Новости
Ракурс

Налог на выведенный капитал: удастся ли реализовать перспективные идеи

В среду, 4 октября, Кабинет министров Украины на своем заседании одобрил замену налога на прибыль налогом на выведенный капитал. Предлагается внести изменения в Налоговый кодекс. «Мы, авторы этого законопроекта, хотим его ввести, но хотим также провести четкие расчеты, чтобы не повредить макрофинансовой стабильности Украины. Безусловно, мы его введем, но подумаем, каким образом, какая этапность и т. д. Сейчас мы над этим работаем», — сказал премьер-министр Владимир Гройсман.


.

Суть изменений состоит в том, что полученная прибыль впредь не должна являться объектом налогообложения до тех пор, пока она не выплачивается собственникам или совладельцам в форме дивидендов или приравненных к ним платежей. Пока средства не выводятся из бизнеса, никто в бухгалтерию предприятия влезать не должен и не будет. Вот такое светлое будущее планируется разработчиками этого проекта. Бизнесменам, вкладывающим прибыль в свое дело, теперь не нужно будет придумывать схемы по ее минимизации и фактически платить государству за свое развитие.

Однако впереди — обсуждение законопроекта в Раде, которое может стать многолетним. Хотя проект этот неприятен именно для исполнительной власти, а не законодательной, ведь после его принятия поступления в бюджет сократятся значительно. Так, по оптимистичным прогнозам Гройсмана, в первый год будет недополучено 40 млрд грн. Более пессимистичные (и более реальные) из озвученных экспертами цифр — 50–55 млрд грн.

В 2017 году от налога на прибыль государство получит около 70 млрд грн, то есть поступления в бюджет сократятся на две трети. Первое время потери будут очень ощутимы. Энергичный продвиженец данного законопроекта, министр финансов Александр Данилюк в этой связи заявляет: «К закону нужно отнестись очень ответственно. Мы считаем, что в первые несколько лет потери необходимо компенсировать за счет уменьшения расходов бюджета». Хотя в планах бюджета на 2018 год заложены только возросшие цифры расходов по всем статьям, связанным с работой и жизнью украинских чиновников.

Идее нового закона уже два года. При формировании бюджета-2016 ее пытались протолкнуть на обсуждение, но поддержки она не нашла. Законопроект разрабатывался по примеру Эстонии, где такой порядок существует уже 16 лет. С начала нынешнего года подобный закон работает в Грузии. В Гонконге возможность освобождения от налогообложения реинвестируемых средств способствовала грандиозному экономическому рывку вверх, но нам надеяться на повторение южнокитайских перемен не приходится: мы только в самом начале изменений, и произойдут ли они в скором времени — большой вопрос.

В Гонконге возможность освобождения от налогообложения реинвестируемых средств способствовала грандиозному экономическому рывку вверх

Принятие законопроекта приведет к тому, что отчетность будет показывать более реальные цифры, и это позволит финансовым институтам быстрее и спокойнее кредитовать бизнес, а государству — тратить меньше денег на налоговые проверки и суды. Предприятиям будет предоставлена сколь угодно долгая отсрочка для уплаты налога на прибыль, а никто кроме собственника не инвестирует ее лучше. Это главный постулат проекта.

Другим важнейшим итогом станет возможность иностранного бизнеса инвестировать в Украину: существующий налог на прибыль ставил крест на идее вкладывать деньги в нашу страну с запутанной и противоречивой налоговой системой. Зарубежный предприниматель не понимает, почему он обязан платить налоги сразу, до того, как его инвестиция стала приносить доход и прибыль. Деньги из-за рубежа были чаще украинскими, приведенными в нашу страну из многочисленных офшоров. Ведь сегодня из Украины, благодаря замысловатым внешнеэкономическим операциям, выводится почти 10% ВВП, и если эти деньги перестанут исчезать из страны в таких внушительных объемах, то это может стать неплохим компенсатором потерь безрадостного отечественного бюджета.

Сейчас в стране почти 270 тыс. предприятий — плательщиков налога на прибыль, и всего тысяча из них платит большую часть — 85% — этого налога в бюджет государства. Каким образом собирается этот налог, для любого украинца является необъяснимой загадкой. Притом что 8 тыс. крупных компаний с оборотом более 100 млн грн задолжали госбюджету более 500 млрд грн, и долг этот постоянно растет. Вот где простор для применения государственной машины.

Согласно основным положениям разработанного законопроекта, прибыль, распределенная в форме дивидендов, будет облагаться по ставке 15% вместо нынешних 18%. Для нерезидентов Украины при получении дивидендов налог на репатриацию не взимается, а для физических лиц не взимается налог на доходы физлиц. Для «хитрых» схем, приравненных к дивидендам, ставка будет 20%.

Предполагает законопроект и борьбу с офшорами. А если украинский предприниматель захочет инвестировать деньги за границу, например, построить конфетную фабрику в городе Липецке, то этот закон станет для него дискриминационным. Инвестиция будет облагаться повышенной, по сравнению с сегодняшней, ставкой. Зато для иностранца, желающего инвестировать в Украину, ситуация предельно понятна — нужно будет заплатить 15% от забираемых назад наличных и все.

Нововведения ликвидируют нынешних «упрощенцев», потому что общая схема налогообложения станет гораздо понятнее и необходимость в упрощенной системе просто отпадет. Радикальные изменения произойдут в бухгалтерском учете на предприятиях. Налог на выведенный капитал не оперирует такими понятиями, как доход, расход или прибыль. При его применении бухучет не является базой для расчета налога. Введение такого налога приведет к отказу от двойной бухгалтерии — стиля жизни, которым живет современный бизнес в большинстве стран веками. Огромную армию украинских бухгалтеров много лет учили совсем иному.

Над законопроектом работали долго. Год назад Национальный совет реформ озвучил сроки окончания его разработки. Критики в адрес законопроекта высказывалось много. Был базовый эстонский продукт, на основании которого для украинского бизнеса создавались экономические стимулы выхода из тени, упрощалось администрирование и закладывались основы прозрачного налогообложения в момент распределения дивидендов.

Проект закона был готов еще в начале лета, в октябре его одобрил Кабмин. Будем ждать, чем закончится его внесение в Верховную Раду. В правительстве утверждают, что он обязательно заработает в начале 2018 года. Однако нет сомнения, что крупный бизнес, крепко вцепившийся в кормушку, будет препятствовать нововведениям. У него есть главное — деньги, которые будут легко потрачены, чтобы не менять годами отработанные схемы. А у украинского народа есть другое главное — собственная воля и достоинство. Посмотрим, смогут ли представители народа в парламенте реализовать эту волю.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter