением Верховной Рады. Примерно такой же механизм предусмотрен и по персональным санкциям, только в этом случае без участия парламента. За год, прошедший после вступления в силу закона, ни одного такого указа не было.

Следует отметить, что Кабинет министров в этом вопросе демонстрировал завидную активность. Так, 11 сентября 2014 года, то есть за день до вступления закона в силу, правительство издало распоряжение №829-р, которым вносились на рассмотрение СНБО предложения по применению ограничительных мер, а в приложениях с грифом «для служебного пользования» содержался перечень тех, к кому они будут применяться. Однако Совет национальной безопасности и обороны Украины так и не нашел возможности дать путевку в жизнь этим предложениям.

Активность стран Запада в этом вопросе была намного больше. Так, Соединенные Штаты Америки еще 17 марта 2014 года заморозили активы семи российских чиновников, назвав эти санкции наиболее острыми со времен завершения «холодной войны». В конце апреля того же года США и страны Европейского Союза прекратили новую инвестиционную деятельность в России, в конце июля ввели торговые ограничения, а 12 сентября американские санкции коснулись финансового, энергетического и оборонного секторов России. В Украине в этот день только вступил в силу санкционный закон, а до того (и после тоже) все ограничения касались только запрета на въезд отдельным лицам.

Указа так и не было

В средствах массовой информации часто муссировалось мнение о том, что западные страны, мол, недостаточно активно вводят санкции против страны-агрессора. Но мало кто обращал внимание на сообщение о том, что им в этом препятствовал не кто иной, как само украинское государство. Так, наши чиновники по линии Министерства иностранных дел неоднократно просили их отложить введение новых санкций против лиц и учреждений в России и на Донбассе. Об этом, в частности, откровенно рассказал глава МИД Польши Гжегож Схетина, ссылаясь на слова Павла Климкина о том, что такое решение будет контрпродуктивным.

Причину таких просьб понять нетрудно. Так, за два дня до принятия закона Украины «О санкциях» Верховной Радой был одобрен абсолютно противоположный по целям и задачам закон о создании свободной экономической зоны «Крым», служивший интересам крупнокалиберных промышленников и предпринимателей, имеющих бизнес на оккупированном полуострове, а, кроме того, являющихся акционерами украинского парламента. Нетрудно догадаться, что санкции США и ЕС против России были им экономически невыгодными, и эта проблема не могла оставить равнодушным внешнеполитическое ведомство Украины.

Такая политика не раз вызывала недовольное удивление западных стран, но команда Петра Порошенко виртуозно находила выход из самых острых ситуаций. Так, 25 января состоялось заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины, об итогах которого на сайте этого ведомства было опубликовано сообщение следующего содержания: «Для усиления давления на Россию СНБО принял решение об обязательном применении на территории Украины санкций, введенных странами ЕС, Швейцарской конфедерацией, США и странами Большой семерки в отношении Российской Федерации и внес предложения по их усилению». Из этого предложения аналитики пришли к выводу, что это было вынужденное решение, продиктованное требованиями зарубежных партнеров Украины. В отличие от предложений отечественного правительства, которые можно безнаказанно положить под сукно, игнорирование этих требований могло вылезти боком в вопросах с кредитами.

Однако в этом случае обещание оказалось пустышкой, поскольку решение СНБО так и не было введено в действие указом президента. 12 августа уже в этом году Кабинет министров издал новое распоряжение №808-р, которым в дополнение к предыдущему были внесены на рассмотрение в Совет национальной безопасности и обороны Украины еще два «черных списка» юридических и физических лиц, в отношении которых предлагается ввести санкции. Конкретные имена снова спрятаны за грифом «для служебного пользования», но очень сомнительно, что СНБО примет по этим предложениям положительное решение, а президент введет его в действие своим указом.

В чем секрет экономического оружия Путина?

Анализируя такую слабую политику в отношении антироссийских санкций, можно прийти к однозначному выводу: руководство украинского государства боится как огня экономической войны с Россией, и у него есть на это уважительные причины, поскольку РФ, судя по всему, имеет все инструменты для того, чтобы перекрыть ему кислород. Причем это касается как президента, так и премьера. Арсений Яценюк неоднократно обещал направить в международные суды в Гааге, Страсбурге и Стокгольме многомиллиардные иски о возмещении убытков, причиненных Украине российской агрессией, но ни словом не обмолвился о том, что Украина не будет возвращать трехмиллиардный долг стране-агрессору, хотя такой шаг вполне соответствует закону «о санкциях».

Чтобы понять причину такой боязни, следует вернуться в июнь 2014-го, когда Петр Порошенко, подписывая в Брюсселе Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, отсрочил до 1 января 2016 года введение наиболее ценной ее составляющей — создание зоны свободной торговли между ними. А еще лучше — в осень 2013 года, когда неожиданно для многих Виктор Янукович отказался подписывать соглашение в целом.

Итак, 18 сентября 2013 года на историческом заседании Кабинета министров, посвященном евроассоциации, исполненный оптимизма глава правительства Николай Азаров рассказывал, что ставки пошлины для европейских товаров, которые ввозятся в Украину, снизятся вдвое — с 4,95 до 2,42%. А вот для украинских товаров, вывозимых в страны ЕС, только в 15 раз — с 7,6 до 0,5 %. Причем если для нашей продукции «зеленая улица» откроется сразу, то для европейской — в течение четырех лет. По словам премьера, это очень выгодно для сельского хозяйства, пищевой промышленности и металлургии, но опасно для автомобилестроения, требующего кардинальной модернизации. Однако для этой отрасли договорились о значительном удлинении переходного периода, и либерализация торговли ее продукцией сначала охватит не все 100, а только 95% товарооборота, поэтому даже после подписания Соглашения, мол, остается время подстелить соломку, чтобы не так больно падать.

Были предусмотрены якобы все подводные камни будущего соглашения. Поэтому причиной неожиданного реверса, произошедшего два месяца спустя, могло быть только обещание Путина перекрыть Украине какой-то «кислород», причем его перекрытие было для тогдашнего руководства украинского государства вопросом жизни или смерти. По этому поводу интересно почитать ежегодное послание Януковича к парламенту «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2013 году». Его текст, конечно, писал не сам господин «проффесор», а целый коллектив специалистов, однако изложенные ими мнения вполне совпадали с точкой зрения заказчика.

Итак, там было написано, что потенциал роста украинской экономики, основанный на ожидании благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на товары с низкой долей добавленной стоимости, исчерпан. Что нужны новые стимулы для внутреннего реинвестирования в отрасли с высокой долей добавленной стоимости. Что эти новые стимулы следует искать в зоне свободной торговли, а высокие стандарты и технические требования рынка Евросоюза заставят повышать и стандарты украинского производства, что положительно скажется на усилении конкурентоспособности национальной экономики и экспортоспособности отечественных товаров. А самое главное, что было сказано в этом послании, это то, что уровень технологического развития большинства стран постсоветского пространства (читай России) не позволяет рассматривать интеграцию с ними как фактор модернизации экономики Украины.

Таким образом, и Азаров, и Янукович все знали, все понимали, и когда возникла угроза «перекрытия кислорода», резко дали задний ход. Как ни странно, но после победы революции новоизбранный президент Петр Порошенко в экономическом плане фактически проводит ту же политику ориентации на Россию. Напомним, что в июне 2014-го Евросоюз в одностороннем режиме открыл свой рынок для украинских товаров, хотя Украина при этом отложила запуск на свою территорию европейских товаров по льготным таможенным режимам. Никто не сомневается в том, что эта отсрочка была сделана под давлением российского руководства, которому очень не хотелось, чтобы в Украину хлынул поток дешевых и качественных товаров из Европы. Очевидно, Петр Порошенко имел серьезные основания полагать, что «перекрытие кислорода» со стороны России будет иметь очень негативные последствия для значительной части населения Украины, поэтому пошел на уступки. Наверное, при таких условиях нечего и думать еще и о каких-то экономических санкциях против нее.

Выяснить, что это за рычаг, которым Россия так эффективно влияет на украинских президентов, — задача не только для экономистов, но и для юристов, поскольку те в своих расчетах оперируют официальными статистическими данными, а они у нас очень искривлены контрабандными схемами. Может, это тайный реэкспорт газа под ширмой транзита, может, неучтенный сбыт продукции высокотехнологичного наукоемкого машиностроения, которое полностью ориентировано на российского потребителя, может, еще что-то. Теперь пора украинскому обществу выяснить, в чем этот рычаг, а главное — найти ему противовес.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter