Новости
Ракурс

Украинская школа: нельзя обувать больные ноги в модные туфли

«Какая Америка? Чему его могут научить американцы? Наше среднее образование — самое лучшее. И вообще, ваш сын потеряет золотую медаль!», — выложила последний козырь завуч одной из киевских школ, битый час пытаясь отговорить упрямую маму не отпускать сына на бесплатное годовое обучение в одну из американских школ по программе обмена. Мама парировала: «Чему могут научить американцы? Я знаю много нобелевских лауреатов из США. Но если вы мне назовете хотя бы одного украинца, я прислушаюсь к вашим доводам». Учительница замялась, не зная что ответить.


.

Украинский старшеклассник таки поехал в далекую страну, попал в замечательную приемную семью преподавателей с детьми его возраста. Быстро влился в школьный коллектив, где на него смотрели как на вундеркинда, с нескрываемым любопытством: вы представляете, в своей школе он изучал 23(!) предмета!

Оказалось, что в старших классах американских школ все учебные дисциплины разделены на два типа: обязательные и факультативные. К обязательным предметам (а теперь подсчитайте их количество) относятся, например, математика, английский язык, компьютерные технологии, естественные науки (биология, физика, химия) и социальные науки (история, география). Остальные учебные дисциплины школьники выбирают самостоятельно, исходя из собственных интересов. На выбор может быть предоставлено несколько десятков предметов, многие из которых не предусмотрены в нашей стране. Различные курсы по искусству, драме, ораторскому  мастерству, фотографии, компьютерной грамотности и многому другому. Преподавание некоторых предметов ведется на разных уровнях сложности. В большинстве случаев ученик может самостоятельно сформировать учебную программу, есть также возможность обратиться за помощью к учебному консультанту школы.

Стоит ли говорить о том, что после американского опыта нашему школьнику было неимоверно трудно возвращаться в родную школу?

Цветы жизни?

О том, что нужно в корне менять систему среднего образования говорят даже украинские педиатры. Они подсчитали, что почти 90% детей выходят из школы с целым букетом болезней (среди которых чаще всего встречаются сколиоз, испорченное зрение, болезни сердца, гастрит и неврозы). Как случилось, что система, которая должна помогать ребенку и готовить его к будущей взрослой жизни, на самом деле калечит детей?

Маленькие первоклашки-шестилетки страдают больше всех. Дети, которые еще вчера много двигались, как и подобает в их возрасте, вдруг должны подолгу неподвижно сидеть за партами. Если вы зайдете в класс, где сидят первоклассники, увидите, что через 10-15 минут (несмотря на то, что урок у них длится 35) малыши уже не в силах слушать учительницу и начинают сползать со своих стульчиков. Вот она — долгожданная перемена! Но прыгать и бегать опять нельзя, им делают замечания. А ведь физическая активность на переменке — это одно из главных требований для здорового обучения.

«Перемены были придуманы для активного отдыха, для переключения на другую деятельность, — объясняет Светлана Козак, завлаборатории гигиены учебной деятельности Национальной академии медицинских наук. — При беге мышцы начинают работать, кровь течет быстрее, мозг подпитывается кислородом».

В этой лаборатории также подсчитали, что бегать на переменах посчастливилось только каждому пятому украинскому школьнику, и только 10% учеников имеют по украинским меркам роскошь выйти из школы и подышать воздухом. Большинство детей сидят по классам и не сводят глаз с мобильных телефонов и планшетов.

Тяжелые ранцы — еще одна школьная беда. По санитарным нормам, портфель не может быть тяжелее 10% веса ребенка. Попробуйте взвесить рюкзак своего школьника, он чаще весит треть его веса. Как если бы взрослый человек 60 кг носил 20-килограммовые тяжести.

Питание в украинских школах — отдельная проблема. Многие родители, наверное, помнят стакан молока, который каждый тогдашний школьник выпивал в обязательном порядке. Но наши дети молока в школе не видят. Педиатры бьют в набат, ведь детей с гипокальцемией (недостатком кальция) становится все больше. Один важный нюанс: костная масса формируется на протяжении детства, то есть, сколько накопил кальция, столько и будешь иметь в будущем.

«Урочный безлимит», когда количество уроков в день зашкаливает, отдельная тема. Сегодня никого не удивишь факультативами. Казалось бы, факультативы — это то, чего хотят ученики. Ан-нет, в наших реалиях они чаще используются для «подгрузки» тех учителей, которых надо поддержать (то есть, дать им подработать).

В то же время санитарные правила гласят: норма для младших классов — четыре урока, средних — пять, старшеклассников — шесть уроков в день. В старшей школе, например, изучают 23 предмета. Врачи предостерегают: если количество предметов больше 13, риск функциональных нарушений у детей значительно увеличивается.

Людмила Квашнина, профессор, доктор медицинских наук уже не первый год настаивает на том, что шестилетние дети не готовы к школе, ведь мышечный корсет, психологическая выносливость формируются у детей ближе к семи годам. «Школа — это модель хронического стресса, — считает профессор. — Весной на заседании двух академий наук — педагогической и медицинской, мы обсуждали, что шестилеткам еще рано становиться школьниками. Несмотря на это, в сентябре шестилетние дети пошли в школу».

Психологи отмечают, что сегодняшняя школа очень сильно влияет на семью, потому что имеет над ней власть и нередко даже приводит к кризису в семейных отношениях. Ребенок идет в школу, и не только у детей, но и у родителей появляется тревожность. Родители начинают бояться критики учительницы, ведь по их логике, если ребенку ставят плохую оценку, значит, так же оценивают их — они плохие родители.

Мы, родители (конечно же, из лучших побуждений), пытаясь дать нашим детям как можно больше знаний, поддерживаем и часто сами всячески стимулируем школьные нагрузки. Знаний становится все больше, но угонимся ли мы за ними? Сегодня цивилизованный мир говорит о том, что школа должна перестать только ретранслировать знания — они множатся очень быстро. Школа должна готовить ребенка к жизни.

С тем, что реформы нужны в нашей стране, согласятся многие. Тех реформ, которые проводятся в Украине, часто опасаются. Особенно если они касаются самого дорогого — детей. Люди разочаровались: реформы начинались, но никогда не завершались, а только заставляли нервничать как педагогическую общественность, так и родителей.

«Родители часто говорят: да, мы хотим изменений в стране, но не начинайте их с наших детей, с нашей учебного заведения — у нас все хорошо. Начинайте с соседней школы», — рассказывает Елена Парфенова, сопредседатель ОО «КМО Родители SOS».

«Проблема в том, что пока мы постоянно что-то «реформируем» в образовании, дети с каждым годом становятся слабее. В начале своего учительства я не мог даже себе представить, что когда-то ко мне в 9-й класс будут приходить ученики, которые читают по слогам. Чему я могу научить такого ребенка?», — говорит заслуженный учитель Украины Александр Наровлянский.

Школа глазами педагогов и родителей

Одной из реформ, анонсируемых правительством Украины на ближайшее время, является образовательная. На сайте комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования для общественного обсуждения размещен соответствующий законопроект.

Что думают о сегодняшней школе и о реформе среднего образования родители, учителя и директора школ? На этот вопрос попытались ответить социологи Фонда «Демократические инициативы им. Илька Кучерива»*.

Среднему образованию в Украине поставили среднюю оценку как учителя (65%), так и родители (59,3%). Интересно, что основные недостатки нашей школы учителя и родители видят по-разному. По мнению учителей и директоров, недостатки не касаются самого содержания и процесса обучения: кроме низких зарплат учителей была названа слабая материально-техническая база школ. Родители также не обошли низкие зарплаты педагогов, но обращают внимание на плохую мотивацию учащихся к обучению и слабую заинтересованность к получению знаний (очевидно, имея ввиду устаревшие методики и материалы для обучения).

Вызывает тревогу то, что на вопрос, кто должен инициировать реформу образования, 45% родителей и 34% педагогов считают, что Министерство образования (то есть реформа должна идти сверху).

На вопрос «Знаете ли вы, какие инновации предлагает проект закона «Об образовании», положительно ответили меньше половины учителей, 46% «что-то слышали», а 8% ничего не знают. Основные инновации (12-летнее обучение, введение пятилетней начальной школы и профильной старшей), предложенные в проекте реформ о среднем образовании, не приветствуется ни родителями, ни учителями. А ведь реформа только тогда имеет шанс на успех, если поддерживается ее реализаторами — в первую очередь директорами, учителями и, несомненно, родителями.

Согласно опросу, почти половина учителей готова пройти лицензирование как условие повышения их зарплаты, но вторая половина (как определенный диагноз уровню подготовки педагогов) на это не согласна.

К сожалению, учителя, директора школ не стали активными участниками реформы. Ответы на вопрос «Как вы участвуете в публичном обсуждении образовательных реформ?» показали, что среди учителей всего лишь 12% участвуют в обсуждении реформы (конференции, предложения, в том числе обсуждение в социальных сетях), среди директоров школ активистов еще меньше — 9%. Остальные говорят, что «стараются быть в курсе».

Опрос показал, что только каждый пятый педагог готов к педагогической свободе, а ведь это и есть изменение самой программы. Учитель сам может моделировать программу: есть стандарт, которого нужно достичь, но путь, которым педагог будет это делать, — его выбор и педагогическая свобода.

Исследование выявило парадокс и доказало то, что украинское общество не понимает, какие знания должна давать школа: 62% учителей и 56% родителей склонны считать, что школа дает хорошие знания, но на вопрос, готовит ли школа к жизни, только 10% родителей согласны с этим утверждением (44% учителей).

«Бегло посмотрев на цифры этого исследования, можно сделать вывод, что система общего среднего образования не готова к реформам, — считает Игорь Ликарчук, бывший директор Центра оценивания качества образования (17 сентября подал в отставку). — Ситуация, когда очень многих все устраивает, очень опасна. У нас привыкли, что реформы должны быть навязаны сверху.

До тех пор, пока эти реформы не родятся в душах тех, кто их будет реализовывать, собственно реформы не будет. Большинство родителей считают, что реформы должно инициировать Министерство образования. То есть, люди думают, что кто-то должен прийти и сказать, что вы должны жить иначе.

Представьте, каждый третий директор школы считает, что реформы должно инициировать Министерство образования! Но реформа начинается с кабинета директора, его управленческих действий в школе. Там, где есть хорошо работающие учреждения образования, они не ждут команды.

Мне кажется, что в украинском и в педагогическом социуме нет осознания того, что является качеством образования. 56% родителей считают, что наше среднее образование дает хорошие знания. При этом половина родителей замечают, что дети не заинтересованы в их получении. Если человек не заинтересован в чем-то, о каком качестве мы можем говорить?

К сожалению, за все годы существования украинского образования мы столько раз меняли программы, добавляли, а потом забирали один год обучения. Реформа должна быть совсем в другом — в новом мировоззрении. Результаты исследования подтверждают, что нельзя надевать на больные ноги модные туфли. Кадры, которые сейчас составляют основу системы образования, они были, есть и будут тормозом. Лишь каждый третий директор школы считает, что основным показателем деятельности учебного заведения является его качественная работа. Убийственная цифра — только 10% родителей полагают, что директора школы должен назначать родительский комитет, наблюдательный совет, то есть только каждый десятый думает, что общественность должна влиять на назначение руководителя».

«В первую очередь закон «Об образовании» должен быть согласован с обществом, — считает Лилия Гриневич, председатель комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования. — Во всем мире реформы в образовании идут медленно. В законодательстве многих стран написано, что любую реформу в образовательной системе нужно анонсировать за пять лет до ее реализации. Должен быть разработан четкий план по годам, каким образом будет введена эта реформа. Важно объяснить всем гражданам горизонты украинского образования.

В Киеве начала работать польско-украинская конференция в рамках проекта «Классная школа». Когда началась реформа образования в Польше, вначале развивали учительское среду. Второй составляющей этого проекта было обучение СМИ, каким образом освещать эту реформу. Ни один выпуск популярной Gazeta Wyborcza сегодня не проходит без рубрики, посвященной образованию. Нам нужна такая же коммуникационная стратегия реформы. Кстати, в польско-украинском проекте предусматриваются тренинги для СМИ о том, каким образом коммуницировать с обществом по поводу изменений в образовании.

Считаю, что мы не можем ввести 12-летнее обучение со следующего года, когда будет работать закон. Прогнозирую, что впервые в Украине появится 12 класс, где дети будут учиться на год дольше, не раньше, чем через 13-14 лет. Это очень сложная и большая реформа, которая нуждается в инвестициях».

Педагогическое украинское общество является довольно закрытым. И не очень любит перемены. Особенно если ему плохо разъяснили плюсы нововведений, и не удалось вселить уверенность, что реформа будет доведена до конца.

Лет десять назад в Марокко осознали, что не удовлетворены уровнем среднего образования в стране. Государство создало огромный национальный фонд, в котором удалось сконцентрировать серьезные средства. Придумали определенную рамку критериев, которая позволила лучшей части учителей существенно повысить зарплату. Сделали так, чтобы в доме каждого учителя появились компьютер и интернет. Создали относительно доступное для значительной части педагогов кредитование на приобретение жилья. Появилась система, позволявшая каждому из педагогов получать профессиональное развитие. Позаботились даже обеспечением достойного отпуска.

Украина — не королевство Марокко, — с ухмылкой подумают многие. Но если бы даже часть подобного опыта широко анонсировали и попытались поэтапно реализовать в нашем государстве, то реакция педагогического общества (да и родителей) на реформу образования, наверное, была бы другой.


*Опрос родителей учащихся общеобразовательных средних учебных заведений был проведен с 5 по 20 июня 2015 по национальной выборке в г. Киеве и 15 областях Украины. Всего было опрошено 1001 респондент по квотной выборке, репрезентативной по классам обучения учащихся и регионами Украины.

Опрос учителей средних учебных заведений был проведен с 5 по 20 июня 2015 г. Всего было опрошено 499 респондентов по квотной выборке, репрезентативной по регионам Украины.

Опрос директоров школ был проведен с 7 по 12 сентября 2015г. Всего было опрошено 310 директоров из 10 областей Украины и г. Киева.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter