Новости
Ракурс

Новая инициатива Кабмина может ударить по получателям ипотечных льгот

9 июн 2016, 08:46

Однозначно решительной инициативой правительства следует считать предложения проекта закона о предоставлении целевых ипотечных льгот отдельным категориям граждан с целью улучшения социально-бытовых условий их проживания. Речь идет о законопроекте №4550 от 4 мая 2016 года «О внесении изменений в статью 4 Закона Украины «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства» (относительно реализации государственных жилищных программ)».


.

В результате введения новых законодательных положений военнослужащие, полицейские, работники Вооруженных сил Украины, Нацгвардии, СБУ и других госорганов, определенные лица из состава добровольных формирований (при условии дальнейшей подчиненности таких формирований силовым структурам Украины), которые защищали территориальную целостность Украины во время АТО, и семьи погибших таких лиц смогут воспользоваться финансовой поддержкой государства при строительстве или покупке жилья. Государство в таком случае будет возмещать 50% стоимости строительства (приобретения) доступного жилья и/или льготного ипотечного жилищного кредита. Единственной практической угрозой реализации данной инициативы, учитывая объективные обстоятельства осуществления бюджетной политики, является государственная возможность ее финансового подкрепления и реального выполнения в полном объеме.

Вместе с тем законопроект содержит еще одно противоречивое и даже угрожающее предложение, на котором не акцентируют внимание инициаторы: это изменение условий реализации действующей программы удешевления стоимости ипотечных кредитов. Суть программы заключается в удешевлении стоимости ипотечных кредитов для определенной категории граждан путем возмещения государством части процентов по банковским кредитам, полученным на строительство или приобретение жилья в новостройках. То есть гражданин, который стал участником программы, сможет получить ипотечный кредит в банковском учреждении, при уплате процентов по которому ему реально надо будет платить 3% годовых — остальное компенсирует государство. Законопроектом предусмотрено увеличить процентную ставку до 10% годовых.

Поскольку в последнее время в профильном министерстве обсуждаются проблемы значительного обременения госбюджета предоставлением ипотечных льгот и необходимости реструктуризации именно действующих договорных условий государственной поддержки, то участники программы, на которых она была рассчитана, могут стать очередными жертвами «взвешенных» действий правительства. То есть на средний класс граждан, бюджетников, которые пытались собственными силами с определенной помощью государства решить свою жилищную проблему, может лечь непомерный груз финансовых кредитных обязательств, несоразмерный с доходами, которые принимались во внимание при заключении трехсторонних договоров участниками программы, банками и государственным фондом содействия жилищному строительству, и дополненный социально-экономическим кризисом в стране.

В законопроекте отсутствуют какие-либо оговорки о распространении новых условий кредитования исключительно на договоры, которые будут заключены в будущем. Именно такая оговорка в законопроекте позволила бы конструктивно подойти к бюджетному планированию в сфере обеспечения доступным жильем, восстановить и активизировать государственную программу жилищного строительства с полным уважением ко всем своим гражданам, постепенно обеспечивая доверие к действиям и программ правительства, а не, как привыкли, одной рукой давать, а другой забирать.

В свою очередь, в Фонде «Госмолодежжилье» (Держмолодьжитло) отмечают, что проект закона «О внесении изменений в ст. 4 Закона Украины «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства» (относительно реализации государственных жилищных программ)» не меняет уровень и объем возмещения части процентной ставки по ипотечным кредитам, которые были выданы банками в рамках реализации программы удешевления стоимости ипотечных кредитов.

Так, специалисты Фонда уверяют, что программа удешевления стоимости ипотечных кредитов регламентирована Порядком удешевления стоимости ипотечных кредитов для обеспечения доступным жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденным постановлением Кабинета министров от 25 апреля 2012 года №343, которое в свою очередь не является подзаконным актом Закона Украины «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства», в частности, не реализует нормы ст. 4 указанного закона.

«Таким образом, указанный законопроект в принципе не относится и не регулирует правоотношения Госмолодежжилья (как учреждения, непосредственно реализующего нормы вышеупомянутого Порядка), банков и заемщиков по программе удешевления стоимости ипотечных кредитов, и никоим образом не повлияет на правоотношения, урегулированные нормами Порядка», — отмечают в ведомстве.

По их словам, увеличение процентной ставки с 3% до 10% законопроектом предусмотрено по прямым бюджетным кредитам, которые должны предоставляться в соответствии с условиями Закона Украины «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства» государственным финансовым учреждением, а никак не банками.

«К сожалению, во исполнение этой законодательной нормы, именно по ипотечному кредитованию, так и не были разработаны соответствующие подзаконные акты, поэтому не был внедрен и соответствующий механизм (программа) кредитования населения. Таким образом, на сегодняшний день ни одного кредита по этому механизму не выдано, поскольку даже не был утвержден правительством порядок их предоставления», — добавили в Фонде.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter