Новости
Ракурс

С мая украинцы смогут исследовать свою родословную онлайн — руководитель проекта

В Украине готовится к запуску сайт, где будет размещена крупнейшая база генеалогических данных страны. Как обещает руководитель проекта и соучредитель компании Runsite Игорь Гошовский, уже в мае украинцы смогут исследовать собственные родословные. На начальном этапе онлайн-база будет состоять из информации о двух миллионах жителей Украины, родившихся в период 1650–1920 годов.


.

«Ракурс» пообщался с Игорем Гошовским о работе над проектом и перспективах его развития.

— С чего все начиналось и когда переросло в идею создания базы?

Игорь Гошовский— Все начиналось с исследования собственной родословной. Мне удалось исследовать четыре ветви рода по 10–12 поколений до начала XVIII века. Всего знаю имена и фамилии около двух тысяч человек, принадлежавших к моему роду.

Процесс исследования своей генеалогии длился около 5–6 лет. За это время пришлось много поездить по архивам. По образованию я историк, поэтому у меня сложилось крайне неприятное впечатление о состоянии документов. Например, метрические книги (бумажные реестры, в которых духовенство фиксировало данные о рождении, браке, смерти. — Ред.) находятся в ужасном состоянии. В архивах полуистлевшие книги лежат друг на друге стопками. Нет финансирования, чтобы восстановить, сохранить эти материалы. В отдельных случаях бывало, открываешь страницу, а она рассыпается. Мне как историку было очень досадно.

В это время появлялось понимание, что информацию нужно сохранить. По возможности оцифровать, сделать фотокопии, если такие опции недоступны — просто переписать вручную. Впоследствии эта идея переросла в более масштабную — создание базы генеалогических данных украинцев.

— Помимо архивов, где еще искали информацию?

— Когда я исследовал свое родовое дерево, то много информации получил из интернета. Мне понравилось, как работают на этом поприще поляки. У них есть много генеалогических сайтов, где можно за деньги или бесплатно узнать информацию о своих предках. Речь идет в частности о территории западных областей Украины.

В этом плане возникло понимание того, что мы отстаем от мировых трендов, у нас в то время не было ничего, кроме информации, которая не является массовой, масштабной. Если честно, то меня вдохновила польская работа по индексации данных.

— Как создавалась база данных украинцев?

— Сначала я пытался делать индексацию по регионам, где проживали мои предки, — это Ровенская, Хмельницкая области. Со временем появлялись волонтеры, которые помогали обрабатывать информацию. Сейчас наблюдается эффект снежного кома: ежедневно находятся новые волонтеры, люди передают нам свои базы данных, мы все больше и больше набираем темпы. Кроме того, неравнодушные помогают нам финансово через краундфандинг, для того, чтобы мы смогли оплатить работу специалистов. С этой целью мы запустили промосайт www.pra.in.ua. Также стараемся привлечь профессионалов, которым можно доверить более сложные документы.

— Расскажите о территориях, которые охватывает исследование.

— Территориально мы покрываем всю Украину. Есть регионы, где база значительно больше наполнена, есть — где меньше. Например, Ровенская, Волынская, Житомирская области, Галичина, Киевщина, Полтавщина хорошо представлены. Однако сейчас, после объявления о запуске проекта, многие передают нам результаты своих исследований, за что мы очень благодарны.

— На каком этапе проект сейчас?

— Мы работаем над наполнением базы, а программисты «допиливают» сайт, поскольку планируем запустить не просто базу данных людей, а еще много разных сервисов с мощной навигацией, которая будет существенно помогать при поиске.

Исследователи индексируют информацию из метрических книг, «воеводских вестников» (где местные администрации публиковали списки жителей), адресных и памятных книг губерний и городов. Отдельное направление — индексация списков избирателей в Сейм 1920–1930-х годов. Сейчас работа ведется с документами по Волынскому воеводству, но в перспективе — охватить другие регионы Украины, входившие в то время в состав Польши. В базе данных также есть информация об украинцах, которые принимали участие в национально-освободительной борьбе и пр.

Кроме этого, недавно один человек на условиях анонимности передал проекту базу примерно на 400 тыс. человек, проживавших в Донецкой и Луганской областях на рубеже XIX–XX веков. За счет этой базы проект сразу вырастет до 2,3 млн человек.

— Как будет выглядеть база? Какую информацию можно будет получить?

— Информация по каждому человеку будет содержать 13 полей, среди которых: фамилия, имя, отчество, год рождения и смерти, известные годы жизни, обязательно информация о территориальной привязке.

— Какие источники используете для формирования базы?

— Подходят абсолютно все источники, которые позволяют по приведенной схеме заполнить максимум полей о человеке. Это могут быть метрические книги, списки избирателей в Сейм, адресные книги городов, памятные книги губерний. Значительная часть обработанных материалов состоит из данных за период конца XIX — начала XX века, однако есть неплохое количество и по XVIII веку.

— А работа в архивах?

— Мы стараемся привлечь внимание к проблематике этого вопроса. Сейчас каждый имеет право работать в читальном зале, но это требует очень много времени, в значительной степени из-за неоцифрованности документов и чрезмерной бюрократизации самого процесса. Обычно необходимые документы находятся в архиве не того города, в котором проживаешь, следовательно, человек тратит время на дорогу, затем необходимо сделать заказ на получение документов, а дальше — ждать в лучшем случае один-два дня, иногда и больше, пока получишь возможность работать с заказом. К тому же выдается только по 10 документов в день. Поэтому люди отказываются от поисков.

В идеале эти архивные документы должны быть оцифрованы и выложены или онлайн в общем доступе, или хотя бы в локальную сеть архива. Отдельная сложная тема — денежные поборы в архивах. Часто учреждения опускаются до того, что требуют по 20–50 грн за обычный снимок страницы метрики на собственный смартфон. По моему мнению, правовые основания таких внутренних распоряжений сомнительны. Очевидно, что существует потребность в реформе, которая изменила бы принцип работы архивов, улучшила их организацию и способствовала бы онлайн-обнародованию тех документов, которые больше всего интересуют посетителей.

— Есть такие документы, которые вы обрабатываете только собственноручно?

— Никому не даю списки воинов Австро-Венгерского войска, рожденных в Украине. Это Закарпатье, Буковина, Галичина. Вот, например, на этом фото изображен воин польского легиона Австро-Венгерского войска в волынском лесу во времена Первой мировой войны. База по этим воинам сейчас составляет 12 тыс. человек, и эта работа будет продолжаться еще несколько месяцев.

— Информацию о каком количестве людей будет насчитывать база в ближайшее время?

 — К концу 2017 года мы планируем расширить базу данных до 3 млн человек. К 2018 году хотим выйти на 4 млн человек. Планируется внедрение такого сервиса, как «Родовид», который позволит формировать свое родовое дерево.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter