Новини
Ракурс

Поради батькам: коли потрібен дитячий психолог

Ракурс: В каких случаях нужно обращаться за помощью к психологу?


.

Н. Дмитришена: К психологу можно прийти по любому вопросу. Например, когда человек чувствует, что самостоятельно не может справиться с проблемой. Когда какая-то сложность мешает жить и становится навязчивой.

И сегодня существует заблуждение, что поход к психологу — это диагноз. Но ведь мы посещаем косметолога, ходим на массаж, различные процедуры, лечим тело и считаем это нормальным. Точно так же нужно заниматься и своим психологическим здоровьем.

Думаю, найдется немного родителей, которые бы время от времени не переставали понимать своих детей. Малыш вдруг перестает слушаться, казалось бы, без повода начинает сердиться; упрямиться. А послушный ребенок вдруг превращается в неуправляемого.

Дети мало похожи на взрослых: они чувствуют и мыслят по-другому. Их чувства могут быть очень сильными, но чаще они неустойчивы, например, то, чем ребенок увлекся с особым восторгом сегодня, завтра может быть забыто. Дети в современном мире развиваются семимильными шагами, и их мамам и папам тоже приходится нелегко.

Поводом для похода к специалисту может стать потеря контроля над ребенком, когда с ним становится все труднее ладить, то есть непонимание своего чада. Естественно, моменты непослушания бывают у всех — таким образом происходит становление личности маленького человечка. Но когда родители чувствуют, что эта гармония рушится, лучше посоветоваться со специалистом.

Если дети застенчивы, стеснительны, то восприятие себя у них достаточно негативно: они избегают контактов со сверстниками, чрезмерно чувствительны к критике, боятся проявлять инициативу, не защищают себя и свое пространство (их границы может нарушить любой — и сверстник, и взрослый). А если мама еще и сокрушается: «Что же ты такой стеснительный!», то сын (или дочь) начинает думать, что он не такой, как все. У ребенка появляется негативная установка, он замыкается в себе: никуда не пойду, ничего не хочу. Родители должны быть чуткими, стараться понять, почему ребенок, так любящий рисовать, отказывается ходить на занятия? Малышу, скорее всего, просто не пришелся по душе преподаватель. Маленький спортсмен может быть в восторге от футбола, но ему не подошел коллектив, он стесняется и поэтому отказывается ходить на тренировки. Нужно понимать, что все мы разные: есть детки интроверты и экстраверты. Поэтому одним комфортнее в одиночных видах спорта, а другие чувствуют себя в коллективе как рыба в воде. Родители ни в коем случае не должны заставлять ребенка ходить куда-то силой, пытаясь побороть стеснительность (пытаться — то есть пытать и себя, и ребенка), иначе у застенчивых детей страхи перед новым коллективом еще больше усугубляются. Родителям стеснительного ребенка я бы советовала поговорить с психологом о том, как правильно себя вести с ним, чтобы развить те качества, которые помогут ему быть более общительным.

Взрослые часто сами направляют свое чадо в ту сферу деятельности или творчества, которая им кажется важной. Я считаю, например, ошибкой водить деток в два-три года на многочисленные развивающие занятия (иностранный язык, математика, чтение, танцы, рисование и т.д.). Нет, я никоим образом не против раннего развития, но, по моему мнению, неправильно, чтобы в этом возрасте интеллект развивался раньше времени и в большей степени, чем различные эмоциональные проявления. Ведь малыши очень подвижны, спонтанны, у них замечательная врожденная интуиция, которая, к сожалению, с взрослением «приглушается». Родители же своим умом начинают подавлять шестое чувство своего ребенка. И тогда малыш не изучает себя, не познает, а выполняет то, что уже познали взрослые. Я бы советовала взрослым идти за желанием и интересом (интуицией) ребенка, предлагая и направляя — это разные варианты досуга, посещать различные кружки, мастер-классы и наблюдать, насколько ребенку это сейчас интересно. Не нужно волноваться, если ребенок не выбрал одно направление, он так познает мир. Любые занятия для малышей, будь то изучение иностранного языка или математики, должны проходить в игровой форме. Обязательно! Маленький ребенок не может долго сидеть за столом, он должен двигаться, и не стоит его лишать этого.

Чрезмерная активность также является поводом для похода к психологу, ведь такие дети не в состоянии на чем-то сосредоточиться, они легко увлекаются, но не доводят дело до конца. Гиперактивный ребенок отличается быстрой сменой вида деятельности, этакой забывчивостью, необязательностью, «неряшливостью», хронически теряет вещи. Здесь тоже без помощи психолога не обойтись, ведь эту чрезмерную энергию нужно направить в оптимальное русло.

Немало родителей, думаю, сталкивались также с проявлением агрессивности у детей. Причин такого поведения очень много. И здесь важно, чтобы агрессия не закрепилась и не стала чертой характера, а также не перешла в аутоагрессию.

Не стоит ругать детей по мелочам, например за разбитую чашку. Ведь ребенок сделал это ненамеренно. А если это случается часто, ребенок неуклюж, родители должны услышать этот звоночек, ведь у малыша могут быть не очень хорошая координация движений и внимание. Здесь потребуется помощь специалиста. Очень помогают игры с ребенком на внимательность. Можно разложить игрушки, книги, другие предметы, завязать ребенку глазки (либо просто малыш отворачивается) и спросить, например, что лежит на столе, есть ли там медвежонок? Потом вступает в игру мама, здесь уже ребенок в роли ведущего. Надо сказать, что дети очень радуются, если родители иногда тоже ошибаются.

С особыми ситуациями порой нелегко справляться даже взрослым, не говоря уж о ребенке. Это может быть развод родителей, смерть одного из членов семьи, поступление в школу... Психика у ребенка очень хрупкая, уязвимая, и если внешне это никак не проявляется, это не означает, что ребенок не переживает. Эти душевные чувства прячутся вглубь и могут проявиться в отдаленном будущем.

Было бы также неверным думать, что психолога нужно посещать только в случае возникновения проблемных ситуаций. Ведь специалист сможет помочь «увидеть» потенциальные возможности вашего малыша: какими способностями он обладает, как помочь развить в нем гармоничную личность. Консультация психолога также будет полезной родителям, которые время от времени беспокоятся, все ли в порядке с сыном или дочерью, правильно ли развивается ребенок на данном этапе.

Ракурс: Что делать, если родители видят проблему, но ребенок отказывается идти на консультацию к психологу?

Н. Дмитришена: Я всегда предлагаю встретиться сначала с родителями, выяснить, что происходит в семье. Мой опыт показывает, что этого часто бывает достаточно, и взаимоотношения между взрослыми и детьми налаживаются. К сожалению, ситуация, когда родители не находят времени для психологической консультации, а стараются привести своих детей, очень распространена. Хотелось бы донести до мам и пап, что ребенок должен хотеть идти к психологу. Навязчивая инициатива родителей на языке ребенка звучит так: «Мама считает меня ненормальным, она ведет меня к психичке». Это приводит к еще большему обострению конфликта в семье.

Когда же мама (папа) сама приходит на консультацию к психологу и прорабатывает свои проблемы, она может поделиться этим с ребенком: «Ты знаешь, я пошла к психологу, потому что я что-то не понимаю в тебе, и мне помогли, посоветовали сделать следующее»... В этом случае сын (дочь) видит эту ситуацию по-другому: мама обратилась за помощью, потому что с ней что-то не в порядке. Отношения смягчаются, и предложение: «Психолог говорит, что можно пригласить тебя на встречу», уже, скорее всего, не вызовет негативной реакции.

Подростки часто не хотят идти на консультацию к психологу из-за боязни, что придется «обнажить» душу, и родители все узнают. Хочу подчеркнуть, что консультации происходят тет-а-тет, беседа в кабинете психолога является тайной, она там и остается. Ведь в противном случае выстроить доверительные отношения не удастся. Психолог не рассказывает родителям секреты ребенка, он может лишь давать советы маме или папе, что нужно сделать, чтобы отношения потеплели.

Для детей младшего возраста работа с психологом происходит в игровой форме. Некоторые родители ошибочно воспринимают это просто как развлечение, за которое им приходится платить деньги. А ведь в игру с маленькими пациентами психолог вкладывает не только свои знания, но и эмоции, силы. А по итогам «забав» идет тщательный анализ для выстраивания дальнейшей работы. Игра относится к проективным методикам, то есть такого рода занятия — это проекция на жизнь. Родители должны понимать, что именно в игре ребенок проигрывает все свои жизненные ситуации. Еще не придумана лучшая возможность для формирования характера маленького человечка, который пока не может выразить словами свои чувства, эмоции, они могут раскрыться в игре, рисунке... Для ребенка игра является «смыслом жизни и самой жизнью», одним из самых прочных эмоциональных мостиков, которые могут создать родители. Ведь играя, ребенок лучше осознает собственные чувства, может увидеть, как его поведение сказывается на других. Игра также способствует развитию таких качеств, как доверие и коммуникабельность, самопознание, принятие и понимание других людей. Поэтому родителям нужно как можно больше играть со своим ребенком в сюжетно-ролевые и подвижные игры.

Часто взрослые сетуют: «Ему уже 12 (вставить нужную цифру) лет, а он все играется!». Значит, вашему ребенку это нужно, видимо, он еще не проиграл какие-то ситуации. И если уже почти взрослый ребенок покупает себе игрушку, о которой мечтал все детство, следовательно, ему необходимо завершить какую-то незаконченную в прошлом стадию. Как я говорила выше, игра — это проекция на взрослую жизнь, ее репетиция. Помните, как сказал психолог Алан Уоттс: «Жизнь — игра, первейшее правило которой — считать, что это вовсе не игра, а всерьез»?


Помітили помилку?
Виділіть і натисніть Ctrl / Cmd + Enter