Новости
Ракурс

Детки в клетке: обеспечение процессуальных гарантий несовершеннолетних

9 окт 2015, 09:41

По данным официальной статистики, в течение 2014 года завершено досудебное расследование и направлено в суд 179 366 уголовных производств. В 7467 производствах в совершении преступлений обвиняются несовершеннолетние. Понятно, что этим обвинениям, как правило, предшествовали задержания и другие процессуальные действия с несовершеннолетними.


.

Несовершеннолетним (ребенком), в соответствии со ст. 1 Конвенции о правах ребенка, является человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Аналогичное определение содержит ст. 3 УПК, где указано, что несовершеннолетний — это малолетнее лицо, а также ребенок в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно международно-правовым нормам, общие особенности уголовного производства в отношении несовершеннолетних касаются всех его стадий и предусматривают: содействие перевоспитанию несовершеннолетних и реинтеграции их в общество; представительство несовершеннолетнего лицами, которые могли бы оказать ему помощь в защите от обвинения, и лицами, которые несут ответственность за его воспитание или участвуют в его воспитании; право на конфиденциальность во избежание причинения вреда несовершеннолетнему в связи с нежелательной гласностью или причинением вреда его репутации; особенности задержания и содержания под стражей, неотложность осуществления уголовного производства в отношении несовершеннолетнего и первоочередное рассмотрение его в суде с целью ограничения сроков содержания под стражей.

Указанные положения отражены также в национальном законодательстве Украины. Помимо основных процессуальных гарантий, предусмотренных для всех категорий лиц (презумпции невиновности, права быть уведомленным о предъявленном обвинении, права на отказ давать показания и т. д.), Уголовный процессуальный кодекс предусматривает ряд дополнительных (специальных) гарантий и особенностей в отношении несовершеннолетних, часть из которых также была предметом исследования.

Закон Украины «О милиции» содержит как обязанности, так и права милиции в отношении несовершеннолетних. В частности, несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния и не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, милиция имеет право задерживать в пределах восьми часов до передачи их законным представителям или направления в приемники-распределители для детей.

В процессе исследования, в частности, выяснялось понимание работниками правоохранительных органов дополнительных процессуальных гарантий для несовершеннолетних и отношение к их обеспечению. Во время проведения интервью большую часть полученных ответов можно оценить как положительные, но некоторые высказывания указывают на то, что часть следователей вообще не ориентируются в требованиях законодательства относительно процессуальных прав несовершеннолетних и, соответственно, их не выполняют.

Результаты исследования указывают на то, что в практической деятельности ОВД права несовершеннолетних на информацию системно нарушаются.

Несовершеннолетним в случаях их задержания вовремя не сообщаются основания задержания, в совершении какого правонарушения они подозреваются, а также не разъясняется право ничего не говорить о себе в контексте выдвигаемых против них подозрений. В процессе исследования также были получены сведения, свидетельствующие о том, что право на уведомление третьих лиц задержанным несовершеннолетним также не разъясняется.

Ни одно действие с несовершеннолетним в уголовном производстве не может быть осуществлено без участия защитника (ст. 52 УПК). Допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого осуществляется в соответствии с общими правилами, предусмотренными УПК, но исключительно в присутствии защитника.

В то же время результаты исследования указывают на то, что следователи в отсутствие адвоката получают от задержанных несовершеннолетних показания по их вине способом, не предусмотренным Уголовным процессуальным кодексом. Сами же задержанные несовершеннолетние при проведении с ними интервью также сообщили, что работники органов внутренних дел проводят с ними действия, направленные на доказательство их вины, в отсутствие адвоката.

Результаты исследования указывают также на то, что сотрудники ОВД, используя уязвимость несовершеннолетних и отсутствие защитника, законного представителя, педагога, психолога, оказывают на них психологическое давление, запугивая их с целью получения показаний относительно совершенных преступлений.

Оперативные работники ОВД, задерживая несовершеннолетних, вместо того, чтобы доставлять их в орган предварительного расследования, длительное время «работают» с ними самостоятельно. Используя возрастные психологические особенности несовершеннолетних, отсутствие адвоката, применяя запугивание и психологическое давление, заставляют давать показания против себя в виде объяснений, заявлений о своей противоправной деятельности и т. п.

Согласно ч. 2 ст. 213 УПК, в случае задержания несовершеннолетнего уполномоченное должностное лицо, осуществившее задержание, обязано немедленно сообщить об этом его родителям или усыновителям, опекунам, попечителям, в орган опеки и попечительства. Однако результаты исследования указывают на факты, когда о задержании несовершеннолетних их родителям сообщают через длительное время после фактического задержания или не сообщают вообще.

В случае, если подозреваемым, обвиняемым является несовершеннолетний, к участию в процессуальных, следственных (розыскных) действиях вместе с ним привлекается его законный представитель. В качестве законных представителей могут быть привлечены родители (усыновители), а в случае их отсутствия — опекуны или попечители, другие совершеннолетние близкие родственники, члены семьи и т. д. При проведении с несовершеннолетним следственных (розыскных) действий, кроме участия законных представителей, предусмотрено участие педагога или психолога, а при необходимости — врача. В процессе исследования выявлено, что отдельные следователи сознательно нарушают эти требования: «УПК предусмотрены случаи, когда должен также вызываться психолог или педагог, но где я должен их брать? Фактически их никто никогда не вызывает».

Участие законного представителя не может быть использовано во вред несовершеннолетнему согласно ст. 227 и 488 УПК. Но результаты исследования указывают на то, что имеют место случаи, когда этот принцип нарушается.

Из интервью адвоката:

«К органам опеки и попечительства у меня отдельный вопрос: в этом деле с несовершеннолетним у меня был не один прокурор, а два, потому что представительница органов опеки вела себя так, как будто его вина уже доказана во всех возможных инстанциях. Мне кажется, от них как раз толку никакого нет. Пока я открыто не высказалась в ее адрес во время судебного заседания и не спросила в лоб, чьи интересы она защищает, так она прямо под запись ответила, что если несовершеннолетний находится под следствием, значит, он виноват».

«Иногда приглашенные учителя вредят стороне защиты, так как позволяют себе комментарии собственного отношения к совершенному несовершеннолетним уголовному преступлению, тем самым настраивая следователя, прокурора и, самое главное, следственного судью на избрание в отношении такой категории подозреваемых более строгих мер, чем личное обязательство, что, на мой взгляд, не способствует перевоспитанию такого лица. Кроме следователя, такие педагоги (учителя из школы/интернатов) нередко настраивают и пострадавших на то, чтобы не заключать с несовершеннолетним соглашение о примирении или не поддерживать ходатайство стороны защиты о закрытии уголовного производства в связи с примирением потерпевшего и обвиняемого. И, к сожалению, в таких случаях суды прислушиваются к мнению и учитывают позицию потерпевших, что в конце концов приводит к вынесению обвинительных приговоров, а, следовательно, судимости и наказания несовершеннолетнего за нетяжкие или средней тяжести преступления, совершенные им впервые».

Приведенные примеры свидетельствует о не единичных случаях, когда лица, привлекаемые к участию в уголовном производстве в отношении несовершеннолетних в их интересах, сознательно действуют в ущерб правам и интересам несовершеннолетних.

По материалам исследования, проведенного в течение 2014–2015 годов Международным фондом «Відродження» в сотрудничестве с офисом Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, правозащитными организациями.

Подготовила Стася ЛЕВИЦКАЯ


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter