Новости
Ракурс
Фото: maxpixel.net

Ликбез по ПДД, или Как избежать «до» и «после»

31 июл 2018, 09:19

О том, что в нашей стране очень высокий уровень дорожно-транспортных происшествий, причем с тяжкими последствиями, мы уже писали. Как и о том, что Украина — в рамках программы повышения уровня безопасности дорожного движения — задекларировала комплекс мероприятий, в очередной раз направленных на предупреждение аварий.


.

И хотя в полиции, где ведут статистику ДТП, главными причинами аварий на дорогах называют нарушение правил маневрирования, несоблюдение дистанции и превышение скорости, есть еще одна категория аварий, которые нельзя игнорировать. Это аварии с участием пешеходов, на которые, если верить статистике, приходится небольшой процент от общего количества. Тем не менее, практически все они — с тяжкими последствиями, вплоть до летального исхода. Мы попытались разобраться, все ли в нашей стране делается для того, чтобы уменьшить количество таких ДТП и уберечь жизни людей.

Часто бросаются под колеса сами

 

Начнем с примеров. В ночь на 30 июня этого года на Кольцевой дороге Львова возле АЗС WOG под колесами автомобиля Chevrolet Aveo погиб пешеход, переходивший дорогу в запрещенном месте, которое к тому же не было освещено. Днем позднее, в ночь на 1 июня — смертельное ДТП уже на Окружной дороге в Киеве. Мужчину примерно 35–40 лет сбил грузовик Renault. Как видно на опубликованном в интернете видео, погибший, который с трудом держался на ногах, просто шел посреди дороги.

4 июля, город Надворная в Ивано-Франковской области: под колесами легковушки погибла 60-летняя женщина. Водитель автомобиля Renault Laguna, двигаясь по дороге Львов — Мукачево, ее просто не заметил. Женщина переходила дорогу в непредусмотренном месте. Несмотря на то, что погибшая явно игнорировала ПДД, по факту ДТП начато уголовное производство по ч. 2 ст. 286 УК Украины (нарушение правил безопасности дорожного движения, повлекшее смерть потерпевшего или тяжкое телесное повреждение). 29-летний водитель может оказаться за решеткой, где проведет от трех до восьми лет. У него также на три года могут отобрать водительские права.

6 июля 2018 года, улица Братиславская в Деснянском районе столицы — и снова смертельное ДТП с участием пешехода. Жигули, за рулем которого находился 47-летний водитель, сбил мужчину, протянув его по дороге почти 50 метров. Водитель утверждает, что сбитый был в неадекватном состоянии и сам бросился под колеса.

7 июля в Киеве произошло ДТП, которое испортило людям свадьбу. Пожилой мужчина внезапно выбежал под мост Метро на проезжую часть дороги, чего там делать категорически нельзя, и его сбил автомобиль Opel Astra, ехавший в сторону Почтовой площади. Опель вылетел на встречную и столкнулся с автомобилем Ford Transit, который был частью свадебного кортежа. К счастью, сам виновник аварии остался жив. А вот почему он решил перейти через дорогу именно таким образом, хотя там есть подземный переход, непонятно.

11 июля, снова Киев, улица Саперно-Слободская. Автомобиль Hyundai Accent насмерть сбил женщину, которая буквально бросилась ему под колеса. Причем, как отметили в полиции, рядом с местом аварии не было ни подземных, ни наземных пешеходных переходов, и что ее подвигло на такие действия, сказать сложно.

Hyundai Accent насмерть сбил женщину. Фото: kiev.informator.ua

Когда нарушать дорого, а наказания не избежать

Несмотря на то, что таких случаев, где виноваты в аварии именно пешеходы, вагон и маленькая тележка, наказывают их крайне редко. Да и само наказание — не наказание вовсе, а так, курам на смех. «Исходя из собственной практики работы автоадвокатом, а также следователем еще в милиции в отделе расследования ДТП следственного управления Полтавской области, могу авторитетно заявить: в подавляющем большинстве случаев в дорожно-транспортных происшествиях с участием пешеходов виноваты в том числе и пешеходы, — комментирует для «Ракурса» проблему правозащитник Станислав Шевченко. — То есть достаточно часто имеет место так называемая обоюдная форма вины, когда пешеход, нарушая ПДД, внезапно выбегает на проезжую часть, а водитель несвоевременно применяет торможение либо другие способы избежать ДТП».

По словам адвоката, если водителей хоть как-то более-менее дисциплинирует угроза ответственности, а также наличие каких-никаких полицейских на дороге, то пешеходы у нас практически безнаказанны. «Ответственность в Украине за переход проезжей части пешеходом в неустановленном месте предусматривает штраф в размере 51 грн, — поясняет Станислав Шевченко, — а если при этом пешеход был пьян, то аж 85 (!) грн. Если же он послужил источником создания аварийной ситуации на дороге, пешеходу может грозить штраф в размере 170 грн».

«…остановиться и навешать пешеходу»?

И еще один пример, из совсем свежих. 15 июля в Киеве на Чоколовском бульваре, прямо у площади Космонавтов, водитель сбил пешехода, который сам бросился под колеса. Благо дело, нарушитель остался жив, но в любом случае и его жизнь, и жизнь водителя теперь разделены надвое: на «до» аварии и «после» нее. Понятно, что в соцсетях по этому поводу, как и по поводу любой другой аварии, разгорелась дискуссия, в которой одни приняли сторону пострадавшего пешехода, а другие — водителя.

Аргументы примерно таковы: те, кто «за» водителя, говорят о том, что пешеходам, которых практически не наказывают за нарушение Правил дорожного движения, наплевать как на свою судьбу, так и на судьбы других людей. Ведь бросаясь под колеса автомобиля, причем неважно, просто на дороге или даже на пешеходном переходе, они не только не дорожат собственной жизнью, но и подставляют жизнь тех, кто в автомобиле, зачастую ломая им судьбы. Те же, кто оправдывает пешеходов, напоминают, что если бы водитель ехал не больше предусмотренных 50 км в час, проблемы можно было бы избежать. И даже, как советуют третьи, остановиться и «навешать пешеходу».

Чтобы читатель мог определиться с собственным мнением в данном вопросе, напомню некоторые положения действующих в нашей стране Правил дорожного движения. И да, лично я не оправдываю водителей, которые по каким-то причинам не успевают среагировать и предотвратить ДТП, но, как говорится, люби, Боже, правду. Так вот, в Правилах четко сказано, что участники дорожного движения (все, а не отдельные их категории!) обязаны знать и неукоснительно выполнять требования ПДД, а также быть взаимно вежливыми (п. 1.3). Причем «каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники выполняют данные Правила (п. 1.4)». К тому же «действия либо бездействие участников дорожного движения и других лиц не должны создавать опасность или препятствие для движения, угрожать жизни или здоровью граждан, причинять материальный ущерб (п. 1.5)».

Нужно убедиться в отсутствии транспортных средств

Причем это касается как водителей, так и пешеходов, которые должны понимать, что они — не стадо кур, которое вырвалось на огород и бежит куда глаза глядят. В тех же ПДД четко сказано, что пешеход — это «лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортных средств и не выполняющее на дороге какую-либо работу. К пешеходам приравниваются также лица, движущиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску».

Так вот, пешеходы (п. 4.7) «должны переходить проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе подземным и надземным, а в случае их отсутствия — на перекрестках по линиям тротуаров или обочин». Причем начинать движение, в том числе и по переходу, можно только после того, как пешеход убедится «в отсутствии приближающихся транспортных средств» (п. 4.10). Кроме права переходить по пешеходному переходу у пешеходов есть обязанность — они должны знать ПДД. А в п. 4.14 сказано, что «пешеходам запрещается: а) выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения; б) внезапно выходить, выбегать на проезжую часть, в том числе на пешеходный переход».

Реальное же поведение пешеходов хорошо иллюстрируется таким примером: когда в Киеве ремонтировали линию скоростного трамвая, возле остановки в районе универмага «Украина» построили современный надземный пешеходный переход. Тем не менее, люди его упрямо игнорировали — и соответствующие службы вынуждены были поставить возле остановки светофор и оборудовать пешеходный переход рядом с трамвайной остановкой, потому как пассажиры трамвая все равно бегали через дорогу. Посему все аргументы типа того, что пешеход чего-то там не знал, юридически не имеют под собой основания.

Правда, в данной ситуации часто непонятна позиция полиции, которая — даже в случае, когда одинаково нарушают обычный пешеход и тот, кто пять минут назад сидел за рулем, — предпочитает наказывать… водителя. «Я не против заплатить штраф, и да, был виноват, но такой подход меня просто возмутил, — рассказал «Ракурсу» киевлянин Юрий Николаевич. — Так случилось, что я, вместе с группой других людей, перебегал Окружную возле обойного рынка. А когда подошел к своему автомобилю, рядом вдруг материализовались полицейские и выписали мне штраф за нарушение. Говорю им: я же не один нарушил, почему вы других проигнорировали? В ответ мне сказали, что остальные — это обычные пешеходы и, мол, что с них возьмешь, если они даже без документов ходят? А кто мне объяснит, почему снова дискриминация водителя?»

В полиции же уверяют, что да, проблема с пешеходами есть, но они на эту проблему реагируют адекватно. Как сообщили «Ракурсу» в Департаменте патрульной полиции Украины, «патрульными полицейскими постоянно проводятся превентивные мероприятия и профилактические беседы с пешеходами с целью предупреждения нарушений ПДД. Так, в 2017 году составлено более 46 тыс. материалов об административных правонарушениях по причине нарушений требований ПДД пешеходами». Правда, в чем выражаются эти превентивные мероприятия, сказать сложно. К примеру, мне ни разу не приходилось видеть, чтобы полицейские останавливали людей, которые перебегают дорогу, где им нравится, и что-то им говорили. А ведь пешеходы не просто выбегают на дорогу, они почему-то считают, что могут при этом никуда не смотреть, да еще и быть с наушниками в ушах, то есть ничего не слышать. Чем чреваты такие «бананы в ушах», догадаться несложно.

Пешеходный переход — не велосипедный переезд

Жуткая по своей природе авария произошла 15 июня этого года в Харькове на перекрестке улиц Чкалова и Шишковской, когда машина скорой помощи наехала на 15-летнего паренька. Подросток, который отделался черепно-мозговой травмой, к счастью, остался жив. Но тут стоит рассказать саму фабулу происшествия: как оказалось, медики в это время спешили на помощь другому ребенку. Скорая ехала по всем правилам, с включенными звуковым и световым сигналами, то есть вопила на всю округу и мигала как новогодняя елка. Но парень все равно вышел на пешеходный переход: из-за того, что слушал музыку в наушниках, он не услышал приближение автомобиля. А водитель скорой, хоть и увидел подростка, затормозить просто не успел.

Пострадавшего мальчишку, конечно, жалко, но он нарушил как минимум два пункта Правил дорожного движения: он должен был убедиться, что выходить на дорогу безопасно. Кроме того, в ПДД есть еще пункт 4.13, в котором сказано, что «в случае приближения транспортного средства с включенным проблесковым маячком красного и/или синего цвета и/или специальным звуковым сигналом пешеходы должны воздержаться от перехода проезжей части или немедленно покинуть ее». Это во-первых. Во-вторых, хотят того пешеходы или нет, но знать действующие в стране Правила дорожного движения обязаны все его участники, невзирая на какие-то личные позиции. Если дети до 15 лет по какой-то причине не знают ПДД, родители не имеют права отпускать их одних. И пока пешеходы будут думать, что ПДД существуют только для водителей, мы будем иметь дело с такими авариями.

Кстати, подобным грешат не только подростки: несколькими днями ранее нечто подобное произошло в Херсоне, где на пешеходном переходе на перекрестке улиц Рабочей и Богуна под колеса скорой помощи попала пожилая женщина. Автомобиль тоже ехал с включенной сиреной и проблесковыми маячками, но женщина все равно вышла на переход, где и была сбита насмерть.

Показательны тут и случаи с правительственным кортежем. Самыми обсуждаемыми в соцсетях в последнее время были два происшествия. Первое случилось 6 марта на перекрестке Шелковичной и Институтской, когда под колесами автомобиля Volkswagen Passat из президентского кортежа оказался 88-летний дедушка, который выскочил на дорогу.

Второе — 31 мая на проспекте Григоренко, когда автомобиль Volkswagen Passat из сопровождения сбил на пешеходном переходе 13-летнего велосипедиста. Опять-таки, паренек не шел по переходу, держа велосипед за руль, как это должно быть согласно Правилам, а переезжал его на велосипеде. И к тому же не слышал приближения машин, хоть движение кортежа сопровождалось звуковыми сигналами (и на них работали проблесковые маячки), потому что в это время в ушах были наушники.

К счастью, мальчик остался жив, отделавшись переломом ключицы, ноги и травмой головы. А Facebook, как водится, взорвался комментариями разнополярной направленности. Федор Андрийчук, к примеру, считает, что «…если мелкий ехал по переходу, а не переводил велик, то тут вина полностью его и нечего пеной исходить. Сам пару раз чуть не сбил таких придурков — вылетает на дорогу из ниоткуда, а потом из водителя еще и виноватого делают». «Родители, учите детей Правилам дорожного движения!» — просит водитель и советует своим коллегам покупать видеорегистраторы.

В свою очередь Юлия Миколайчук обращает внимание на то, что «на тех пешеходных переходах по обе стороны проспекта давно пора поставить лежачие полицейские, каждый день там езжу, иногда из-за рекламных щитов на заборе не видно пешеходов, потом они резко появляются и даже не смотрят на дорогу». Кстати, в ПДД четко сказано (раздел 6 — требования к велосипедистам), что велосипедисту запрещается двигаться по пешеходным дорожкам, в том числе и по переходам.

«Вспомните сами и научите детей, прежде чем они сядут на велосипед, — разъясняет в Facebook Aleksandr Yurchenko. — На пешеходном переходе, ж/д переезде велосипед переводят в руках, а не переезжают его. Пару лет тому в Дарнице был подобный случай, ребенок на велосипеде переезжал по пешеходному переходу, водителя авто оправдали, благодаря регистратору и свидетелям, которые подтвердили, что парень «пешеходку» переехал, а еще заставили родителей возместить нанесенный ущерб автомобилисту. В этом случае может быть та же ситуация».

Артем Красников, включившись в дискуссию, напоминает, что «при прохождении колонны, а также спецтранспорта с маячками движение запрещено, в том числе и пешеходам, даже по зебре». Ведь, по словам еще одного участника дискуссии, Игоря Н., пешеходный переход не называют «велосипедным переездом», а значит, «по нему только пешком, поэтому в общих понятиях ПДД описано, кто такой пешеход. С пометкой, что тот, кто идет и катит велик, тоже пешеход и пользуется правилами для пешехода. Если же едет на велосипеде, то уже приравнивается к участнику движения, а за такое не только можно, но и нужно штрафовать…»

Невиновный не должен возмещать ущерб виноватому

Проблема смертей на пешеходных переходах имеет комплексный характер, отмечает в соцсетях и киевлянин Юрий Семак. Но в корне проблемы — непонимание ПДД и пренебрежение ими как водителями, так и пешеходами. Ведь пешеход обязан убедиться в отсутствии опасности и только тогда выходить на переход, и ни в коем случае не должен выбегать, тем более — выезжать на переход. «Водители должны пропускать пешеходов, которые уже находятся на переходе, — пишет Юрий Семак в своем посте, — а не, увидев пешехода где-то вдалеке, останавливаться и ждать, выйдет он на дорогу или не выйдет».

Как видим, если отбросить эмоции, которыми обычно сопровождаются аварии подобного толка, получается, что высокий уровень ДТП с участием пешеходов — это в большой степени результат их безответственности и игнорирования обязательных и для них тоже Правил дорожного движения.

«Пешеходы, с одной стороны, не несут ответственности за нарушения. Даже если нарушают на глазах у полиции, та ими не занимается, — комментирует проблему для «Ракурса» правозащитник Вадим Володарский. — Во-вторых, и это главное (полицейского к каждому нарушителю не приставишь в любом случае), по отношению к водителям по делам о ДТП с пешеходами существует колоссальная предвзятость. Водителя пытаются сделать виновным практически всегда. Даже если сама аварийная ситуация спровоцирована нарушившим все что угодно пешеходом. Кроме того, существует норма Гражданского кодекса об источнике повышенной опасности (ст. 1187), по которой даже признанный невиновным водитель возмещает ущерб виновному пешеходу».

Из-за всего этого у пешеходов, поясняет автоадвокат, складывается такая логическая цепочка: хотя реально виноват в ДТП сам пешеход, обвинят все равно водителя, а значит, можно и дальше нарушать. «К тому же такие аварии в статистической отчетности часто попадают в другие разделы, — говорит юрист. — Все это в совокупности вызывает рост аварийности, в том числе с тяжкими последствиями. Из-за этого роста гайки закручивают, опять же, в отношении водителей, что только стимулирует нарушать пешеходов... Получается замкнутый круг, и разорвать его можно только путем изменения законодательства и практики по таким ДТП. Если пешеходы не будут чувствовать себя априори правыми, они сто раз подумают, прежде чем побежать, когда им вздумается».

…И заключительный аккорд, касающийся утверждения, что водители не уважают и не пропускают пешеходов. На днях на своей страничке в Facebook мой хороший знакомый написал пост, который прекрасно иллюстрирует этот момент. «За долгие годы управления автомобилем видел многое, — сообщает он, — но то, что бросилось в глаза сегодня, — впервые. Подъезжаю к пешеходному переходу. На зебру выходит женщина лет шестидесяти. Достает губную помаду и, медленно двигаясь по переходу, красит ею губы, глядя в смартфон... Улица широкая, зебра длинная, машин с обеих сторон собралось немало, а мадам с абсолютно равнодушным видом идет по зебре и мажет губы». Что интересно, как сказал мне потом знакомый, никто даже не посигналил, так и смотрели с отвисшими челюстями…


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter