воскресенье, 22 января 2017


Racurs.ua

Регистрация бизнеса и недвижимости: специалисты предрекают коллапс

Вскоре ситуация может значительно ухудшиться, если прием граждан по вопросам регистрации бизнеса и недвижимости будет осуществляться исключительно через центры предоставления административных услуг и нотариусов

С 1 октября правительство запретило чиновникам требовать от граждан справки и другие документы. Отныне они могут самостоятельно получить их из открытых реестров. Таким образом пытаются оптимизировать процедуру предоставления административных услуг. Но доступнее для украинцев она, к сожалению, не станет. Ведь, делая один шаг навстречу людям, власть другим решением о проведении с 4 октября регистрации бизнеса и недвижимости исключительно в центрах предоставления административных услуг (ЦПАУ) и нотариусов ухудшает возможность быстрее оформить необходимые документы. Почему так происходит? Попробуем разобраться.

Очереди за регистрацией

Сама идея обслуживания граждан в ЦПАУ по принципу «единого окна» является прогрессивной и реформистской. Ведь Украина получила в наследство от СССР такую систему предоставления административных услуг, при которой большинство из них разбросаны по ведомственным офисам. Из-за этого в простой жизненной ситуации человеку, который пытается оформить какое-либо право на собственность или получить документы, удостоверяющие личность, приходилось бегать по множеству государственных учреждений и кабинетов. Поэтому в 2012 году после принятия закона «Об административных услугах» во многих городах заработали довольно симпатичные ЦПАУ, ничем не уступающие европейским — с просторными, прозрачными помещениями и открытой некабинетной системой, рецепцией и т. п. В них начали оказывать административные услуги, за которыми раньше надо было бегать по разным ведомствам и учреждениям.

Правда, и здесь не обошлось без проблем с обслуживанием. Первые сложности возникли год назад. Тогда власти решили передать в ЦПАУ функции по предоставлению наиболее популярных среди населения Украины услуг — регистрации места проживания, выдачи внутренних паспортов и вклейки в них фотографий, чем занимались паспортисты в помещениях ЖЭКов и при ОСМД. Сразу же образовались длинные очереди.

Больше всего от этого пострадали граждане столицы. Что неудивительно, ведь, к примеру, только в Соломенском районе работало 180 паспортистов, обслуживающих его жителей. 5–7 администраторов ЦПАУ физически не смогли сразу же выполнить их работу, что в разы замедлило процесс обслуживания граждан и привело к длинным очередям. На Троещине, чтобы попасть в ЦПАУ, люди вынуждены были занимать очередь с трех часов ночи.

Но основная причина прошлогодней ситуации заключалась и до сих пор состоит в позиции Государственной миграционной службы.

Через год чиновники снова решили поставить эксперименты на работниках ЦПАУ и их посетителях. Ведь Минюст в общении с органами местного самоуправления и районными государственными администрациями начал настаивать на том, чтобы с 4 октября прекратить прием граждан государственными регистраторами и направить их в ЦПАУ. Основание — закон о дерегуляции от 12 февраля 2015 года.

Дополнительная нагрузка

Какими будут последствия такого решения, представить нетрудно. Даже до этих нововведений, чтобы оформить, к примеру, бизнес, во многих районах Киева надо было занимать очередь еще до открытия ЦПАУ. На месте нужно было успеть разобраться, какие документы и квитанции об оплате следует собрать. Ведь информация на стендах ЦПАУ не всегда соответствовала действительности, в частности, об оплате государственной пошлины за регистрацию документов.

«К счастью, недавно такое требование — платить государству средства за предоставление услуг по регистрации бизнеса — было отменено. Поэтому хоть не пришлось бегать в банк для оплаты квитанций, реквизиты которых раньше постоянно менялись, — рассказывает столичный предприниматель Татьяна Назарова. — Но условия предоставления этих услуг все равно нельзя назвать комфортными. Зимой приходилось мерзнуть на улице, занимая заранее очередь в Деснянский ЦПАУ Киева. А летом — толкаться в узких темных душных коридорах не приспособленного для такого количества людей помещения. На моих глазах люди теряли сознание».

Вскоре ситуация может значительно ухудшиться, если с 4 октября прием граждан по вопросам регистрации бизнеса и недвижимости будет осуществляться исключительно через ЦПАУ и нотариусов. Пользователи должны будут принимать заявления, сканировать документы и вводить их в соответствующие государственные реестры. Государственные же регистраторы (работники Минюста) будут выполнять только функции бэк-офиса, то есть обработки дел в реестре. Выглядит привлекательно, и вроде теоретически правильно, но непрактично.

Негативные последствия

Как отмечают чиновники на местах, с реализацией новых функций на практике могут возникнуть проблемы, затрудняющие саму процедуру предоставления услуг. Так, руководитель ЦПАУ города Харькова Ирина Синицкая отмечает, что с 15 июня этого года впервые подключили администратора к Государственному реестру имущественных прав на недвижимое имущество и запустили эту услугу. «Это новый программный продукт, отличный от того, который применяется государственными регистраторами. Во время его апробации мы столкнулись с тем, что возникают проблемы с отдельными полями программы, со сканированием документов, обменом данными и т. д., — объясняет она. — Также имеет место систематическое и длительное приостановление работы Государственного реестра прав, что приводит к потере уже внесенных данных. При этом нередки случаи, когда приостановка работы Реестра продолжается несколько часов. Хотя у нас на обслуживание одного человека обычно уходит не более 15 минут».

По словам госпожи Синицкой, значительно замедлит обслуживание граждан и требование правительства сканировать заявление и документы исключительно в присутствии заявителя. Ведь этот процесс занимает иногда до полутора часов на одного человека, что приведет к возникновению огромных очередей за услугами по регистрации бизнеса и недвижимости. «Весь негатив ляжет на администратора ЦПАУ, органы местного самоуправления и районные государственные администрации. Поэтому обратились к министру юстиции и министру экономического развития и торговли Украины с письмами, где сообщаем о наличии проблем с новым программным продуктом, которые нужно срочно устранить. Также мы направили письмо в адрес государственного предприятия «Национальные информационные системы», которое координирует работу, связанную с этой программой, с просьбой усовершенствовать ее. Надеемся, что нас услышат. Иначе возникнет коллапс с обслуживанием граждан в ЦПАУ», — утверждает И. Синицкая.

Но так быть не должно, когда из-за решения правительства страдают обычные украинцы, убежден эксперт Виктор Тимощук: «Во-первых, Минюст не должен вводить в заблуждение органы местного самоуправления и местные государственные администрации касательно закона о дерегуляции. Его нормы говорят, что «полномочия государственного регистратора... по выдаче и приему документов могут выполнять должностные лица органов местного самоуправления, администраторы центров предоставления административных услуг, нотариусы». Ключевое слово здесь «могут».

Во-вторых, органы местного самоуправления и районные государственные администрации (то есть их ЦПАУ) должны брать на себя функции фронт-офиса для услуг Минюста только в случае, когда готовы к этому. То есть эти органы должны быть уверены, что у них есть достаточное количество площадей в ЦПАУ, рабочих мест и подготовленного персонала. Такая передача полномочий должна происходить с разумным подходом. Тем более, что ни штатов, ни средств за услуги Минюста органам местного самоуправления и райгосадминистрациям не передают».

К сожалению, у нас все происходит наоборот — дается приказ сверху, который должны наспех выполнять на местах. За что потом люди расплачиваются многочасовым стоянием в очередях для получения административных услуг. Улучшение ситуации произойдет только тогда, когда будут приняты законы, предусматривающие децентрализацию полномочий по регистрации бизнеса и недвижимости. Решение проблем путем проведения экспериментов не принесет положительного результата.

Читайте также: Административные услуги по-новому: узаконивание поборов и дополнительных платежей



Заметили ошибку? Выделите текст, который её содержит, и нажмите Ctrl+Enter
Расскажите об этом друзьям:
Версия для печати



НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ









НОВИНИ ПАРТНЕРІВ