Новини
Ракурс

Чарівний ефект пісочної анімації

Игра с песком — одна из самых интересных и привлекательных игр для детей любого возраста. Ведь этот материал дарит целую гамму ощущений: он послушный, гладкий и шершавый одновременно, а как приятно струится между пальцами. Помните, с каким наслаждением в жаркий день можно зарыться в теплый сверху и такой прохладный внутри морской песок? Он не перестает манить и взрослых, которые с удовольствием строят с детьми замки из этого податливого материала и под аккомпанемент волн рисуют на мокром песке.


.

Ракурс: Обыкновенный песок обладает волшебной силой? Благодаря каким свойствам этот материал нашел применение в психологии?

Н. Дмитришена: Песок трудно переоценить. Это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям игровая среда, а также великолепный материал для творчества, экспериментирования, познания... Песок обладает свойством «заземлять» негативную энергию, успокаивать подобно медитативным техникам, что очень полезно для гиперактивных детей, а также для тревожных и замкнутых.

Важно, что ребенок включается в игру с песком всем своим существом — эмоционально, психически и физически. Неудивительно, что волшебные свойства этого природного материала были взяты на вооружение психологами. Дело в том, что различные внутренние конфликты детям легче выразить с помощью зрительных образов, чем словесно. Играя, ребенок отображает в песочнице свой мир, воплощает спрятанные глубоко внутри переживания.

В игре с песком ребенок учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более любознательным. У детей активизируются как эмоциональные, так и мыслительные резервы.

Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия — все это в совокупности и лежит в основе оздоровительного эффекта игры с песком для ребенка, в котором гармонично сочетаются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа).

Одной из необычных и занимательных методик песочной терапии является рисование песком на стекле, или Sand Art. Несколько лет назад в интернете мне впервые попался видеоклип с песочной анимацией. Я была под сильнейшим впечатлением от увиденного, пересматривала этот ролик раз 100! Это было просто чудо — из песка создавались картины, которые менялись волшебным образом одна за другой, рассказывая красивую историю.

Песочная анимация Ксении Симоновой

Рисование песком — искусство еще молодое. Изобретателем считается мультипликатор из Канады Кэролин Лиф, создавшая в 70-х годах ХХ столетия песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Ее работа получила огромную популярность и завоевала сердца зрителей во всем мире. Благодаря ловкости рук, простые движения превращаются в сюжет… Позже ее опыт взяли на вооружение многие аниматоры, создавая динамичные песочные фильмы, без монтажа, как бы на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — рисованию песком.

В Украине песочная анимация только приобретает популярность. Ее популяризацией активно занимается Ксения Симонова, молодая художница, победительница телевизионного шоу «Україна має талант». При помощи рук и песка она создала на стекле необыкновенные истории, покорившие зрителей. На YouТube видео Ксении посмотрели более 2,5 млн человек во всем мире.

Благодаря сильному эффекту, оказываемому на человека, песочная анимация сразу привлекла к себе внимание психологов. А как метод арт-терапии Sand Art стал использоваться совсем недавно.

Ракурс: Рисовать песком на стекле может каждый или нужны определенные навыки и умения?

Н. Дмитришена: Для рисования песком используется специальная световая арт-песочница и особый очень мелкий песок. Этот процесс настолько увлекательный и завораживающий, что уже с первого рисунка возникает ощущение, что ты — настоящий художник и творец. Никакие особые навыки не нужны.

Sand Art — не только увлекательное занятие, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных сказок. Под чутким руководством преподавателя он учится создавать как отдельные картины из песка, так и целые истории, сюжетные линии. Дети с огромным интересом и восторгом овладевают всеми премудростями метода, и серьезный учебный процесс превращается для них в интересное и очень захватывающее занятие.

На занятиях детские психологи обучают принципам создания песочных рисунков. Акцент делается непосредственно на процессе творения, при котором дыхание ребенка становится спокойным, движения его рук и всего тела — плавными, внутреннее состояние — гармоничным. То есть техника рисования песком обладает не только художественными, но и огромными лечебными свойствами. Песок несет в себе возможность трансформации, схожей с самой жизнью и внутренним миром человека, которые постоянно меняются и развиваются.

Такой «разговор» рук с песком помогает решить многие проблемы: поведения детей (непослушание, агрессивность, гиперактивность); эмоциональные (низкая самооценка, неуверенность в себе, тревожность, страхи); семейные (появление младшего ребенка, смена места жительства, развод); коммуникативные (поступление или смена детского садика, школы, трудности в общении с другими детьми и взрослыми, неуспеваемость в школе).

Как мы уже говорили выше, детям легче выразить внутренние переживания не вербально, а с помощью зрительных образов. При переводе бессознательного в ощутимую и видимую форму появляется реальный результат творчества — сознание человека уже не может отрицать осязаемое.

Создавая картины из песка, мы получаем удовлетворение: я, оказывается, обладаю талантом и творческим потенциалом! Конечно же, повышается самооценка и уверенность в себе и своих силах.

Рисуя, мы учимся выражать свои чувства. У нас не только повышается ощущение своей личностной ценности, но и развивается чувство внутреннего контроля.

Важно, что рисование песком хорошо развивает мелкую моторику рук, что особенно полезно для деток (стимулируя пальчики, мы стимулируем мозг), а также для пожилых людей, ведь с возрастом чувствительность рук снижается. А еще для людей, работающих за компьютером.

Когда человек работает с песком в световой песочнице, его движения становятся более размеренными и плавными, синхронизируются с ритмом дыхания. А если рисовать под музыку, то зрительный, слуховой и кинестетический каналы будут работать в унисон, что способствует полноценному восприятию мира, возможности ощутить и познать его по-новому, чего так не хватает в обычной нашей жизни, когда разум довлеет над чувствами.

Рисовать песком можно двумя руками, симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга и полноценному их взаимодействию.

Рисование песком Sand-Art — удивительно интересное и очень «живое» занятие, увлекающее как детей, так и взрослых. Нужно не забывать, что каждый ребенок, придя в этот мир, уже безгранично талантлив. А нам — родителям и педагогам, нужно только дать возможность нашим детям раскрыть свои уникальные способности. Песочная терапия как нельзя лучше развивает творческий потенциал, помогает почувствовать себя творцом не только созданной песочной фантазии, но и своей жизни.


Помітили помилку?
Виділіть і натисніть Ctrl / Cmd + Enter