Новости
Ракурс
Ілюстрація: Purple Slog / flickr.com

Компартия Украины: пациент скорее жив, чем мертв

19 июля Департамент киберполиции сообщил о том, что его сотрудники провели санкционированный обыск в офисе Коммунистической партии Украины. Поводом для обыска стало то, что через официальный сайт партии распространяли запрещенную в стране символику. Полиция изъяла компьютеры, сменные носители информации, а также «выявила» людей, администрировавших сайт. (Хотя, собственно, кого там было особенно «выявлять»? Сидели офисные сотрудники, скорее всего, нанятые на зарплату, и тихо-мирно пополняли сайт всяким гов… ну, в общем, партийными материалами.)


.

Между тем проблемы у администраторов сайта нарисовались нешуточные: начато уголовное производство по ч. 2 ст. 436 Уголовного кодекса Украины — «Изготовление, распространение коммунистической, нацистской символики и пропаганда коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов». Статья серьезная, а вторая часть — «Действия, совершенные лицом, являющимся представителем власти, или совершенные повторно, или организованной группой, или с использованием средств массовой информации» — и вовсе предусматривают лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества.

У человека, не искушенного в правовых тонкостях, может возникнуть законный вопрос: если весь этот коммунистический мусор в стране запрещен, а в УК есть даже жесткая статья, то почему местные борцы за дело Ленина/Сталина/Мао Цзэдуна до сих пор активно действуют в Украине, издают листовки, ведут сайт? Вроде ж Компартию запретили? Или… не запретили?

 

Давайте отследим хронологию событий. И начнем, пожалуй, не с 2015-го, а с… 1991 года. Да-да, указ о запрещении Компартии был одним из первых законных актов независимого государства, изданный еще Президиумом Верховного Совета Украины и подписанный Леонидом Кравчуком, тоже тогда еще председателем Верховного Совета (и, напомню, бывшим вторым секретарем ЦК КПУ, замом по идеологии). Кравчук и по сей день гордится этим указом. Однако в мае 1993-го, при президентстве все того же Кравчука Президиум Верховного Совета Украины вновь «разрешил» Компартию, и летом того же года в Донецке прошел первый съезд коммунистов, на котором и был избран бессмертный партайгеноссе Петр Симоненко. (Вдумайтесь: вот уже четверть века главный коммунист, которого наградили не вполне приличным прозвищем по первым буквам имени-отчества-фамилии, рулит «вечно живой» компартией!)

И никого это не трогало. Пока не случился Майдан, а вслед за ним — оккупация части Украины. Тогда парламентарии снова встрепенулись и в апреле 2015 года приняли закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики». На основании этого закона были внесены изменения в Уголовный кодекс. А уже в декабре того же 2015-го Окружной административный суд Киева принимает судьбоносное, без преувеличения, решение о запрете КПУ.

Но подождите радоваться! Товарищ Симоненко с однопартийцами начинает оспаривать это решение, дело идет по инстанциям. Тем временем 46 народных депутатов подают представление в Конституционный суд Украины о соответствии «антикоммунистического» закона от 9 апреля 2015 года Конституции. И теперь Киевский апелляционный административный суд ждет решения Конституционного, чтобы наконец решить самому: так жив пациент или мертв?

А пока пациент (то есть Компартия) скорее жив, чем мертв. Во всяком случае, в реестре политических партий Министерства юстиции он присутствует (номер свидетельства о регистрации — 505), стало быть, существует легально.

Однако пока там законодатели решают глобальные вопросы о том, законна ли Компартия, для полицейских есть свой четкий закон — Уголовный кодекс. И действуя согласно ему, они… наказывают самых злостных коммуняк — администраторов сайта!

В заявлении на официальном сайте Департамента киберполиции сказано: «Киберполиция продолжает выявлять подобные факты (распространение запрещенной символики. — Ред.) в сети Интернет. По всем фактам распространения коммунистической символики виновные лица будут привлечены к ответственности».

Тем временем товарищ Симоненко остается на свободе и как ни в чем не бывало вещает о произволе властей и борьбе с инакомыслием через «ГолосUA». Там же подает свой голос в защиту Компартии и директор некоего Украинского института анализа и менеджмента политики. (Очень рекомендую зайти в список учредителей этого учреждения, например, через сайт youcontrol.com.ua, и убедиться, откуда ноги растут. Впрочем, чтобы догадаться, что это агенты влияния Кремля, достаточно просто ознакомиться с содержанием статей, выложенных на сайте «института».)

Минюст на основании «антикоммунистического» закона сделал собственное заключение, мягко говоря, не в пользу участия Компартии в выборах (хотя окончательное решение принимает ЦИК). Правда, в Министерстве юстиции оставили «красным» лазейку: они могут… сменить название партии, и тогда все будет в порядке. Тем временем главный комми три недели назад заявил все через тот же карманный «Голос», что коммунисты будут участвовать и в парламентских, и в президентских выборах. Хотя форма участия описывается несколько расплывчато: мол, мы изо всех сил будем доносить до народа правду. Но я не удивлюсь, если они всерьез полезут в предвыборную борьбу — хоть чучелом, хоть тушкой.

Поэтому хотелось бы, чтобы Конституционный суд побыстрее определился с решением судьбы Компартии.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter