Ученые установили, как раковые клетки заражают здоровые

25 окт 2014, 14:34

Результаты исследования опубликованы в журнале Cancer Cell, пишет Slon.ru.

Установлено, что все клетки, в том числе и раковые, избавляются от «мусора» с помощью экзосом — крошечных пузырьков везикул диаметром в несколько десятков нанометров, содержащих протеины, ДНК и РНК, которые выделяются в межклеточное пространство. В некоторых случаях везикулы служат не только мусоропроводом, но и осуществляют межклеточную коммуникацию, то есть могут сливаться с другими клетками и сбрасывать свои отходы там.

Исследователи из онкологического центра М.Д. Андерсена в Хьюстоне (штат Техас) обнаружили, что злокачественные клетки в отличие от здоровых содержат блоки, необходимые для строительства маленьких фрагментов РНК, называемых микро-РНК. Эти фрагменты отличаются тем, что умеют подавлять экспрессию генов. В рамках исследований у 8 здоровых и 11 больных раком груди людей взяли образцы экзосом и ввели их мышам. Раковые экзосомы поменяли экспрессию здоровых клеток: 5 из 11 «больных» образцов спровоцировали рост опухолей у животных, из здоровых же — ни один. Одновременно выяснилось, что развитие опухоли удается замедлить, если отключить производящий микро-РНК механизм.

Однако остановить развитие рака, просто заблокировав распространение везикул, — это трудная задача: во-первых, не установлено, как это повлияет на здоровые клетки, а во-вторых, некоторые экзосомы здоровых клеток полезны, так как содержат протеины, которые борются с болезнью.

Тем не менее, онкологи надеются, что новые знания помогут использовать экзосомы для выявления и контроля рака: их больше, чем обычных раковых клеток, путешествующих в крови, а значит обнаружить их проще.

Как писал «Ракурс», рак легких может больше 20 лет оставаться в «спящем» режиме.

При этом недавно в Австралии нашли ягоду, уничтожающую раковые опухоли.

Читайте также материал «Ракурса» «Что должен знать каждый о раке кожи».