Фото: znaj.ua

Телескоп поймал загадочный радиосигнал из глубокого космоса: что о нем известно

6 авг 2018, 17:03

Радиотелескоп CHIME, расположенный в Британской Колумбии, 25 июля зарегистрировал единичный радиоимпульс длительностью несколько миллисекунд — быстрый радиовсплеск (fast radio burst, FRB). Не исключено, что его источником может быть галактика, расположенная примерно в нескольких миллиардах световых лет от Земли. На сегодняшний день не установлено, каким образом радиосигнал смог проделать такой путь, пишет The Astronomer’s Telegram.

Быстрые радиовсплески считаются особенными в силу того, что ученые еще не определили источники их происхождения в глубоком космосе. Согласно оценкам, энергия всплесков эквивалентна выбросу в космическое пространство энергии, испускаемой Солнцем в течение нескольких десятков тысяч лет.

Фото: Радиотелескоп CHIME

Обнаруженный в июле радиовсплеск был назван FRB 180725A. Его уникальность заключается в том, что он был «услышан» на довольно низкой частоте в 580 МГц. Все зарегистрированные до этого радиовсплески были не ниже 700 МГц. Считается, что эти радиосигналы не содержат никакой информации, пригодной для изучения.

Вместе с тем общепризнанной научной гипотезы образования быстрых радиовсплесков не существует — ученые и исследователи выдвигают ряд теорий и научно-фантастических спекуляцией. Обсуждаются следующие варианты: земной сигнал, производящийся техническими устройствами; слияние двух нейтронных звезд; «последний вздох» испаряющейся черной дыры или событие превращения тяжелого пульсара в черную дыру. Некоторые выдвигали теории, что быстрые радиовсплески могут оказаться проявлением активности внеземных цивилизаций.

Кроме этого, поскольку быстрые радиовсплески имеют дискретную меру дисперсии и приходят преимущественно в конце секунды по времени, эти свойства делают их очень похожими на так называемые перитоны — тип быстрых радиоимпульсов, обнаруживаемых лишь на радиотелескопе «Паркс». В 2015 году выяснилось, что почти все перитоны наблюдались при определенных положениях радиотелескопа в момент нарушения правил эксплуатации одной из двух микроволновых печей на кухне для сотрудников (досрочного открытия дверцы «микроволновки»). Однако обнаруженное земное происхождение перитонов не позволяет приписать тот же источник остальным быстрым радиовсплескам.

Фото: Радиотелескоп «Паркс»

Напомним, впервые быстрый радиовсплеск был обнаружен абсолютно случайно в феврале 2007 года учеными из университета Западной Вирджинии. Позже были обнаружены и другие радиовсплески. К примеру, в апреле 2015 года удалось установить, что источником FRB 150418 оказалась эллиптическая галактика в созвездии Большого Пса. Предположительно, импульс радиоизлучения возник в ходе столкновения двух нейтронных звезд.

Также на протяжении нескольких лет неоднократно регистрировался FRB 121102. Астрономы уверены, что это один и тот же радиовсплеск, так как каждый раз он исходил из одной и той же точки в пространстве. Его источником может оказаться галактика, расположенная примерно в трех миллиардах световых лет от нашей планеты.

Напомним, недавно NASA опубликовало 19 тыс. часов разговоров астронавтов космического корабля «Апполон-11», которые первыми ступили на поверхность Луны.